Автор: Руденская Людмила Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №30 Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка Тема: Спряжение глаголов Раздел: начальное образование
Русский язык 4 класс УМК «ШКОЛА-2100»
2.
Тема занятия/урока
Спряжение глагола
3.
Цель (цели) занятия/урока
Формировать знания о наличии у глаголов 2 спряжений .
4.
Ожидаемый учебный результат
Предметные результаты
Универсальные учебные действия
1) Познакомить обучающихся с
наличие у глаголов двух спряжений и
запомнить окончания каждого.
2) Развивать умение определять
спряжение глаголов по их личным
окончаниям.
Регулятивные:
1)
овладение
способностью
принимать
и
с о х р а н я т ь
ц е л и
и
з а д ач и
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
п о и с к а
с р е д с т в
е е
осуществления
2)
освоение
способов
решения
проблем
творче ского
и
поискового
х а р а к т е р а
3) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха
учебной
деятельности
и
способности конструктивно действовать даже
в ситуациях неуспеха 4) освоение начальных
форм познавательной и личностной рефлексии
5)
овладение
начальными
сведениями
о
сущности и особенностях объектов, процессов
и
я в л е н и й
д е й с т в и т е л ь н о с т и
Познавательные:
1)
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую,
подробно
пересказывать
н е б о л ь ш и е
т е к с т ы
2) формирование умения адекватно, осознанно
1
№
п/п
Параметр
Описание
и произвольно строить речевое высказывание
в
у с т н о й
р е ч и
3)
установление
причинно-следственных
связей,
по строение
логиче ской
ц е п и
р а с с у ж д е н и й ,
д о к а з а т е л ь с т в о
4) ориентироваться в учебнике (на развороте,
в
оглавлении,
в
условных
обозначениях
Коммуникативные:
1) формирование умения строить речевое
высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной
форме
2) формирование умения использовать
речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в
диалог.
6.
Оборудование и материалы
Для педагога
Для учащихс
Компьютер, карточки, ребусы
Учебник «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева,
жетоны,
8.
Педагогические технологии
Технология разноуровневого обучения.
Деятельностный метод обучения
2
№
п/п
Параметр
Описание
Технология обучения как учебного исследования.
Технология обучения в сотрудничестве.
Метод проектов.
Технологии оценивания достижений учащихся.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Технология проведения дискуссий.
Тренинговые технологии.
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока
Цель - результат
Содержание
(страницы учебных
пособий, номера
учебных заданий,
медиаресурсы)
Деятель
ность учителя
Деятельность ученика
Оценка и контроль
Мотивация.
(эмоциональный
н а с т р о й ,
с о з д а н и е
с и т у а ц и и
у с п е х а ,
интеллектуальная
разминка,
самоопределение
к
деятельности,
возможность сочетать с
проверкой
домашнего
задания и т.д.)
Настрой
на
работу,
включение в деловой
ритм урока.
Сообщение
учителя.
Наш
урок
будет
необычным.
Вы
способные,
умные
и, конечно же, мне
поможете
в е с т и
урок. У нас много
р а б о т ы :
н у ж н о
думать,
запоминать.
- А чтобы нам
Создает
эмоциональный
настрой на работу.
Отвечают на вопросы.
Настраиваются на
работу на уроке
3
эффективно
потрудиться
на
данном
уроке,
необходимо
настроиться
на
работу.
Закройте
глаза.
Сейчас
я
буду
говорить
ва м
неоконченные
предложения,
а
вы
будете
их
продолжать.
- На уроке наши
глазки
внимательно
смотрят и всё
(видят).
- Ушки
внимательно
слушают и всё
(слышат).
- Голова хорошо
(думает).
Организует и
контролирует
работу
в паре.
Организует
исследовательскую
работу.
П о б у ж д а е т
к
высказыванию
своего
мнения.
Н а б л ю д а ю т
н а д
употреблением
глаголов в речи.
Обосновывают
свой
выбор.
О п р е д е л я ю т
и
формулируют
тему
и
цель деятельности на
уроке.
4
- Молодцы!
П у с т ь
д е в и з о м
н а ш е г о
у р о к а
станет
пословица:
« Н е
с т ы д н о
н е
знать,
стыдно
не
учиться»
В в е д е н и е
в
т е м у
урока.
Постановка
у ч е б н о й
з а д а ч и
(создание условий для
определения
т е м ы ,
формулирования
цели
и учебных задач урока:
использование
коллизий,
проблемных
ситуаций,
эмпирических
наблюдений и т.д.)
Проектирование
вариантов работы над
в ы я в л е н н ы м и
и
возможными
затруднениями
Актуализация
знаний
- 1. Предлагает
ответить на вопрос:
- О какой части
речи здесь
говорится?
Что без меня
предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие
придёт:
Летит ракета,
Люди строят
здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях
Отмечает
с т е п е н ь
вовлеченности
обучающихся.
Обсуждает
способы
решения.
•
. 1.Отвечают на
вопрос
учителя .
2.Пытаются
выполнить задание
учителя.
3.Читают слова,
высказывают свое
мнение.
4 .
Ст а вя т
ц е л ь
и
задачи урока.
5
растёт.
- Что мы знаем о
глаголе?
2.Предлагает
выполнить задание
Запишите глаголы в
два столбика:
едешь, бежишь,
прядёшь,
летишь, грызёшь,
кричишь.
3. Задает
проблемный
вопрос:
- По какому
признаку разделили
слова? Можно ли
было разделить по-
другому?
- Хотели бы вы
узнать что-то новое
о глаголе?
Сегодня мы будем
говорить о
спряжении глагола.
Слово «спрягать»
исконно русское,
устаревшее. Оно
обозначало
«соединять вместе,
объединяться».
Например: спрягать
лошадей с телегой,
т.е. объединять их
6
для работы: сейчас
говорят «запрягать
лошадь в телегу».
- А как это слово
связано с глаголом
мы должны
выяснить сегодня
на уроке.
4. Предлагает
поставить цель и
задачи урока.
О т к р ы т и е
н о в о г о
( з н а н и я ,
с п о с о б а
действия)
Работа
по
учебнику
Практическая работа, в
т о м
ч и с л е
с
использованием ИКТ
Обсуждение (возможно
в
парах,
группах
)
Формулирование
вариантов
выводов.
Обобщение
Открытие
нового
знания
- Мы знаем, что
глаголы в русском
языке дружат с
местоимениями.
Изменим глаголы
плыть и говорить
при помощи
личных
местоимений.
(Слайд 6,7)
- Можно ли от
данных глаголов
неопределённой
формы образовать
-Контролирует
правильность
выполнения задания.
. 1.Выполняют
задание.
2. Высказывают свое
мнение, делают
выводы.
3.Работа над
правилом. Читают
правило в учебнике
с.80,сравнивают с тем,
что изложили сами.
Создают алгоритм
определения
спряжения.
7
форму настоящего
времени?
2.Предлагает
сделать выводы и
подвести
промежуточный
итог.
Включение
нового
в
активное
и с п о л ь з о в а н и е
в
сочетании
с
ранее
изученным,
освоенным
Самостоятельная
работа
Творческие задания
Диагностические
задания на осознание и
понимание нового
Включение
будущего
нового материала
Закрепление
изученного
материала
- Как изменяли
глагол? По лицам и
числам
- Какая часть
изменилась?
Окончание
- Назовите
окончания
глаголов в 1
столбиках. Что
общего в этих
окончаниях?
Содержат гласную
-е-
- Назовите
окончания глаголов
Обеспечивает
мотивацию
выполнения с.р.
Организует
д е я т е л ь н о с т ь
п о
применению
новых
знаний.
. Применяют на
практике полученные
знания, выполняя
упражнение №436,
проверка в парах
(образец в
презентации).
4. Участвуют в игре,
применяя созданный
алгоритм.
5.Выполняют
самостоятельную
работу.
И с п ол ь зуя
ж е т о н ы
доверия
2
у ч е н и ка
работают
у
доски
и
получают оценки.
8
2 столбика. Что
общего?
Содержит гласную
- и -
- Мы изменяли
глагол по лицам и
числам или
спрягали.
- Так, что же такое
спряжение?
- Справились ли мы
с одной из задач,
поставленной в
начале урока? С
какой?
2. Предлагает
определить какие
глаголы относятся
к I спряжению, а
какие ко II
cпряжению.
3. Организует
коллективную
работу, работу в
9
парах.
4.Организует игру.
1)Учитель называет
предмет. Дети –
действие предмета
и спряжение.
2) 2 человека у
доски с обратной
стороны.
5.Организует
самостоятельную
работу «Найди
свой глагол»
Подведение
итогов.
Итоговая
рефлексия
учебной
деятельности.
Домашнее задание.
.Подводит итоги
урока в соответствии
с поставленной
целью и задачами.
Педагогическая
рефлексия:
Педагогическая
рефлексия:
- Что мы сегодня
выяснили на уроке?
- Что повторили?
- Что создали?
- Справились ли с
поставленной
целью и задачами
урока.
Организует
рефлексию.
1.Анализируют работу
на уроке
Повторили:
грамматические
признаки глагола,
вспомнили о
начальной и личной
форме глагола, знания
о составе слова
Выяснили: значение
Оцените себя:
Если
вы
поняли
тему
у р о к а
и
г о т о в ы
объяснить это другому,
поднимите
зеленую
карточку, если поняли,
но не готовы объяснить
э т о
д р у г о м у ,
т о
поднимите
же л ту ю
карточку!
10
- Где мы можем
применить знания о
спряжении глагола?
Рефлексия
настроения:
Спасибо за урок.
Мне было очень
приятно с вами
работать.Как итог,
я хотела бы, чтобы
вы закончили его
продолжив
предложения:
-Сегодня я доволен
работой, так как…
- Не совсем
доволен, потому
что…
- Не доволен своей
работой, ведь я …
слова «спряжение».
Создали: алгоритм
последовательности
для определения
спряжения.
2. Оценивают свою
работу на уроке.
Делают выводы.
Я: узнал
удивился
задумался
запомнил
засомневался
научился
не понял
повторил
11