Напоминание

"Развернутый план урока в соответствии с ФГОС".


Автор: Аркушина Анна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский
Наименование материала: мини-проект
Тема: "Развернутый план урока в соответствии с ФГОС".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Мини-проект «Развернутый план урока в соответствии с

ФГОС».

Тема: «Неорганические вещества клетки».
Выполнила: Аркушина Анна Николаевна, Преподаватель химии, биологии 1 кв. категория Каменск-Уральский - 2016
ВВЕДЕНИЕ. Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай! С.Щипачёв “Читая Менделеева” 1948 г. Тема моего мини-проекта «Неорганические вещества клетки». Тема из курса биологии, интегрированного с химией.
Краткая аннотация.
Биология – наука о живой природе и ее закономерностях, ею управляющих. Биология изучает все проявления жизни, строение, функции живых существ, а также их сообществ. Она выясняет происхождение, распространение и развитие живых организмов, связи друг с другом и с неживой природой. Биологические знания лежат в основе многих наук и отраслей, в том числе медицинской и сельскохозяйственной. Биология – как наука решает многие практические задачи. Одна из них – производство продовольствия. Для того, чтобы обеспечить питанием все увеличивающееся население нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных., а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии, прежде всего законов наследственности, и не опираясь на них в агрономии и зоотехники. Очень важная задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжелых, как сердечно - сосудистые, рак, СПИД. Еще одной из важнейших задач является – охрана природы и приумножение ее богатств. Эти все проблемы не решить без знаний о строении веществ, его структуры и значения. В живых организмах содержится большое количество химических элементов. Они образуют два класса – органические и неорганические. Поэтому рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии построено таким образом, что первая глава и тема начинается с неорганических веществ и строение клетки. Цели урока :
 Способствовать развитию интереса к биологической и химической наукам  Углубить знания учащихся о неорганических веществах клетки.  Раскрыть межпредметные связи по химии и биологии. Задачи урока:  Изучить особенности химического состава клетки  Изучить неорганические вещества, входящие в состав клетки и рассмотреть их биологическую роль.  Выяснить особенности строения воды и её роль в клетке.  Дать понятие буферность, осмос, плазмолиз, деплазмолиз .  Раскрыть значение неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. На уроке я применяю:
Методы мотивации учебной деятельности:
 лекция  проблемная ситуация  беседа  изучение и работа с текстом
Методы формирования новых умений
 устный и письменный опрос  работа в группе
Методы стимулирования учебной деятельности
 Предъявление требований,  поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание),  формальная оценка (баллы, отметка);  создание ситуации успеха,
 создание атмосферы эмоционального комфорта и др .
Дидактический анализ и содержание материала.
На уроках мы неоднократно убеждались: все, что нас окружает, - это мир химических соединений. В любом живом организме непрерывно протекает множество химических реакций. Можно сказать, что каждая живая клетка представляет собой микроскопическую химическую лабораторию. Сущность живого - целая цепь хорошо организованных химических реакций, и эти химические реакции создают материальную основу всего живого. Две трети поверхности Земли покрыты водами рек, озер, морей, океанов. Океаны - колыбель жизни на Земле, с точки зрения химика, представляют собой водный раствор множества химических веществ. Именно в этом растворе впервые развились живые организмы, и из этого раствора они получали ионы и молекулы, необходимые для их роста и жизни….”-пишет в одной из своих работ лауреат Нобелевской премии американский химик Лайнус Полинг. Химия вокруг нас - это часто встречающееся утверждение - неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас. Вся вселенная построена из химических элементов, которые составляют ПСХЭ Д.И. Менделеева. Одни и те же элементы и на Земле, и в глубинах Космоса. В состав живых клеток входят 80 элементов из Периодической таблицы. Элементы химии Уселись в одну линию И решили спор устроить: Кто и что чего-то стоит. Кто-то твердый, кто-то газ, Как тепло и ток не раз Проводил по всей стране Не остались в стороне Неметаллы и металлы… Кто бесцветный, кто блестит Кто дышать нам не вредит, Кто активный, кто лентяй Слушай все, запоминай! На каком уровне организации (атомном или молекулярном) живые организмы проявляют сходство с неживой природой, а на каком появляются отличия? Почему?. (самопроверка). (Отмечают какие вещества относятся к неораническим.) Какое вещество встречается и в живой и в неживой природе? (вода)
Вода занимает первое место среди всех веществ, входящих в состав клетки. К какой группе веществ относится вода? (неорганические). На уроке мы рассмотрим особенности строения молекулы воды и её роль в клетке. Клетка должна обладать постоянным химическим составом. Как называется это свойство живого организма? (гомеостаз) Живая клетка поддерживает гомеостаз с помощью буферности и осмотических явлений. Работа с теоретическим материалом учебника. (Что вы будете выяснять?) - что такое Неорганические вещества клетки, -виды веществ, -вода, как представитель неорганических веществ. Работа в группах. (слайд 8). А. Задания для групп.  1 группа “Химические элементы и их роль в клетке”.  2 группа “Строение молекулы воды и её роль в клетке”  3 группа “ Минеральные соли. Буферность и осмос”. Б. Презентация каждой группы у доски с показом слайдов и фрагментов видеофильмов. Выступление учащихся 1 группы (слайды9,10). После выступления - демонстрация фрагмента “Химический состав клетки” (слайд 11) Выступление учащихся 2 группы (слайд 12). После выступления – демонстрация фрагмента “Строение молекулы воды” (слайд 13) Выступление учащихся 3 группы (слайд 14,15). После выступления – демонстрация фрагмента “Минеральные соли” (слайд 16) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля
Для слабых :
 Выбрать из предложенных веществ неорганические,  построить схему, указав свойства неорганических веществ. ( по эталону)
Для сильных
:
Определить какие из предложенных неорганических веществ (микро и макроэлементов) необходимы для жизнедеятельности человека и почему. Ответ обоснуйте. Подведение итогов, домашнее задание, самопроверка. На уроке биологии применялись разнообразные приемы и методы. Выбранные приемы, методы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям группы. Методический аппарат урока соответствовал каждому его этапу, задачам активизации обучающихся. Так на этапе актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии обучающиеся пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. На эт апе выявление места и причины затруднения обучающиеся выдвигают гипотезы, формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе активизировали внимание учащихся в течение всего урока. Работа на доске чередовалась с работой в тетради и с учебником: определение признаков и свойств веществ, составление сводной таблицы (на этапе изучения нового материала). Это позволяло снизить нагрузку на глаза. ИКТ на данном уроке используется как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как спо соб расширения зоны индивидуальной активности учащихся, дает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Использование ИКТ способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. Выводы: педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока. Применение ИКТ, учебника, схем и таблиц способствовало повышению эффективности и качества обучения. Планируемые результаты УУД : ( Л- личностные, П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные)  Самоопределение к деятельности – (Л);
 Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками(К)  Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)- П;  осознанные и произвольные речевые высказывания – К;  волевая саморегуляция в затруднении – Р;  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К  Самоопределение – Л;  Смыслообразование –Л;  Мыслительные операции – П;  Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;  Развитие монологической речи -К

1.3. Технологическая карта c дидактической структурой урока биологии.
Учитель: Аркушина А.Н. Тема урока: «Неорганические вещества клетки». Тип урока: Урок «открытия» новых знаний Универсально-учебные действия (УУД) Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные № п\п Дидактическа я структура урока (этапы урока) Цель и содержание учебного материала. Функции и виды деятельности преподавателя Формы и виды деятельности студентов Планируемые результаты УУД Оценка результато в деятельнос ти студента 1
Мотивация к

учебной

деятельности

Цель:
выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности Приветствие преподавателем студентов, эмоциональный настрой на работу. Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к студенту со стороны учебной Студенты поприветствовал и преподавателя, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками (К);
деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) 2 Актуализация знаний и фиксация индивидуальн ого затруднения в пробном действии 1.Актуализаци я знаний из
Цель
: подготовить мышление студентов и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Сегодня на уроке нам предстоит закрепить все ранее полученные знания о неорганических веществах и клетке. А начать предлагаю с работы над ранее изученным материалом. Вспоминаем какие вещества называются неорганическими и Почему?(слайд2) Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальны е задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование Устная оценка преподават еля Самооценк а
курса химии и интеграция их на биологию. 2. Самопроверка ОК2 - Проверьте себя. (Слайд 3) (примеры веществ) И оцените. задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. своего мнения и позиции в коммуникации- К. студентов. 3 Выявление места и причины затруднения.
Цель:
поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Попытайтесь сформулировать определения неорганических веществ по отношению к биологии, связать понятия «неорганические Преподаватель выступает в роли организатора. После ответов студентов уточняет цель и тему урока. Выдвигают гипотезы. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают Самоопределение – Л; Смыслообразовани е –Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;
ОК 4 вещества» и понятие «клетка» - Сделайте вывод, как они могут быть связаны друг с другом и что мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд 4) -сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …(Слайд 5) - Сообщение ц е л е й у р о к а преподавателем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6) тему урока. Ведут записи в тетради. Развитие монологической речи -К 4 Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, Преподаватель выступает в роли организатора. Студенты работают с теоретическим материалом учебника. Мыслительные операции – П; -поиск и Устная оценка преподават еля
Работа с теоретически м материалом учебника. Наблюдение над текстами ОК3 ОК4 ОК5 которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную информацию о неорганических вещества клетки ? Из каких источников? ( из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника. - Что вы будете выяснять? (что такое Неорганические вещества клетки, виды веществ, вода, как представитель неорганических веществ.). Следит за хронометрией урока. Пытаются решить причину затруднения. выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П; 5 Первоначальн ое закрепление.
Цель:
определить роль и значение неорганических Преподаватель выступает в На основе изученного Формирование критического и Устная оценка преподават
ОК4 ОК6 ОК7 веществ для жизнедеятельности клетки и реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его. - Попытайтесь ответить на поставленный вопрос и соотнести его с целью этапа урока. - Как вы думаете, какие еще вещества, (кроме неорганических) необходимы для жизнедеятельности живых организмов. Почему? Какие основные свойства веществ вам знакомы Класс разбивается на рабочие группы. Каждая группа получает свое задание и в течение 10минут выполняет это задание, роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения студентов. Следит за хронометрией урока Задания для групп. (слайд 8)  1 группа “Химические элементы и их роль в студентами материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, таблицы и др. Работают в группах. творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера еля
составляет опорный конспект в виде таблицы, схем, ключевых понятий по этой теме. После выполнения работы идет презентация каждой группы у доски. клетке”.  2 группа “Строение молекулы воды и её роль в клетке”  3 группа “ Минеральные соли. Буферность и осмос” Презентуют свои группы и задания 6 Самостоятель ная работа с самопроверко й по эталону. Формировани е адекватной самооценки и самоконтроля.
Цель:
усвоение студентами новых способов действия.
Для слабых :
подписать карточку;  Выбрать из предложенных веществ неорганические , • построить схему, указав свойства неорганических веществ
Для сильных
: Организовывает работу на новый способ действия. Организует самопроверку учебных решений по эталону. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальна Студенты пошагово проверяют свои действия самостоятельног о задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные Самооценк а. Устная оценка преподават еля
ОК4 ОК8 Определить какие из предложенных неорганических веществ ( микро и макроэлементов) необходимы для жизнедеятельности человека и почему. Ответ обоснуйте. я коррекционная деятельность) преподавателем задания. операции –П 7 Включение в систему знаний и повторение. ОК4 ОК8
Цель:
включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированны х доведением их до автоматизма. Выполняют предложенные преподавателем задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, Самооценк а.
(Слайды 11 -15) (СЛАЙД 16). (Соотношение свойства и вещества. Сравнительная характеристика микро и макроэлементов, свойства воды) - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? 8 Домашнее задание Комментируется выполнение домашнего задания (слайд 17) Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельно й работы с элементами творчества. Выбор задания Планирование, прогнозирование – Р Оценивание трудности выполнения –Л. Самооценк а Цель: оценка студентами собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте Организует рефлексию ( по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий Самооценк а. Устная оценка преподават еля
поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по-другому? - В чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? (слайд 18) - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. ( Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... Достиг ли урок цели? Что нового узнали? деятельности. успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л
Самоанализ урока. Урок по теме «Неорганические вещества клетки» включен в главу «Химический состав клетки» и проводился в сентябре месяце на первом курсе «Камеск-Уральского радиотехнического техникума» на профессиях СПО. Каждому этапу урока соответствовали свои цели и задачи, что описано в анализе урока. Педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока. Применение ИКТ, учебника, схем и таблиц способствовало повышению эффективности и качества обучения. Обучающиеся получили домашнее задание и подготовятся к изучению следующей темы в рамках этой главы. На данном уроке каждый обучающийся получил соответствующие отметки. Считаю, что урок по данной теме прошел очень продуктивно, структура урока построена дидактически и логически грамотно.
Приложение 2.
2 группа
Работа с текстом. Найти ответы на вопросы.
Задание №2
1. Химическая формула воды – 2.Структурная формула - 3. Электронная формула воды 4. Вид химической связи 5. Число сигма связей 6. Угол связи в молекуле воды 7. Диполь – 8. Гидрофильные и гидрофобные вещества
9. Высокая теплопроводность и теплоемкость объясняется 10. Самая “тяжелая вода” при температуре 11. Биологические функции воды в клетке. Приложение 3.
3 группа.
Работа с текстом.
Задание №3
1) определение буферности 2) от концентрации каких анионов зависят буферные свойства клетки 3) роль буферности в клетке 4) уравнение реакций, протекающих в бикарбонатной буферной системе (на магнитной доске) 5) определение осмоса (привести примеры) 6) что такое тургор? 7) определение плазмолиза и деплазмолиза. Приложение 4. Лист самооценки. И.. Фамилия Группа Как я оцениваю свою работу на уроке 1. Что я сегодня узнал на уроке
2. Я получил оценку ….. Почему?


В раздел образования