Напоминание

"Закономерности гендерного воспитания детей дошкольного возраста"


Автор: Маркова Аниса Мунировна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР- детский сад№1
Населённый пункт: город Губаха, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Закономерности гендерного воспитания детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Закономерности гендерного воспитания детей дошкольного

возраста
Представление ребенка о своей половой принадлежности формируется с раннего возраста. Ребенок растет в семье, видит ее членов и одетыми и неодетыми и к 1,5 годам уже точно знает (хотя и неосознанно): так выглядит папа, так мама, так брат или сестра, фиксируя их различия, в том числе и половые признаки. Пол – это первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. На втором году жизни, еще не называя себя «Я», ребенок уже знает мальчик он или девочка. Начиная с двухлетнего возраста, ребенку предъявляют требования по содержанию своего тела в чистоте. И ему становится непонятным то, почему мама, удовлетворявшая до сих пор беспрекословно все его потребности, вдруг начинает требовать что-то от него. Ребенок, который знает, что мама его любит, будет дорожить этой потребностью и стремиться соблюдать навыки опрятности. Исследователи пришли к выводу о том, что если родители прививают ребенку чувство чрезмерного беспокойства по поводу навыков опрятности и воспитывают его в обстановке излишнего педантизма, то есть вероятность того, что детям впоследствии будет угрожать опасность развития невроза навязчивых состояний. Другое негативное последствие такого поведения родителей проявляется в том, что молодые люди испытывают трудности в создании семьи. В их жизни повторяется одна и та же история. Как только отношения с партнером становятся достаточно серьезным, глубокими и близкими, он против своей воли делает что-то оскорбляющее, обижающее и унижающее партнера и в итоге взаимоотношения прерываются. И люди теряют дорогих и очень значимых для них близких людей. Причем они не отвергают неприятных и эмоционально нейтральных людей. Исследователи утверждают, что причина этих поступков кроется в том, что они были в детстве жестоко наказаны мамой за проявления агрессии в ее адрес. Впоследствии эти люди пытаются доиграть до конца эту ситуацию, они желают убедиться в том, что их любят, несмотря ни на что, и поэтому допускают агрессию по отношению к партнеру, которого любят, так же как и мать. Поэтому очень важно контролировать свои эмоции. Это является важным и необходимым условием при выстраивании межличностных взаимоотношений, при создании семьи, при взаимодействии в уже созданных семьях. В раннем возрасте может обостриться интерес детей к собственным гениталиям. Это является регрессной реакцией, но она не гарантирует ребенку положительные переживания. В таких случаях родителям не надо устрашать ребенка. Самое лучшее - это постараться деликатно не замечать. Единственное, что стоит сделать - это дать понять ребенку, что трогать свои гениталии в присутствии других детей и взрослых неприлично. В младшем дошкольном возрасте допустимым фактом является смена одежды своего пола на противоположный пол
Следующий период в полоролевом развитии – это так называемая Эдипова стадия. Она характерна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В этом возрасте у ребенка появляется интерес к различиям полов, к своему происхождению, к сексуальным взаимоотношениям взрослых. Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола выполняют разные функции в семье и за ее пределами. В этом возрасте родитель своего пола воспринимается ребенком, как пример для подражания и как конкурент в борьбе за внимание родителя противоположного пола. У детей начинает ярко проявляться потребность быть таким, как папа и быть такой, как мама. Эта потребность удовлетворяется в сюжетно- ролевых играх » Дочки- матери». «Семья», »Война». При этом дети даже несколько утрируют значимость стереотипов поведения. Это проявляется в том, что девочки отказываются носить брюки, а мальчики - колготки, при этом мальчики отказываются играть игрушками, которые им кажутся девчачьими. Для личностного развития детей эти игры являются очень важными. Если ребенок в дошкольном возрасте не испытает чувства гордости за принадлежность к своему полу, то он может вырасти робким и неуверенным в себе. При этом необходимо отметить, что некоторые родители боятся того, что их сыновья, играющие с военными игрушками, разовьют в себе жестокость и вырастут милитаристами. В этом возрасте играя военными игрушками, мальчики олицетворяют себя с мужественными и благородными героями, которые защищают слабых и беззащитных. В общественном мнении появляются разногласия о целесообразности использования как военных игрушек для мальчиков, так и кукол Барби для девочек, которые очень не похожи на пупсиков и малышей. Надо отметить, что игры девочек с пупсиками и малышами позволяют им освоить роль мамы, ухаживающей за ребенком. Другой важной стороной женской роли является роль «красавицы». Долгое время не было такой куклы, позволяющей играть в игры про красавицу. Но потребность в ней была, просто она проявлялась в других формах: в массовых «эпидемиях» рисования однотипных принцесс в детских садах, в стремлении переодеваться в мамино нарядное платье и туфли на высоких каблуках. Этим же объясняется и интерес девочек к маминой косметике и украшениям. Ведь в сказках принцы женятся не на добрых «мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка отождествляет себя в фантазиях. А ведь кукла Барби не является ни «пупсиком», ни »деточкой», ни »мамочкой». Барби - это настоящая принцесса, и поэтому рядом с ней появляется принц. А ведь у остальных кукол не может быть «жениха», а только могут быть братья и сестры, мамы и папы. Кукла Барби позволяет девочкам отождествить девочке свою мечту стать не только матерью, но еще и принцессой и встретить своего принца. Для игр у девочек должны быть и пупсики и куклы Барби. Исследователи считают сложным выявление отклонений в полоролевой идентификации. Бывает трудно определить границы маскулинности и феминности. Исследователи считают, что более 2
пристальное внимания должны привлекать феминные мальчики, так как отмечается, что у большинства девочек, проявляющих маскулинное поведение в младшем возрасте, с наступлением подросткового возраста происходит феминизация. Тот факт, что мальчик играет с куклами, а девочка - в солдатиков ни о чем не говорит, потому что гораздо информативней является та роль, которую предпочитают дети, так как в военных играх девочка может быть и санитаркой и медсестрой, а может предпочесть роль танкиста, кавалериста. О мальчике можно подумать, как о феминном, когда он предпочитает женские роли. Ребенок свободен в выборе товарищей по играм и общению, но должен настораживать тот факт, когда мальчик или девочка, играя со сверстниками противоположного пола, проявляет к ним предпочтение и выглядит так, же как они. Феминные мальчики любят быть среди женщин, они особо доверчивы в общении с ними, а в общении с мужчинами ведут себя женственно, порой даже кокетливо. В воспитании таких мальчиков необходимо обращать внимание на преимущества мальчишеского поведения и не одобрять феминного поведения. Следует присмотреться к мальчику, если он тих, примерен и послушен, не участвует в активных играх. В таком ребенке необходимо пробудить инициативу, увлечь интересным мужским делом, что поможет ему завоевать авторитет среди мальчиков. Целесообразно создавать такие ситуации, в которых бы мальчик смог бы себя проявить как представитель «сильного» пола. Следует приучать мальчиков уступать место маме в транспорте, помогать ей нести сумку с продуктами. Родителям надо поощрять проявления мужественного поведения у детей, например: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина». Мальчиков надо приучать уступать дорогу девочкам, открывать перед ними дверь. Родителям необходимо уделять внимание физической закалке, развитию воли у мальчиков. В усвоении мальчиками мужской роли большое место принадлежит отцу. Становление мальчиков успешней всего происходит в полных семьях. А если родители в разводе и контакты с ними отсутствуют или затруднены, то мальчики, став, взрослыми, обычно испытывают затруднения в исполнении отцовских обязанностей. Воспитание без отца приводит к формированию псевдомужественности, которая проявляется в агрессивности, драках, желании доказать свою смелость. Правильно делают те мамы, которые в ситуации развода не стараются привить ребенку отрицательного отношения к отцу, не препятствуют его встречам с сыном. А если нет такой возможности, то нужно постараться, чтобы мальчик мог ориентироваться на пример дедушки, дяди, тренера или других родственников. Родителям, чья дочь не играет в куклы, а играет с мальчиками и постоянно с ними ссорится, надо призадуматься о том, что поведение ребенка не свойственно ее полу. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, а предпочитают мужскую одежду. Это может происходить в тех семьях, где родители ориентированы на мужские ценности. Например: ждали появления мальчика, а родилась девочка. В таких 3
ситуациях у дочери появляется установка: « Я буду ценна и любима родителями, если во всем сравняюсь с мальчиком». Эти девочки играют с мальчиками в мальчишеские игры, но такое поведение не снимает внутреннего конфликта »Кто я?». Это противоречие дает о себе знать, когда меняется место жительства и ребенок идет в другой детский сад или в другую школу, и поведение девочки начинает вызывать насмешку у окружающих. Важным является тот факт, чтобы в семье отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней внимательны, например: если дарят маме букет цветов в день 8 марта, то надо подарить цветочек или маленький букетик дочери и сестренке Обращать внимание на проявление женственности во внешнем виде дочери (платье, прическе). В возрасте 4 – 6 лет ребенок начинает задавать вопросы о собственном происхождении. Это говорит о нормальном психическом развитии ребенка, о его пытливости ума. Какие же ответы дают родители на эти вопросы? Например: » Аист принес», этот ответ считается не совсем плохим ответом, но только там, где дети могут видеть аиста не только на картинках, и где легенда об аисте является частью традиционных верований. В этих регионах в сельских местностях и по сию пору молодая семья обзаводится детьми не раньше, чем во дворе появится аист. Иногда на такой вопрос ребенка родители отвечают: «Нашли в капусте». Один мальчик , когда услышал этот ответ был в недоумении, так как он никогда не видел капустной грядки. Другой мальчик, встречая из родильного дома своего братика, спросил у отца: »А как получают маленьких братиков?» Отец пошутил и сказал, что того, который уже есть, сдают, а нового – получают. Этим ответом отец поверг старшего сына в ужас. Бывают и такие ответы, когда родители говорят: » Достали из животика». Думающий ребенок закономерно может задать следующий вопрос: « Как ребенок попадает в живот, и как он из животика выходит?» Хорошо раскрыто содержание бесед на эту тему в пособии « Половое воспитание девочки в семье», автором которого является В.Е. Каган. В своей книге он пишет о том, что вопросы детей вызваны не сексуальными мотивами, а вполне естественной для нормально развивающейся психики ребенка любознательностью. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже получил нужную информацию о различиях полов и продолжении рода. Это является очень значимым для сохранения доверия к ребенку, для того, чтобы он был невосприимчив к искаженным, опошленным «уличным сведениям, для того, чтобы у ребенка было выработано здоровое, естественное, а не ханжеское отношение к полу. Надо отметить тот факт, что с переходом в школу интерес к различиям полов уменьшается, так как появляется потребность больше узнать об окружающем мире вне семьи. Использованная литература 4
1. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спецкурс, составитель Суслова Э.К. Москва – 1994г. 2. Каган В.Е.»Половое воспитание девочки в семье» Москва, 1991г. Педагог- психолог Маркова А.М. 5


В раздел образования