Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для её протекания.
Автор: Мещерякова Елена Геннадьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 24 "СКАЗКА" Населённый пункт: г. Тамбов Наименование материала: статья Тема: Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для её протекания. Раздел: дошкольное образование
по созданию благоприятных условий для её протекания.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего,
первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей
не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует
на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома,
капризничают и плачут перед входом в группу.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни
все меняется кардинальным образом.
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными
физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до
заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия
стрессовой ситуации).
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением
жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до
заискивания);
• многословность (задает много вопро¬сов, интересуется подробностями и
дета-лями из прожитого ребенком дня).
как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у
ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки.
• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В
детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях
она не была так важна.
• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
Чаще всего Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- частично участвовать в одевании, умывании.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных
и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого -
нервничать, плакать, капризничать.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Чего нельзя делать ни в коем случае
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните,
он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он
обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока
не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно
придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в
детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни
любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может
навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают
плохие люди. Тогда тревога не прой¬дет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если
малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный
день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее
целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры,
прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
• в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х
часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день,
какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание
на положительных моментах, так как именно родители такими короткими
замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше
перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки
он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять
все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически
отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о
том, как много интересного его ждет там.