Напоминание

Приобщение детей к наследию народа через уроки географии, внеклассные мероприятия и метапредметный подход в рамках введения ФГОС ООО


Автор: Гапочкина Людмила Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: Приобщение детей к наследию народа через уроки географии, внеклассные мероприятия и метапредметный подход в рамках введения ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад





«ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

(природоохранный социально-образовательный проект

МБДОУ «Детский сад № 35 «Метелица» г. Воркуты)

Составил:

Старший воспитатель:

Михайленко В.А.

2016 г.


Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов. Во-первых, это государственная политика в области образования. Ещё в апреле 2012 года федеральное правительство приняло документ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утверждённые Президентом Российской Федерации 30.04.2012. По поручению Президента Комиссией по экологической культуре и просвещению Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации с 2015 года начата разработка идеологии, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края. Актуальным являются и положения «Концепции экологического образования и просвещения населения Республики Коми», во введении к которой говорится о том, что на современном этапе отсутствует система непрерывного экологического образования и просвещения населения. Проект «Эколята-дошколята» и может стать ключом к первому этапу комплексной работы, направленной на воспитание у юных граждан страны сознательного поведения, «основанного на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по отношению к окружающей среде» («Концепции экологического образования и просвещения населения Республики Коми»). Во-вторых, актуальность проекта ещё и в том, что деятельность, осуществляемая в его рамках, работает на решение задач, определяемых ФГОС ДО, а именно: - освоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе; - развитие у детей любознательности и познавательной мотивации; Реализация данного проекта гармонично вписывается в реализацию основной образовательной программы дошкольного образования и помогает сформировать у воспитанников такие целевые ориентиры как установка положительного отношения к миру, интерес к причинно-следственным связям. Система работы, представленная в данном проекте и осуществляемая в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 «Метелица», является частью работы, осуществляемой в рамках городского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята».

Паспорт природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-

дошколята».

Цель:
Создание в МБДОУ «Детский сад № 35 «Метелица» г. Воркуты системы работы, направленной на формирование у дошкольников богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к природе.
Задачи:
1.Способствовать формированию у детей понимания собственной ответственности за состояние живой и неживой природы, воспитанию бережного и уважительного отношения к природе. 2. Обеспечить максимальные возможности для расширения кругозора дошкольников в области знаний и представлений о природе. 3. Развивать познавательные и творческие способности дошкольников через природоохранную деятельность. 4. Обе спечить активное сотрудниче ство с у бъ е к то в образовательных отношений на основе природоохранной, познавательной и опытно-экспериметальной деятельности.
Основные

принципы и

особенности

организации

работы внутри

проекта
- применение и использование «сквозных» и постоянных сказочных героев Эколят, способствующих повышению мотивации дошкольников к деятельности в рамках проекта и обеспечивающих рост интереса к происходящему; - включение в деятельность тем учебного пособия «Азбука Природолюбия». - приоритетное использование игровых приёмов взаимодействия с воспитанниками; - продуктивность деятельности (наличие продукта после каждого вида деятельности с детьми и взрослыми, позволяющего обеспечить повышение качества образовательного процесса и предполагающего его активное использование в дальнейшей природоохранной и экологической деятельности; - максимальное разнообразие видов деятельности, обеспечивающих достижение определённых результатов;
Характеристика

(направленность)

проекта
- природоохранный, социально-образовательный; - познавательно-игровой; - практико-ориентированный
Продолжительность
Долгосрочный: -Создание и апробация проекта с сентября 2016 года по декабрь 2017 года. - Ежегодное использование проекта в работе (корректировка содержания работы в соответствии с изменением в контингенте воспитанников и появлением новых тенденций в области экологического воспитания и современного образования).
Участники

образовательных

отношений внутри

проекта:
- педагогические работники МБДОУ; - воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет); - родители (законные представители) воспитанников; - представители учреждений социума: МБУК г. Воркуты «Централизованная библиотечная система» : ЦГБ им. А.С. Пушкина, Центральная детско-юношеская библиотека,
библиотека-филиал № 11 «Библиотека семейного чтения»; работники МБДОУ «Детский сад № 26 «Маячок» (использование музея МБДОУ № 26).
Ресурсы для

организации

деятельности:
- Иллюстративный материал; - Ноутбуки, компьютеры; - Мультимедийный проектор; - Коллекции природных материалов (требуется расширение и пополнение); - Оборудование для опытов и игр-экспериментирований (требуется обновление, пополнение);
Продукты:
- Методические разработки; - Детская литература на тему природы, окружающей среды, в том числе – энцикломедическая;
Результаты:
Наработка в МБДОУ № 35 практического опыта работы и создание соответствующих методических, материально- технических и дидактических условий для полноценного экологического воспитания дошкольников; Появление у воспитанников качественно новых качеств личности, обеспечивающих осознанное отношение к природе и окружающему миру.

Содержание работы в рамках природоохранного социально-образовательного проекта

«Эколята – дошколята».

Этап № 1. Организационный.

Продолжительность: 01.09.2016 – 15.10.2016

Сроки

Управленческая

деятельность, методическая

работа с педагогами

Сотрудничество с

семьями

воспитанников

Работа с детьми

Продукт проекта
01.09.2016 – 15.10.2016. - Изучение Концепции экологического образования и просвещения населения Республики Коми до 2025 г. - Изучение и обсуждение педагогическим коллективом Методических рекомендаций по реализации природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники природы». - Изучение Программ мероприятий на сайте «Эколята.РФ. - Издание Приказа об организации деятельности по реализации природоохранного социально-экологического проекта «Эколята-дошколята» (далее – Проект). - Разработка Проекта; - Создание на официальном сайте МБДОУ раздела «Эколята-дошколята». - Внесение изменений в содержание части, - Консультации для родителей (законных представителей) воспитанников о сути и актуальности деятельности и сотрудничества в рамках Проекта. - Оформление в МБДОУ стенда «Природоохранный социально- образовательный проект «Эколята- дошколята» (совместно педагоги и родители). - Создание костюмов Эколят: Ёлочка, Шалун, Тихоня и Умница (совместно педагоги и родители). - Активизирующее тематическое общение с детьми на темы «Знакомство с Эколятами»; - Включение в совместную игровую, экспериментальную деятельность образов сказочных героев Эколят. - Игровой утренник «Посвящение в Эколята» (совмещение с Праздником Осени). - Целевая прогулка в парк (сквер) «Природа засыпает. Как сберечь её сон». - Экскурсия в тундру «Золотая сереная осень» (ознакомление с сезонными процессами в мире тундры) - Цикл Субботников (дети, родители, педагогические работники) «Осенний подарок природе родного, или Очистим планету от мусора» (акция чистоты и очистки от мусора территорий, прилегающих к МБДОУ с фоторепортажем). Субботник подразумевает вводную «праздничную часть», в которой участники субботника делятся на команды, приветствуют друг друга речёвками; субботник основан на соревновании – кто соберёт и ликвидирует больше мусора; «Эколята» поздравляют всех участников и победителей. Завершение – музыкальная - Стенд «Природоохранный социально- образовательный проект «Эколята-дошколята»; - Эмблема «Эколята- дошколята». - Костюмы героев – эколят. - План Проекта. - План совместной образовательной деятельности педагогов с детьми в рамках реализации Проекта (циклы игровых занятий, игр- экспериментирований, целевых прогулок, походов, трудовых и природоохранных акций, экологических акций, объединённых единой темой «Сказочные эколята и эколята- дошколята»). - Поделки из бросового
формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО (план совместной образовательной деятельности в рамках Проекта).
- Предоставление на

электронную почту ГУДО РК

«Республиканский центр

экологического образования»

материалов по итогам

организационного этапа

Проекта: методические

разработки, фоторепортажи,

описание деятельности
(для последующего размещения данных материалов на сайте в разделе «Мероприятия» администраторами ГУДО РК «РЦЭО»

в начале этапа и по окончании организационного этапа
.
- Оформление выставки- фотоотчёта «Как мы в гостях у осени были» (по итогам экскурсии в осеннюю тундру) - Изготовление эмблемы «Эколята- дошколята» (совместно педагоги и родители). - Распечатка Свидетельств участников Проекта «Эколята – дошколята». - Создание банка ЭОР (мультфильмы на природоохранную тематику) (совместно педагоги и родители). - Участие в выставке поделок из бросового материала «Вторя жизнь ненужных вещей» (идея – не загрязняем окружающую среду, создаём красоту). часть. - Проведение в совместной деятельности мероприятий в рамках Плана совместной образовательной деятельности педагогов (циклы игровых занятий, игр- экспериментирований, целевых прогулок, походов, трудовых и природоохранных акций, экологических акций, чтения книг, выставок творческих работ, объединённых единой темой «Сказочные эколята и эколята-дошколята»).
Тематическая неделя, приуроченная к

04.10.2016 – Всемирному Дню защитника

животных –
проведение образовательных мероприятий, направленных на изучение мира животных и воспитание бережного отношения к ним. - Выставка поделок из бросового материала «Вторя жизнь ненужных вещей» (идея – не загрязняем окружающую среду, создаём красоту). материала. - Электронные копилки фотоотчётов о проведённых мероприятиях
2. Этап плановой работы.

2.1. «Зимний сезон»

Продолжительность 15.10.2016 – 28.02.2017

Сроки

Управленческая

деятельность, методическая

работа с педагогами

Сотрудничество с

семьями

воспитанников

Работа с детьми

Продукт проекта
15.10.2016 - Разработка сценариев - Совместное с - Развивающее общение на тему «Что такое - Мультимедийные
– 28.02.2017 познавательных целевых прогулок на темы «Волшебная красота северной зимней природы», «Почему снег бывает разный», «Наблюдаем за погодой и общаемся с природой», «Ищем ошибки человека, которые ранят природу». - Ежемесячное подведение итогов в рамках реализации проекта на заседании коллегиальных органов. - Размещение на официальном сайте МБДОУ отчётов о проведённой работе в рамках Проекта. - Участие во всероссийских конкурсах «Лучший конспект занятия с детьми на открытом воздухе» и «Природа и фантазия» (Сайт «Педразвитие. Всероссийские конкурсы для воспитателей). - Начало участия в экологических конкурсах (до 16.12.2016 – 1-ый этап) на сайте herzenlib. ru: Международный проект конкурса-выставки детского творчества «Красная книга глазами детей». - Пополнение фондов МБДОУ энциклопедической литературой на тему Мира Природы, экологии. педагогами изготовление мультимедийных познавательно- развивающих презентаций «Что такое заповедники и национальные парки». - Помощь в пополнении фондов МБДОУ энциклопедической литературой на тему Мира Природы, экологии. заповедники и национальные парки» с использованием мультимедийных презентаций (к 11.01. – Дню заповедников и национальных парков). - Цикл познавательных целевых прогулок на темы «Волшебная красота северной зимней природы», «Почему снег бывает разный», «Наблюдаем за погодой и общаемся с природой», «Ищем ошибки человека, которые ранят природу». - Тематический досуг «Зимнее путешествие эколят». - До 16.12.2016 – участие в Международном проекте конкурса-выставки детского творчества «Красная книга глазами детей». - Выставка поделок на прогулочном участке «Снежные чудеса для игр и физкультуры». - Проведение в совместной деятельности мероприятий в рамках Плана совместной образовательной деятельности педагогов (циклы игровых занятий, игр- экспериментирований, целевых прогулок, походов, трудовых и природоохранных акций, экологических акций, чтения книг, выставок творческих работ, объединённых единой темой «Сказочные эколята и эколята-дошколята»). - Участие в городских выставках, мероприятиях и конкурсах экологической направленности. презентации «Что такое заповедники и национальные парки». - Сценарии познавательных целевых прогулок на темы «Волшебная красота северной зимней природы», «Почему снег бывает разный», «Наблюдаем за погодой и общаемся с природой», «Ищем ошибки человека, которые ранят природу». - Сценарий тематического досуга «Зимнее путешествие эколят». - ЭОР: Методическое информационно- дидактическое пособие «Экологическая северная Азбука».

- Предоставление на

электронную почту ГУДО РК

«Республиканский центр

экологического образования»

материалов по итогам

«Зимнего сезона» «Проекта:

методические разработки,

фоторепортажи, описание

деятельности
(для последующего размещения данных материалов на сайте в разделе «Мероприятия» администраторами ГУДО РК «РЦЭО»
).
- Приобретение посредством использования Интернет- ресурсов: компакт-дисков «Азбука природолюбия», «Живая азбука», «Букварь леса». - Разработка ЭОР: методического информационно- дидактического пособия «Экологическая северная Азбука». Проведение презентации эксклюзивного пособия для родителей и коллег.
2. Этап плановой работы.

2.2. «Весенний сезон»
Продолжительность: 01.03.2017 – 31.05.2017
Сроки

Управленческая

деятельность, методическая

работа с педагогами

Сотрудничество с

семьями

воспитанников

Работа с детьми

Продукт проекта
- Создание образовательной мультимедийной презентации - Участие в оформлении
- К 01.03.2016 тематическая неделя

«Прекрасней кошки нет на свете
ЭОР: мультимедийная презентация «История
«История кошки. Неизвестные и интересные факты из жизни кошек» - Участие в городских методических и конкурсных мероприятиях экологической направленности. - Ежемесячное подведение итогов в рамках реализации проекта на заседании коллегиальных органов. - Размещение на официальном сайте МБДОУ отчётов о проведённой работе в рамках Проекта. - К 15.04. (День Экологических знаний») – презентация-защита педагогических идей в форме мини-проектов по организации экологической просветительской акции (мероприятия) для дошкольников с участием семей. - Разработка перспективного плана развивающих образовательных ситуаций «Уроки природолюбия» (цикл из 5-ти игровых занятий).
- Предоставление на

электронную почту ГУДО РК

«Республиканский центр

экологического образования»

материалов по итогам

«Весеннего сезона» «Проекта:

методические разработки,
фотовыставки Фотовыставка «Вот такие наши кошки». _ Помощь в создании образовательной мультимедийной презентации «История кошки. Неизвестные и интересные факты из жизни кошек». - Помощь в проведении конкурса на лучшую кормушку для птиц.
существа».
Фотовыставка «Вот такие наши кошки». Цикл образовательных ситуаций «Человек и кошка» (составление описательных и сюжетных рассказов), «Что значит – заботиться о кошках». Просмотр образовательной мультимедийной презентации «История кошки. Неизвестные и интересные факты из жизни кошек». - Познавательно-досуговое мероприятие « Эколята – друзья и защитники природы».
- Тематическая неделя

К 01.04.2016 –

Международному дню Птиц
. Образовательные ситуации «Польза птиц», «Птицы разных стран и широт», «Птицы Севера». Конкурс на лучшую кормушку для птиц. Акция «Кормушка для птиц».
- 15.04. – 05.05 Акция «Защита

окружающей среды»
(Комплекс воспитательных мероприятий с участием главных героев-эколят Ёлочки, Шалуна, Тихони и Умницы): викторина на знание правил бережного отношения к природе, музыкально-литературный досуг «О красоте природы расскажем всем друзьям» и т.п.). -
22.04. Всемирный День Земли.
Проведение уроков Природолюбия с участием главных героев-эколят Ёлочки, Шалуна, Тихони и Умницы (цикл из 5-ти игровых занятий).. - Участие в городском конкурсе детских проектов «Я – юный исследователь». - Участие в различных муниципальных мероприятий экологической направленности. кошки. Неизвестные и интересные факты из жизни кошек». - Фотографии кошек. - Кормушки для птиц. - Мини-проекты по организации экологической просветительской акции (мероприятия) для дошкольников с участием семей на различные темы. - Конспект музыкально- литературного досуга «О красоте природы расскажем всем друзьям». - Перспективный план цикла развивающих образовательных ситуаций «Уроки природолюбия» с участием главных героев- эколят Ёлочки, Шалуна, Тихони и Умницы.

фоторепортажи, описание

деятельности
(для последующего размещения данных материалов на сайте в разделе «Мероприятия» администраторами ГУДО РК «РЦЭО»
).

2. Этап плановой работы.

2.3. «Летний сезон»

Продолжительность – 01.06.2017 – 31.08.2017

Сроки

Управленческая

деятельность, методическая

работа с педагогами

Сотрудничество с

семьями

воспитанников

Работа с детьми

Продукт проекта
- Организационно- управленческая работа по проведению фотоконкурса среди педагогов и семей «Сохраним это чудо!» (редкие и оригинальные кадры красоты природы родного края, города, сделанные собственноручно участниками конкурса). - Разработка плана тематической недели «Вода и жизнь». - Создание мультимедийных презентаций «Водоёмы нашей планеты – разные и прекрасные».
- Предоставление на

электронную почту ГУДО РК
- Участие в акции «Зелёные островки городов» (работа по очистке газонов, озеленению отдельных участков в городе на территории микрорайона детского сада). - Участие в фотоконкурсе среди педагогов и семей «Сохраним это чудо!» - Цикл тематических экскурсий в летнюю тундру «Эколята в гостях у северного лета». Фоторепортажи. - Выставка рисунков и творческих работ «Северное лето мхами, травами одето».
- К 06.06.2017 (Международному Дню

очистки водоёмов»).
Тематическая неделя на тему «Вода и жизнь»: опыты- экспериментирования по изучению свойств воды; экскурсии к водоёму городского парка, р .Воркуте и беседа о том, почему необходимо соблюдать чистоту водоёмов; просмотр мультимедийной презентации «Водоёмы нашей планеты – разные и прекрасные». -
К 02.08. 2017
(День Оленя) выставка рисунков и творческих работ «Северный Олень». - Сценарии тематических экскурсий в летнюю тундру «Эколята в гостях у северного лета». - Коллекция творческих работ «Северное лето мхами, травами одето». - Автрские фотографии родителей и педагогов «Сохраним это чудо!» - План тематической недели «Вода и жизнь!» - Мультимедийная презентация «Водоёмы нашей планеты – разные и прекрасные».

«Республиканский центр

экологического образования»

материалов по итогам

«Летнего сезона» «Проекта:

методические разработки,

фоторепортажи, описание

деятельности.

3. Итоговый этап.

01.09.2017 – 31.12.2017.

Сроки

Управленческая

деятельность, методическая

работа с педагогами

Сотрудничество с

семьями

воспитанников

Работа с детьми

Продукт проекта
- Создание «Игротеки природолюбия» (коллекция дидактических игр по тематике сохранения природы). - Подготовка и проведение конкурса между группами «Мы пишем письмо природе» (по номинациям «Я знаю, как беречь природу», «Хочу разгадать твою тайну, природа», «Вот, что мы узнали о тебе…..»). - Обобщение опыта работы в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» (систематизация наработанных методических, дидактических, информационных ресурсов; дополнение накопленных материалов, хронологизация). - Презентация опыта работы на - Участие в конкурсе «Мы пишем письмо природе» (по номинациям «Я знаю, как беречь природу», «Хочу разгадать твою тайну, природа», «Вот, что мы узнали о тебе…..»). - Участие в подготовке к итоговому познавательно- развлекательному мероприятию «Эколята- дошколята – знатоки и друзья природы». - Конкурс между группами «Мы пишем письмо природе» (по номинациям «Я знаю, как беречь природу», «Хочу разгадать твою тайну, природа», «Вот, что мы узнали о тебе…..»). - Выставка стенгазет «Эколята-дошколята за чистый мир». - Итоговое познавательно-развлекательное мероприятие «Эколята-дошколята – знатоки и друзья природы» - Стенгазеты «Эколята- дошколята за чистый мир». - Комплект материалов, систематизированные в хронологическом и тематическом порядке – обобщённый опыт работы в рамках природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята-дошколята».
различных дистанционных конкурсах, мероприятиях. - Подготовка итогового познавательно- развлекательного мероприятия «Эколята-дошколята – знатоки и друзья природы» - Размещение итогового отчёта на официальном сайте МБДОУ.


В раздел образования