Напоминание

"Край родной, навек любимый!"


Автор: Сафронова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Край родной, навек любимый!"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт повышения

квалификации»

Творческая разработка по программе

«Организация инновационной деятельности педагогов»

Педагогический проект

«Край родной, навек любимый!»

(неделя изобразительного искусства

в начальной школе)

Разработала:

Сафронова Е. С.

учитель начальных классов

Проверила:

Ивочкина Т. Н.

г. Новокузнецк, 2016
Паспорт проекта
Название проекта
«Край родной, навек любимый!»
Полное название учреждения МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 87» Ф. И. О. руководителя проекта Сафронова Елена Сергеевна Адрес электронной почты руководителя проекта privetpoka221@mail Краткое описание проекта: Достоинством проведения недели изобразительного искусства в начальной школе является разнообразие форм и методов во спитательной работы с о школьниками, ее гибкость. Групповые дискуссия учащихся в классе, просмотр видео-сюжетов по определенным темам, проектирование ситуаций межличностного общения, «круглые с т о л ы » , тематические конкурсы с применением различных техник, фотоотчеты, посвященные экскурсиям по городу, в музеи, помогающие еще раз пережить прошедшие события, вспомнить, поделиться друг с другом своими чувствами и впечатлениями и др. Серьезное внимание уделено взаимодействию с семьями учащихся. Образовательное учреждение может и призвано помочь ребенку проникнуться идеями любви к малой родине, уважения к людям разных национальностей, в какой-то мере скорректировать ценностные ориентиры ребенка, если это требуется. Целевая группа проекта Учащиеся младшего школьного возраста. Ожидаемые результаты реализации проекта - любовь школьников к Отечеству, его многонациональной культуре; - высокая культура поведения обучающихся на природе; - самостоятельная творческая активность детей в урочной, внеурочной и досуговой деятельности.

Педагогический проект

«Край родной, навек любимый!»

«От правильного воспитания детей

зависит благосостояние народа».

Джон Локк

Актуальность проекта
Формирование фундамента основ личности закладывается с детства в семье. Семья как первая и специфическая среда является для ребенка микромоделью общества, в которой и посредством которой он осваивает историю, духовную культуру, боевые и трудовые традиции народа, свою родословную. Наряду с указанными функциями, семья осуществляет производство самого человека, то есть его рождение и последующее воспитание. Патриотическое воспитание - это формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Мы стремимся на примере ближнего природного и социального окружения познакомить учащихся с предметным миром, помочь им осознать свое место в нем, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, стране. Младший школьный возраст представляет собой наиболее сензитивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Проблема патриотического воспитания школьников находит свое выражение в ряде законодательных и нормативно-правовых актов, принятых в Российской Федерации [1]. Злободневность проблемы обуславливается прежде всего:  низкой эффективностью деятельности по нравственному и патриотическому воспитанию школьников;  недостаточной подготовленностью педагогических кадров к патриотическому воспитанию;  отсутствием системы планирования патриотического воспитания.
Задачи формирования гражданско-патриотической культуры у младших школьников недостаточно просто декларировать. Необходим комплексный подход к воспитанию личностных качеств гражданина и патриота, и чем младше школьник, тем важнее решение этой задачи. Одной из составляющих данного подхода может стать проведение недели изобразительного искусства в начальной школе. Школьники могут принимать активное участие в различных экологиче ских и природоохранных акциях, конкурсах детского творчества «Зеркало природы», «В обыденном увидеть красоту», «Жизнь дана на добрые дела»и др., представляя индивидуальные и коллективные проекты, заслуживающие высокой оценки. Подобная деятельность не только способствует укреплению познавательных интересов детей, но и позволяет воспитывать у школьников чувство гордости за историческое и культурное наследие своего региона, приобщать их к изучению национальной культуры и народного искусства, прививать глубокое уважение к своему народу [2,30]. Так в разнообразных формах интересной, увлекательной и учебно- исследовательской работе ученики младших классов учатся жить в согласии с законами природы, любить родную землю и заботиться о ее благополучии. Тем самым закладываются основы формирования гражданско-патриотической культуры личности.
Цель

проекта:
развитие у младших школьников гражданственности, личностно значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни обще ства, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи проекта:
 создание в школе комфортных условий для воспитания у школьников уважения к традициям, истории, культуре своего народа и духовному наследию человечества;  совершенствование общекультурного уровня школьников, развивать их творческую и познавательную активность;  формировать у детей любовь к родной природе, чувство гордости, любви к родному краю;  воспитание культуры поведения при выезде на природу;  воспитание любви к Отечеству, уважения, восхищения художественным мастерством народных умельцев;  повышение самостоятельной творческой активности.
Ожидаемые результаты:

 любовь школьников к Отечеству, его многонациональной культуре;  высокая культура поведения обучающихся на природе;  самостоятельная творческая активность детей в урочной, внеурочной и досуговой деятельности.
Риски и опасности, которые могут возникнуть при реализации

проекта:
 не найдены средства для приобретения оборудования и расходных материалов для реализации проектного замысла;  возникнут трудности в реализации проекта в связи с болезнями сотрудников, наиболее творчески активных учащихся;  пассивное участие школьников в реализации проекта;  отсутствие помощи со стороны родителей.
Команда проекта


№ п/п

Члены проектной

команды

Роль в проекте

1.
Учитель изобразительного искусства Оформление выставок; проведение внеклассных мероприятий; организация круглых столов и других мероприятий в рамках проведения недели изобразительного искусства «Край родной, навек любимый!».
2.
Учитель технологии Создание костюмов и масок к театрализованной постановке «Птицы нашего края»; помощь в создании поделок с природным материалом.
3.
Учитель музыки Музыкальное оформление конкурсов.
4.
Зам. директора по ВР Помощь в оформлении и организации выставок.
5.
Родители Помощь в подготовке к конкурсам; сопровождение учащихся в художественный музей.
6.
Старшеклассники Жюри конкурсов.
7.
Редактор школьной газеты Отбор и подготовка лучших статей для печати в школьной газете; оформление иллюстрированного сборника детских мини-сочинений.
8.
Библиотекарь Подбор литературы для учителя и обучающихся; оформление книжной выставки «Край родной, навек любимый!»; проведение библиотечного часа по редким и исчезающим видам растений Кемеровской области.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки

Мероприятие

Форма проведения

Результат

Ответственные

Первый этап – организационно-практический
IV неделя августа Обсуждение вопроса о проведении недели ИЗО с коллегами Заседание МО Включение в план работы МО вопроса о проведении недели изобразительного искусства учитель ИЗО Сентябрь - март Привлечение учителей музыки, технологии, библиотекаря, старшеклассников, родителей к участию в проведении недели ИЗО в школе Родительские собрания, классные часы Определение поля деятельности членов проектной команды при реализации проекта
Второй этап – практический

апрель «Солнечные переливы»
1 класс
Выставка детских работ Оформление выставки детских рисунков по теме «Солнечные переливы». учитель ИЗО, зам. директора по ВР "Опыт и творчество" Конкурс творческих семей Выставка и отбор лучших семейных работ для украшения кабинета изобразительного искусства. учитель ИЗО, старшеклассники "Весенняя композиция" Выставка фитодизайна Выставка настенных панно из засушенных цветов и листьев учитель ИЗО, учитель технологии апрель «В мире прекрасного»
2 класс
Выставка детских работ из природного материала Выставка поделок «Что сделано своими руками?». учитель ИЗО, учитель технологии «Птицы нашего края» Театрализованная постановка Постановка сказки, придуманной детьми. Создание костюмов и масок к спектаклю. учитель музыки, зам. директора по ВР, родители «В обыденном увидеть красоту» Этическая беседа Этюды, выполненные во время беседы. учитель ИЗО, творчески активные ученики «Жизнь дана на добрые дела» Экскурсия (посещение художественного музея) Записи детей в книге отзывов. Иллюстрированный сборник детских мини-сочинений. учитель ИЗО, родители
апрель «Искусство быть другим»
3 класс
Круглый стол Статья в школьной газете. учитель ИЗО, редактор школьной газеты, библиотекарь «Я и мои таланты» Круговая беседа- представление Фотоальбом «Таланты третьеклассников». учитель ИЗО, ученики «Путешествие в страну неразгаданных тайн» Устный журнал Статьи членов школьной редколлегии в газете. учитель ИЗО, учитель литературы, редактор «Зеркало природы» Выставка детского фотоискусства Выставка фотографий. учитель ИЗО. апрель «Красота русской природы»
4 класс
Презентация проектов Выставка результатов проектной деятельности. учитель ИЗО «Природа и мы» Иллюстрированный конкурс чтецов Книжка-малышка. учитель ИЗО, редактор школьной газеты «Час творчества» Конкурс-аукцион Рисунок в подарок. учитель ИЗО, зам. директора по ВР, ученики «Живая планета» Конкурс плакатов Плакаты. учитель ИЗО, старшеклассники

Третий этап - обобщающий

Подведение итогов проведения недели ИЗО "Край родной, на век любимый"

Сроки

Содержание

Форма проведения

Ответственные
май Рассмотрение итогов реализации проекта на МО Сообщение из опыта работы над проектом учитель ИЗО май Сообщение родителям об активности и результативности достижений обучающихся в проектной деятельности Род собрание, индивид беседы с родителями август, февраль Выступления из опыта реализации проекта на пед. совете, на педагогическом форуме Презентация продуктов профессиональной деятельности педагога и образовательных продуктов обучающихся

Критерии успешности проведения недели ИЗО «Край родной, навек любимый!»

Активность участия учащихся начальных классов в неделе ИЗО
Уровни Оптимальный Допустимый Недостаточный 80-100 % 30-80 % Менее 30 %
Разнообразие форм и методов работы с младшими школьниками во время проведения недели
Уровни Оптимальный Допустимый Недостаточный Гибкость использования различных форм и м е т о д о в в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т ы с о школьниками, применение нестандартных форм и методов. Системно представленные традиционные организованные формы и методы воспитательной работы Традиционные, бессистемно организованные формы и методы воспитательной работы.
Удовлетворенность детей содержанием и уровнем проведения недели ИЗО
Уровни Оптимальный Допустимый Недостаточный Активное участие учащихся в проведении недели ИЗО, творческое отношение к предлагаемым конкурсам и активное участие в них Средний уровень активности учащихся Пассивное участие учащихся в проведении конкурсов в рамках недели изобразительного искусства
Удовлетворенность родителей содержанием и уровнем проведения недели ИЗО
Уровни Оптимальный Допустимый Недостаточный Активное участие родителей в реализации проекта; своевременное оказание помощи детям в подготовке конкурсных работ Оказание помощи в реализации проекта со стороны одних и тех же родителей Участие в реализации проекта только некоторых родителей, членов родительского комитета

Бюджет проекта

Статьи бюджета

Стоимость

1 ед. (руб.)

Кол-во

Итого
1. Краски (акварель, гуашь, акрил) 25 10 250 2. Кисти 15 100 1500 3. Скотч 10 2 20 4. Стенды 4 200 800 2570

Список литературы:
1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков: методическое пособие / Н.К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика,2006. – 189 с. 2. Воспитательные системы школ: история и современность: Тез. семинара-совещания, 27 февр.-1 марта / [Редкол.: Аверьянова Г.Д. и др.]. - Владимир: Б. и., 1990. - 185 с. 3. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина: Сб. ст. для методистов и преподавателей обществ. дисциплин / [Федер. прогр. книгоиздания России]. - М.: Веди-принт, 2001. – 282 с. 4. Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. - 2003. - N№ 6. 5. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание школьников: духовная сфера, опыт //Советская педагогика. 1990. - № 5. 6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 1 июля 2005 г. № 422. 7. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе// Начальная школа. -2005. №7. С. 29-33 8. Ковылева, М.В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М.В. Ковылева. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. 9. Конжиев Н.М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории; пособие. Петрозаводск : изд-во КГПУ, 2000 10. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: Академия, 2001. 11. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. - Москва Центр “Педагогический поиск”, 2002 г. 12. Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России ХХI века: концепция, программа и практика патриот. воспитания молодых граждан России / В.И. Лутовинов, И.И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. – 251 с. 13. Макаренко А.С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. - М.: Просвещение, 1988. 14. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание социально активной личности в младшем школьном возрасте. - М.: Прометей, 1989. 15. Наумов С.В. Проблемы патриотизма и патриотического воспитания в идейном наследии славянофилов: Учеб.пособие / С.В. Наумов, А.А.Терентьев. - Н.Новгород: Нижегор. гуманитар. центр, 2002. - 35 с. 16. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Педагогика. 1995 г. - №5. 17. Патриотическое воспитание в современной России: проблемы возрождения и развития: Материалы Научно-практ. конф. в Центр. воен.-мор. музее, Санкт-Петербург, 4-5 дек. 2001 г. / [Редкол.: Ю.Д. Пряхин (гл. ред.) и др.]. - СПб.: Центр. воен.-мор. музей, 2001. – 231 с. 18. Пятикоп А.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как фактор повышения качества образования: / Пятикоп А.И.; [Калинингр. гос. ун-т]. - Калининград, 2000. - 17 с.


В раздел образования