"Закономерности гендерного воспитания детей дошкольного возраста"
Автор: Маркова Аниса Мунировна Должность: педагог- психолог Учебное заведение: МАДОУ ЦРР- детский сад№1 Населённый пункт: город Губаха, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: "Закономерности гендерного воспитания детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Закономерности гендерного воспитания детей дошкольного
возраста
Представление
ребенка
о
своей
половой
принадлежности
формируется с раннего возраста. Ребенок растет в семье, видит ее членов и
одетыми и неодетыми и к 1,5 годам уже точно знает (хотя и неосознанно): так
выглядит папа, так мама, так брат или сестра, фиксируя их различия, в том
числе и половые признаки. Пол – это первая категория, в которой ребенок
осмысливает себя как индивидуальность. На втором году жизни, еще не
называя себя «Я», ребенок уже знает мальчик он или девочка.
Начиная с двухлетнего возраста, ребенку предъявляют требования по
содержанию своего тела в чистоте. И
ему становится
непонятным то,
почему
мама,
удовлетворявшая
до
сих
пор
беспрекословно
все
его
потребности, вдруг начинает требовать что-то от него. Ребенок, который
знает, что мама его любит, будет дорожить этой потребностью и стремиться
соблюдать навыки опрятности.
Исследователи пришли к выводу о том, что если родители прививают
ребенку чувство чрезмерного беспокойства по поводу навыков опрятности и
воспитывают его в обстановке излишнего педантизма, то есть вероятность
того, что детям впоследствии будет угрожать опасность развития невроза
навязчивых состояний.
Другое негативное
последствие такого поведения
родителей проявляется в том, что молодые люди испытывают трудности в
создании
семьи. В их жизни повторяется одна и та же история. Как только
отношения с партнером
становятся достаточно серьезным, глубокими и
близкими, он против своей воли делает что-то оскорбляющее, обижающее и
унижающее партнера и
в
итоге взаимоотношения прерываются. И люди
теряют дорогих и очень значимых для них близких людей. Причем они не
отвергают неприятных и эмоционально нейтральных людей. Исследователи
утверждают, что причина этих поступков кроется в том, что они были
в
детстве
жестоко
наказаны
мамой
за
проявления
агрессии
в
ее
адрес.
Впоследствии эти люди пытаются доиграть до конца эту ситуацию, они
желают
убедиться в том, что их любят, несмотря ни на что, и
поэтому
допускают агрессию по отношению к партнеру, которого любят, так же как и
мать. Поэтому очень важно контролировать свои эмоции. Это
является
важным
и
необходимым
условием
при
выстраивании
межличностных
взаимоотношений,
при
создании
семьи,
при
взаимодействии
в
уже
созданных семьях. В раннем возрасте может обостриться интерес детей к
собственным гениталиям. Это является регрессной реакцией, но она
не
гарантирует
ребенку
положительные
переживания.
В
таких
случаях
родителям не надо
устрашать ребенка. Самое лучшее - это постараться
деликатно не замечать. Единственное, что стоит сделать - это дать понять
ребенку, что трогать свои гениталии в присутствии других детей и взрослых
неприлично. В младшем дошкольном возрасте допустимым фактом является
смена одежды своего пола на противоположный пол
Следующий период в полоролевом развитии – это так называемая
Эдипова стадия. Она характерна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В этом
возрасте
у
ребенка
появляется
интерес
к
различиям
полов,
к
своему
происхождению,
к
сексуальным
взаимоотношениям
взрослых.
Ребенок
начинает осознавать, что люди разного пола выполняют разные функции в
семье
и
за
ее
пределами.
В
этом
возрасте
родитель
своего
пола
воспринимается ребенком, как пример для подражания и как конкурент в
борьбе за внимание родителя противоположного пола. У детей начинает
ярко проявляться потребность быть таким, как папа и быть такой, как мама.
Эта потребность удовлетворяется в
сюжетно- ролевых играх » Дочки-
матери».
«Семья»,
»Война».
При
этом
дети
даже
несколько
утрируют
значимость
стереотипов поведения. Это проявляется в том, что девочки
отказываются
носить
брюки,
а
мальчики
-
колготки,
при
этом
мальчики
отказываются
играть
игрушками,
которые
им
кажутся
девчачьими.
Для
личностного развития детей эти игры являются очень важными. Если
ребенок
в
дошкольном
возрасте не испытает
чувства гордости за
принадлежность
к
своему
полу,
то
он
может
вырасти
робким
и
неуверенным
в
себе.
При
этом
необходимо
отметить,
что
некоторые
родители боятся того, что их сыновья, играющие с военными игрушками,
разовьют в себе жестокость и вырастут милитаристами. В этом возрасте
играя военными игрушками, мальчики олицетворяют себя с мужественными
и благородными героями, которые защищают слабых и беззащитных.
В
общественном
мнении
появляются
разногласия
о
целесообразности
использования как военных игрушек для мальчиков, так и кукол Барби для
девочек, которые очень не похожи на пупсиков и малышей.
Надо
отметить,
что
игры
девочек
с
пупсиками
и
малышами
позволяют им
освоить роль мамы, ухаживающей за ребенком.
Другой
важной стороной женской роли является роль «красавицы». Долгое время не
было
такой
куклы,
позволяющей
играть
в
игры
про
красавицу.
Но
потребность
в
ней
была,
просто
она
проявлялась
в
других
формах:
в
массовых «эпидемиях» рисования однотипных принцесс в детских садах, в
стремлении переодеваться в мамино нарядное платье и туфли на высоких
каблуках. Этим же объясняется и интерес девочек к маминой косметике и
украшениям. Ведь в сказках принцы женятся не на добрых «мамочках», а на
прекрасных
принцессах,
с
которыми
девочка
отождествляет
себя
в
фантазиях. А ведь кукла Барби не является ни «пупсиком», ни »деточкой», ни
»мамочкой». Барби - это настоящая принцесса,
и
поэтому рядом с ней
появляется принц. А ведь у остальных кукол не может быть «жениха», а
только могут быть братья и сестры, мамы и папы. Кукла Барби позволяет
девочкам отождествить девочке свою мечту стать не только матерью, но еще
и принцессой и встретить своего принца. Для игр у девочек должны быть и
пупсики и куклы Барби.
Исследователи
считают
сложным
выявление
отклонений
в
полоролевой
идентификации.
Бывает трудно
определить границы
маскулинности и феминности.
Исследователи
считают, что
более
2
пристальное внимания должны привлекать феминные мальчики, так как
отмечается,
что
у
большинства
девочек,
проявляющих
маскулинное
поведение в младшем возрасте,
с наступлением подросткового
возраста
происходит феминизация.
Тот факт,
что
мальчик играет с куклами, а
девочка
-
в
солдатиков
ни
о
чем
не
говорит,
потому
что
гораздо
информативней является та роль,
которую предпочитают дети, так как в
военных играх девочка может быть и санитаркой и медсестрой, а может
предпочесть роль танкиста, кавалериста. О мальчике можно подумать, как о
феминном, когда он предпочитает женские роли. Ребенок свободен в выборе
товарищей по играм и общению, но должен настораживать тот факт, когда
мальчик
или
девочка,
играя
со
сверстниками
противоположного
пола,
проявляет к ним предпочтение и выглядит так, же
как они.
Феминные
мальчики любят быть среди женщин, они
особо доверчивы в общении с
ними,
а
в
общении
с
мужчинами
ведут
себя
женственно,
порой
даже
кокетливо.
В воспитании таких мальчиков необходимо обращать внимание на
преимущества
мальчишеского
поведения
и
не
одобрять
феминного
поведения. Следует присмотреться к мальчику, если он тих, примерен и
послушен, не участвует в активных играх.
В таком ребенке необходимо пробудить инициативу, увлечь интересным
мужским
делом,
что
поможет
ему
завоевать
авторитет
среди
мальчиков.
Целесообразно создавать такие ситуации, в которых бы мальчик смог
бы
себя
проявить
как
представитель
«сильного»
пола.
Следует
приучать
мальчиков уступать место маме в транспорте, помогать ей нести сумку с
продуктами.
Родителям
надо
поощрять
проявления
мужественного
поведения у детей, например: «Как я рада, что в семье растет настоящий
мужчина». Мальчиков надо приучать уступать дорогу девочкам, открывать
перед
ними
дверь.
Родителям
необходимо
уделять
внимание
физической
закалке, развитию воли у мальчиков. В усвоении мальчиками мужской роли
большое место принадлежит отцу. Становление мальчиков успешней всего
происходит в полных семьях. А если родители в разводе и контакты с ними
отсутствуют
или
затруднены,
то
мальчики,
став,
взрослыми,
обычно
испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитание
без
отца
приводит
к
формированию
псевдомужественности,
которая
проявляется в агрессивности, драках, желании
доказать свою смелость.
Правильно
делают
те
мамы,
которые
в
ситуации
развода
не
стараются
привить ребенку отрицательного отношения к отцу,
не препятствуют его
встречам с сыном. А если нет такой возможности, то нужно постараться,
чтобы мальчик мог ориентироваться на пример дедушки, дяди, тренера или
других родственников. Родителям, чья дочь не играет в куклы, а играет с
мальчиками и постоянно с ними ссорится, надо призадуматься о том, что
поведение ребенка не свойственно ее полу. Маскулинные девочки не любят
платья
и
украшения,
а
предпочитают
мужскую
одежду.
Это
может
происходить
в
тех
семьях,
где
родители
ориентированы
на
мужские
ценности. Например: ждали появления мальчика, а родилась девочка. В таких
3
ситуациях у дочери появляется установка: « Я
буду
ценна и любима
родителями, если во всем сравняюсь с мальчиком». Эти девочки играют с
мальчиками
в
мальчишеские
игры,
но
такое
поведение
не
снимает
внутреннего конфликта »Кто я?». Это противоречие дает о себе знать, когда
меняется место жительства и ребенок
идет
в другой детский сад или в
другую
школу,
и
поведение
девочки
начинает
вызывать
насмешку
у
окружающих.
Важным
является
тот
факт,
чтобы
в
семье
отец,
старший
брат
подчеркивали
в
девочке
ее
женское
начало,
подчеркивали
в
девочке
ее
женское начало, были к ней внимательны, например: если дарят маме букет
цветов в день 8 марта, то надо подарить цветочек или маленький букетик
дочери и сестренке
Обращать внимание на проявление женственности во внешнем виде дочери
(платье, прическе).
В возрасте 4 – 6 лет ребенок начинает задавать вопросы о собственном
происхождении. Это говорит о нормальном психическом развитии ребенка,
о его пытливости ума. Какие же ответы дают родители на эти вопросы?
Например: » Аист принес», этот ответ считается не совсем плохим ответом,
но только там, где дети могут видеть аиста не только на картинках, и где
легенда об аисте является частью традиционных верований. В этих регионах
в сельских местностях и по сию пору молодая семья обзаводится детьми не
раньше,
чем
во
дворе
появится
аист.
Иногда
на
такой
вопрос
ребенка
родители отвечают: «Нашли в капусте». Один мальчик , когда услышал этот
ответ был в недоумении, так как он никогда не видел капустной грядки.
Другой мальчик, встречая из родильного дома своего братика, спросил у
отца: »А как получают маленьких братиков?» Отец пошутил и сказал, что
того, который уже есть, сдают, а нового – получают. Этим ответом отец
поверг
старшего
сына
в
ужас.
Бывают
и
такие
ответы,
когда
родители
говорят: » Достали из животика». Думающий ребенок закономерно может
задать следующий вопрос: « Как ребенок попадает в живот, и как он из
животика выходит?»
Хорошо раскрыто
содержание бесед на эту тему в
пособии « Половое воспитание девочки в семье», автором которого является
В.Е. Каган. В своей книге он пишет о том, что вопросы детей вызваны не
сексуальными
мотивами,
а
вполне
естественной
для
нормально
развивающейся психики ребенка любознательностью.
Желательно,
чтобы
до
поступления
в
школу
ребенок
уже
получил
нужную информацию о различиях полов и продолжении рода. Это является
очень значимым для сохранения доверия к ребенку, для того, чтобы он был
невосприимчив к искаженным, опошленным «уличным сведениям, для того,
чтобы у ребенка было выработано здоровое, естественное, а не ханжеское
отношение к полу.
Надо отметить тот факт,
что с переходом
в школу
интерес к различиям полов уменьшается, так как появляется потребность
больше узнать об окружающем мире вне семьи.
Использованная литература
4
1.
Сексуальное
развитие
и
половое
воспитание
детей.
Спецкурс,
составитель Суслова Э.К. Москва – 1994г.
2.
Каган В.Е.»Половое воспитание девочки в семье» Москва, 1991г.
Педагог- психолог Маркова А.М.
5