Приобщение детей к наследию народа через уроки географии, внеклассные мероприятия и метапредметный подход в рамках введения ФГОС ООО
Автор: Гапочкина Людмила Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ СОШ №32 города Ставрополя Населённый пункт: город Ставрополь Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: Приобщение детей к наследию народа через уроки географии, внеклассные мероприятия и метапредметный подход в рамках введения ФГОС ООО Раздел: среднее образование
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта обусловлена рядом факторов.
Во-первых, это государственная политика в области образования. Ещё в апреле
2012
года
федеральное
правительство
приняло
документ
«Основы
государственной
политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030
года»,
утверждённые
Президентом
Российской
Федерации
30.04.2012.
По
поручению
Президента
Комиссией
по
экологической
культуре
и
просвещению
Федерального
экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской
Федерации
с
2015
года
начата
разработка
идеологии,
позволяющая
сформировать
у
ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края.
Актуальным являются и положения «Концепции экологического образования и
просвещения населения Республики Коми», во введении к которой говорится о том, что
на современном этапе отсутствует система непрерывного экологического образования и
просвещения населения.
Проект «Эколята-дошколята» и может стать ключом к первому этапу комплексной
работы, направленной на воспитание у юных граждан страны сознательного поведения,
«основанного на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по
отношению
к
окружающей
среде»
(«Концепции
экологического
образования
и
просвещения населения Республики Коми»).
Во-вторых, актуальность проекта ещё и в том, что деятельность, осуществляемая в
его рамках, работает на решение задач, определяемых ФГОС ДО, а именно:
- освоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие у детей любознательности и познавательной мотивации;
Реализация
данного
проекта
гармонично
вписывается
в
реализацию
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования
и
помогает
сформировать
у
воспитанников такие целевые ориентиры как установка положительного отношения к
миру, интерес к причинно-следственным связям.
Система
работы,
представленная
в
данном
проекте
и
осуществляемая
в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35
«Метелица»,
является
частью
работы,
осуществляемой
в
рамках
городского
природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – дошколята».
Паспорт природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-
дошколята».
Цель:
Создание в МБДОУ «Детский сад № 35 «Метелица» г. Воркуты
системы работы, направленной на формирование у
дошкольников богатого внутреннего мира и системы
ценностного отношения к природе.
Задачи:
1.Способствовать
формированию
у
детей
понимания
собственной
ответственности
за
состояние
живой
и
неживой
природы, воспитанию бережного и уважительного отношения к
природе.
2.
Обеспечить
максимальные
возможности
для
расширения
кругозора дошкольников в области знаний и представлений о
природе.
3.
Развивать
познавательные
и
творческие
способности
дошкольников через природоохранную деятельность.
4.
Обе спечить
активное
сотрудниче ство
с у бъ е к то в
образовательных
отношений
на
основе
природоохранной,
познавательной и опытно-экспериметальной деятельности.
Основные
принципы и
особенности
организации
работы внутри
проекта
- применение и использование «сквозных» и постоянных
сказочных героев Эколят, способствующих повышению
мотивации дошкольников к деятельности в рамках проекта и
обеспечивающих рост интереса к происходящему;
- включение в деятельность тем учебного пособия «Азбука
Природолюбия».
- приоритетное использование игровых приёмов взаимодействия
с воспитанниками;
- продуктивность деятельности (наличие продукта после
каждого вида деятельности с детьми и взрослыми,
позволяющего обеспечить повышение качества образовательного
процесса и предполагающего его активное использование в
дальнейшей природоохранной и экологической деятельности;
- максимальное разнообразие видов деятельности,
обеспечивающих достижение определённых результатов;
Характеристика
(направленность)
проекта
- природоохранный, социально-образовательный;
- познавательно-игровой;
- практико-ориентированный
Продолжительность
Долгосрочный:
-Создание и апробация проекта с сентября 2016 года по декабрь
2017 года.
- Ежегодное использование проекта в работе (корректировка
содержания работы в соответствии с изменением в контингенте
воспитанников и появлением новых тенденций в области
экологического воспитания и современного образования).
Участники
образовательных
отношений внутри
проекта:
- педагогические работники МБДОУ;
- воспитанники старшего дошкольного возраста (5 – 8 лет);
- родители (законные представители) воспитанников;
- представители учреждений социума: МБУК г. Воркуты
«Централизованная библиотечная система» : ЦГБ им. А.С.
Пушкина, Центральная детско-юношеская библиотека,
библиотека-филиал № 11 «Библиотека семейного чтения»;
работники МБДОУ «Детский сад № 26 «Маячок»
(использование музея МБДОУ № 26).
Ресурсы для
организации
деятельности:
- Иллюстративный материал;
- Ноутбуки, компьютеры;
- Мультимедийный проектор;
- Коллекции природных материалов (требуется расширение и
пополнение);
- Оборудование для опытов и игр-экспериментирований
(требуется обновление, пополнение);
Продукты:
- Методические разработки;
- Детская литература на тему природы, окружающей среды, в
том числе – энцикломедическая;
Результаты:
Наработка в МБДОУ № 35 практического опыта работы и
создание соответствующих методических, материально-
технических и дидактических условий для полноценного
экологического воспитания дошкольников;
Появление у воспитанников качественно новых качеств
личности, обеспечивающих осознанное отношение к природе и
окружающему миру.
Содержание работы в рамках природоохранного социально-образовательного проекта
«Эколята – дошколята».
Этап № 1. Организационный.
Продолжительность: 01.09.2016 – 15.10.2016
Сроки
Управленческая
деятельность, методическая
работа с педагогами
Сотрудничество с
семьями
воспитанников
Работа с детьми
Продукт проекта
01.09.2016
–
15.10.2016.
- Изучение Концепции
экологического образования и
просвещения населения
Республики Коми до 2025 г.
- Изучение и обсуждение
педагогическим коллективом
Методических рекомендаций по
реализации природоохранных
социально-образовательных
проектов «Эколята-дошколята»,
«Эколята» и «Молодые
защитники природы».
- Изучение Программ
мероприятий на сайте
«Эколята.РФ.
- Издание Приказа об
организации деятельности по
реализации природоохранного
социально-экологического
проекта «Эколята-дошколята»
(далее – Проект).
- Разработка Проекта;
- Создание на официальном
сайте МБДОУ раздела
«Эколята-дошколята».
- Внесение изменений в
содержание части,
- Консультации для
родителей
(законных
представителей)
воспитанников о
сути и
актуальности
деятельности и
сотрудничества в
рамках Проекта.
- Оформление в
МБДОУ стенда
«Природоохранный
социально-
образовательный
проект «Эколята-
дошколята»
(совместно
педагоги и
родители).
- Создание
костюмов Эколят:
Ёлочка, Шалун,
Тихоня и Умница
(совместно
педагоги и
родители).
- Активизирующее тематическое общение с
детьми на темы «Знакомство с Эколятами»;
- Включение в совместную игровую,
экспериментальную деятельность образов
сказочных героев Эколят.
- Игровой утренник «Посвящение в
Эколята» (совмещение с Праздником
Осени).
- Целевая прогулка в парк (сквер) «Природа
засыпает. Как сберечь её сон».
- Экскурсия в тундру «Золотая сереная
осень» (ознакомление с сезонными
процессами в мире тундры)
- Цикл Субботников (дети, родители,
педагогические работники) «Осенний
подарок природе родного, или Очистим
планету от мусора» (акция чистоты и
очистки от мусора территорий,
прилегающих к МБДОУ с фоторепортажем).
Субботник подразумевает вводную
«праздничную часть», в которой участники
субботника делятся на команды,
приветствуют друг друга речёвками;
субботник основан на соревновании – кто
соберёт и ликвидирует больше мусора;
«Эколята» поздравляют всех участников и
победителей. Завершение – музыкальная
- Стенд
«Природоохранный
социально-
образовательный проект
«Эколята-дошколята»;
- Эмблема «Эколята-
дошколята».
- Костюмы героев –
эколят.
- План Проекта.
- План совместной
образовательной
деятельности педагогов с
детьми в рамках
реализации Проекта
(циклы игровых занятий,
игр-
экспериментирований,
целевых прогулок,
походов, трудовых и
природоохранных акций,
экологических акций,
объединённых единой
темой «Сказочные
эколята и эколята-
дошколята»).
- Поделки из бросового
формируемой участниками
образовательных отношений
ООП ДО (план совместной
образовательной деятельности в
рамках Проекта).
- Предоставление на
электронную почту ГУДО РК
«Республиканский центр
экологического образования»
материалов по итогам
организационного этапа
Проекта: методические
разработки, фоторепортажи,
описание деятельности (для
последующего размещения
данных материалов на сайте в
разделе «Мероприятия»
администраторами ГУДО РК
«РЦЭО» в начале этапа и по
окончании организационного
этапа .
- Оформление выставки-
фотоотчёта «Как мы в гостях у
осени были» (по итогам
экскурсии в осеннюю тундру)
- Изготовление
эмблемы «Эколята-
дошколята»
(совместно
педагоги и
родители).
- Распечатка
Свидетельств
участников Проекта
«Эколята –
дошколята».
- Создание банка
ЭОР (мультфильмы
на
природоохранную
тематику)
(совместно
педагоги и
родители).
- Участие в
выставке поделок
из бросового
материала «Вторя
жизнь ненужных
вещей» (идея – не
загрязняем
окружающую
среду, создаём
красоту).
часть.
- Проведение в совместной деятельности
мероприятий в рамках Плана совместной
образовательной деятельности педагогов
(циклы игровых занятий, игр-
экспериментирований, целевых прогулок,
походов, трудовых и природоохранных
акций, экологических акций, чтения книг,
выставок творческих работ, объединённых
единой темой «Сказочные эколята и
эколята-дошколята»).
Тематическая неделя, приуроченная к
04.10.2016 – Всемирному Дню защитника
животных – проведение образовательных
мероприятий, направленных на изучение
мира животных и воспитание бережного
отношения к ним.
- Выставка поделок из бросового материала
«Вторя жизнь ненужных вещей» (идея – не
загрязняем окружающую среду, создаём
красоту).
материала.
- Электронные копилки
фотоотчётов о
проведённых
мероприятиях
2. Этап плановой работы.
2.1. «Зимний сезон»
Продолжительность 15.10.2016 – 28.02.2017
Сроки
Управленческая
деятельность, методическая
работа с педагогами
Сотрудничество с
семьями
воспитанников
Работа с детьми
Продукт проекта
15.10.2016
- Разработка сценариев
- Совместное с
- Развивающее общение на тему «Что такое
- Мультимедийные
–
28.02.2017
познавательных целевых
прогулок на темы «Волшебная
красота северной зимней
природы», «Почему снег бывает
разный», «Наблюдаем за
погодой и общаемся с
природой», «Ищем ошибки
человека, которые ранят
природу».
- Ежемесячное подведение
итогов в рамках реализации
проекта на заседании
коллегиальных органов.
- Размещение на официальном
сайте МБДОУ отчётов о
проведённой работе в рамках
Проекта.
- Участие во всероссийских
конкурсах «Лучший конспект
занятия с детьми на открытом
воздухе» и «Природа и
фантазия» (Сайт «Педразвитие.
Всероссийские конкурсы для
воспитателей).
- Начало участия в
экологических конкурсах (до
16.12.2016 – 1-ый этап) на сайте
herzenlib.
ru:
Международный проект
конкурса-выставки детского
творчества «Красная книга
глазами детей».
- Пополнение фондов МБДОУ
энциклопедической
литературой на тему Мира
Природы, экологии.
педагогами
изготовление
мультимедийных
познавательно-
развивающих
презентаций «Что
такое заповедники
и национальные
парки».
- Помощь в
пополнении фондов
МБДОУ
энциклопедической
литературой на
тему Мира
Природы, экологии.
заповедники и национальные парки» с
использованием мультимедийных
презентаций (к 11.01. – Дню заповедников и
национальных парков).
- Цикл познавательных целевых прогулок на
темы «Волшебная красота северной зимней
природы», «Почему снег бывает разный»,
«Наблюдаем за погодой и общаемся с
природой», «Ищем ошибки человека,
которые ранят природу».
- Тематический досуг «Зимнее путешествие
эколят».
- До 16.12.2016 – участие в Международном
проекте конкурса-выставки детского
творчества «Красная книга глазами детей».
- Выставка поделок на прогулочном участке
«Снежные чудеса для игр и физкультуры».
- Проведение в совместной деятельности
мероприятий в рамках Плана совместной
образовательной деятельности педагогов
(циклы игровых занятий, игр-
экспериментирований, целевых прогулок,
походов, трудовых и природоохранных
акций, экологических акций, чтения книг,
выставок творческих работ, объединённых
единой темой «Сказочные эколята и
эколята-дошколята»).
- Участие в городских выставках,
мероприятиях и конкурсах экологической
направленности.
презентации «Что такое
заповедники и
национальные парки».
- Сценарии
познавательных целевых
прогулок на темы
«Волшебная красота
северной зимней
природы», «Почему снег
бывает разный»,
«Наблюдаем за погодой и
общаемся с природой»,
«Ищем ошибки человека,
которые ранят природу».
- Сценарий тематического
досуга «Зимнее
путешествие эколят».
- ЭОР: Методическое
информационно-
дидактическое пособие
«Экологическая северная
Азбука».
- Предоставление на
электронную почту ГУДО РК
«Республиканский центр
экологического образования»
материалов по итогам
«Зимнего сезона» «Проекта:
методические разработки,
фоторепортажи, описание
деятельности (для
последующего размещения
данных материалов на сайте в
разделе «Мероприятия»
администраторами ГУДО РК
«РЦЭО» ).
- Приобретение посредством
использования Интернет-
ресурсов: компакт-дисков
«Азбука природолюбия»,
«Живая азбука», «Букварь
леса».
- Разработка ЭОР:
методического информационно-
дидактического пособия
«Экологическая северная
Азбука». Проведение
презентации эксклюзивного
пособия для родителей и коллег.
2. Этап плановой работы.
Продукт проекта
- Создание образовательной
мультимедийной презентации
- Участие в
оформлении
- К 01.03.2016 тематическая неделя
«Прекрасней кошки нет на свете
ЭОР: мультимедийная
презентация «История
«История кошки. Неизвестные
и интересные факты из жизни
кошек»
- Участие в городских
методических и конкурсных
мероприятиях экологической
направленности.
- Ежемесячное подведение
итогов в рамках реализации
проекта на заседании
коллегиальных органов.
- Размещение на официальном
сайте МБДОУ отчётов о
проведённой работе в рамках
Проекта.
- К 15.04. (День Экологических
знаний») – презентация-защита
педагогических идей в форме
мини-проектов по организации
экологической
просветительской акции
(мероприятия) для
дошкольников с участием
семей.
- Разработка перспективного
плана развивающих
образовательных ситуаций
«Уроки природолюбия» (цикл
из 5-ти игровых занятий).
- Предоставление на
электронную почту ГУДО РК
«Республиканский центр
экологического образования»
материалов по итогам
«Весеннего сезона» «Проекта:
методические разработки,
фотовыставки
Фотовыставка «Вот
такие наши
кошки».
_ Помощь в
создании
образовательной
мультимедийной
презентации
«История кошки.
Неизвестные и
интересные факты
из жизни кошек».
- Помощь в
проведении
конкурса на
лучшую кормушку
для птиц.
существа». Фотовыставка «Вот такие наши
кошки». Цикл образовательных ситуаций
«Человек и кошка» (составление
описательных и сюжетных рассказов), «Что
значит – заботиться о кошках». Просмотр
образовательной мультимедийной
презентации «История кошки. Неизвестные
и интересные факты из жизни кошек».
- Познавательно-досуговое мероприятие «
Эколята – друзья и защитники природы».
- Тематическая неделя
К 01.04.2016 –
Международному дню Птиц .
Образовательные ситуации «Польза птиц»,
«Птицы разных стран и широт», «Птицы
Севера». Конкурс на лучшую кормушку для
птиц. Акция «Кормушка для птиц».
- 15.04. – 05.05 Акция «Защита
окружающей среды» (Комплекс
воспитательных мероприятий с участием
главных героев-эколят Ёлочки, Шалуна,
Тихони и Умницы): викторина на знание
правил бережного отношения к природе,
музыкально-литературный досуг «О красоте
природы расскажем всем друзьям» и т.п.).
- 22.04. Всемирный День Земли.
Проведение уроков Природолюбия с
участием главных героев-эколят Ёлочки,
Шалуна, Тихони и Умницы (цикл из 5-ти
игровых занятий)..
- Участие в городском конкурсе детских
проектов «Я – юный исследователь».
- Участие в различных муниципальных
мероприятий экологической
направленности.
кошки. Неизвестные и
интересные факты из
жизни кошек».
- Фотографии кошек.
- Кормушки для птиц.
- Мини-проекты по
организации
экологической
просветительской акции
(мероприятия) для
дошкольников с участием
семей на различные темы.
- Конспект музыкально-
литературного досуга «О
красоте природы
расскажем всем друзьям».
- Перспективный план
цикла развивающих
образовательных
ситуаций «Уроки
природолюбия» с
участием главных героев-
эколят Ёлочки, Шалуна,
Тихони и Умницы.
фоторепортажи, описание
деятельности (для
последующего размещения
данных материалов на сайте в
разделе «Мероприятия»
администраторами ГУДО РК
«РЦЭО» ).
2. Этап плановой работы.
2.3. «Летний сезон»
Продолжительность – 01.06.2017 – 31.08.2017
Сроки
Управленческая
деятельность, методическая
работа с педагогами
Сотрудничество с
семьями
воспитанников
Работа с детьми
Продукт проекта
- Организационно-
управленческая работа по
проведению фотоконкурса
среди педагогов и семей
«Сохраним это чудо!» (редкие и
оригинальные кадры красоты
природы родного края, города,
сделанные собственноручно
участниками конкурса).
- Разработка плана
тематической недели «Вода и
жизнь».
- Создание мультимедийных
презентаций «Водоёмы нашей
планеты – разные и
прекрасные».
- Предоставление на
электронную почту ГУДО РК
- Участие в акции
«Зелёные островки
городов» (работа по
очистке газонов,
озеленению
отдельных участков
в городе на
территории
микрорайона
детского сада).
- Участие в
фотоконкурсе среди
педагогов и семей
«Сохраним это
чудо!»
- Цикл тематических экскурсий в летнюю
тундру «Эколята в гостях у северного лета».
Фоторепортажи.
- Выставка рисунков и творческих работ
«Северное лето мхами, травами одето».
- К 06.06.2017 (Международному Дню
очистки водоёмов»). Тематическая неделя
на тему «Вода и жизнь»: опыты-
экспериментирования по изучению свойств
воды; экскурсии к водоёму городского парка,
р .Воркуте и беседа о том, почему
необходимо соблюдать чистоту водоёмов;
просмотр мультимедийной презентации
«Водоёмы нашей планеты – разные и
прекрасные».
- К 02.08. 2017 (День Оленя) выставка
рисунков и творческих работ «Северный
Олень».
- Сценарии тематических
экскурсий в летнюю
тундру «Эколята в гостях
у северного лета».
- Коллекция творческих
работ «Северное лето
мхами, травами одето».
- Автрские фотографии
родителей и педагогов
«Сохраним это чудо!»
- План тематической
недели «Вода и жизнь!»
- Мультимедийная
презентация «Водоёмы
нашей планеты – разные и
прекрасные».
«Республиканский центр
экологического образования»
материалов по итогам
«Летнего сезона» «Проекта:
методические разработки,
фоторепортажи, описание
деятельности.
3. Итоговый этап.
01.09.2017 – 31.12.2017.
Сроки
Управленческая
деятельность, методическая
работа с педагогами
Сотрудничество с
семьями
воспитанников
Работа с детьми
Продукт проекта
- Создание «Игротеки
природолюбия» (коллекция
дидактических игр по тематике
сохранения природы).
- Подготовка и проведение
конкурса между группами «Мы
пишем письмо природе» (по
номинациям «Я знаю, как
беречь природу», «Хочу
разгадать твою тайну, природа»,
«Вот, что мы узнали о
тебе…..»).
- Обобщение опыта работы в
рамках природоохранного
социально-образовательного
проекта «Эколята-дошколята»
(систематизация наработанных
методических, дидактических,
информационных ресурсов;
дополнение накопленных
материалов, хронологизация).
- Презентация опыта работы на
- Участие в
конкурсе «Мы
пишем письмо
природе» (по
номинациям «Я
знаю, как беречь
природу», «Хочу
разгадать твою
тайну, природа»,
«Вот, что мы
узнали о тебе…..»).
- Участие в
подготовке к
итоговому
познавательно-
развлекательному
мероприятию
«Эколята-
дошколята –
знатоки и друзья
природы».
- Конкурс между группами «Мы пишем
письмо природе» (по номинациям «Я знаю,
как беречь природу», «Хочу разгадать твою
тайну, природа», «Вот, что мы узнали о
тебе…..»).
- Выставка стенгазет «Эколята-дошколята за
чистый мир».
- Итоговое познавательно-развлекательное
мероприятие «Эколята-дошколята – знатоки
и друзья природы»
- Стенгазеты «Эколята-
дошколята за чистый
мир».
- Комплект материалов,
систематизированные в
хронологическом и
тематическом порядке –
обобщённый опыт работы
в рамках
природоохранного
социально-
образовательного проекта
«Эколята-дошколята».
различных дистанционных
конкурсах, мероприятиях.
- Подготовка итогового
познавательно-
развлекательного мероприятия
«Эколята-дошколята – знатоки
и друзья природы»
- Размещение итогового отчёта
на официальном сайте МБДОУ.