Автор: Зименко Светлана Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №33 "Золотой ключик" Населённый пункт: Ростовская обл. ст.Багаевская Наименование материала: статья Тема: Воспитание экологической культуры детей в ДОУ Раздел: дошкольное образование
по теме «Воспитание экологической культуры детей в ДОУ»
-
Актуальность
и
перспективность
опыта
(степень
соответствия
современным
тенденциям
развития
образования,
его
практическая
значимость);
Взаимоотношение
человека
с
природой
–
чрезвычайно
актуальный
вопрос
современности.
Нарушение
природного
равновесия,
ухудшение
состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате невысокого
уровня
экологической
культуры
у
большей
части
населения,
угрожают
здоровью и жизни людей, особенно детей.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до
того, как человек становится взрослым. Поэтому перед педагогами стоит
задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту,
уникальность, универсальность природы.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда
закладываются
основы
правильного
отношения
к
окружающему
миру.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.
Воспитание
экологической
культуры
является
богатым
источником
познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок
развивается
всесторонне,
у
него
воспитываются
многие
положительные
качества.
Известно,
что
понимание
природы
рождается
впервые
как
чувство,
прежде
всего,
эстетически,
т.к.
природа
является
основой
красоты,
источником
живописи
и
музыки.
Поэтому
человек,
по-настоящему
почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и
охранять ее как источник радости и счастья.
Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного
возраста
остается актуальной
и
обуславливает
выбор
темы
опыта:
«Воспитание экологической культуры в ДОУ».
-
Концептуальность
(своеобразие
и
новизна
опыта,
обоснование
выдвигаемых принципов и приемов);
Изучение
разных
программ,
методических
пособий
и
передового
педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и
применить
на
практике
наиболее
актуальные
к
нашим
условиям
методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему
воспитательно-образовательной работы.
Воспитанием экологической культуры у детей дошкольного возраста я
занимаюсь
уже
давно
в
своей
работе
я
использую
программу
С.Н.
Николаевой «Юный эколог». Эта программа создана на основе собственной
Концепции
экологического
воспитания
дошкольников.
Она
включает
две
подпрограммы,
помогает
тем
самым
одновременно
решать
вопрос
становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых,
их воспитывающих. Ведь воспитатель является носителем экологической
культуры.
Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет. Поэтому, начиная
работать с детьми 2 младшей группы, мною были определены цель, задачи и
содержания деятельности.
Цель: способствовать развитию экологической культуры, познакомить
дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во
всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность
ее охранять.
Задачи:
1.
Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах).
2.
Формирование представлений об универсальной ценности природы.
3.
Воспитание потребности в общении с природой.
4.
Привитие трудовых природоведческих навыков.
5.
Развитие экологического сознания.
6.
Формирования бережного отношения к природе в различных видах
деятельности.
Методы
и
приемы
работы
по
экологическому
воспитанию
дошкольников:
- наблюдения за природой;
- поисковая деятельность детей;
- метод моделирования;
- метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная
деятельность);
-экологические беседы;
- проведение дидактических игр;
- проектный метод;
- беседы, вопросы, разъяснения;
- опыты;
- чтение художественной литературы;
- использование загадок, пословиц, поговорок и т.д.
Формы образовательной работы с детьми:
- организованная НОД;
- совместная деятельность;
- праздники и развлечения;
-наблюдения в природе;
- экскурсии в музеи, выставки;
-
организация
конкурсов
и
поделок
из
природного
и
бросового
материалов;
- просмотр видеофильмов, слушание музыки;
- целевые прогулки за пределы участка детского сада.
Важно, чтобы базисной основой культуры растущего человека было
накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как
важнейшей составляющей окружающего мира. Необходимо формировать у
дошкольников
понятий
добра
и
зла,
освоение
ими
истинных
ценностей
духовной сферы.
Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритеты:
1.
Создание предметно-развивающей среды в группе.
2.
Широкое использование художественной литературы.
3.
Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.
- Наличие теоретической базы;
В настоящее время в России создано значительное количество программ,
направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их
экологической культуры.
В
педагогической
науке
и
практике
достаточно
полно
разработаны
основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И.Д.
Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Н.М. Мамедов и
др.).
Разработаны и внедрены в практику теоретические положения об
организации экологического образования и воспитания младших школьников
(Т.А.
Бабакова,
Л.Д.
Бобылева,
А.А.
Плешаков),
учащихся
среднего
и
старшего школьного возраста.
Теоретической основой моего опыта послужили работы таких авторов,
как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.Н. Рылеева.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют
программы,
направленные
на
становление
начал
экологической
культуры
через познание экологических закономерностей природы.
Неоценимую
помощь
в
работе
оказали
следующие
методические
пособия: Н.В. Коломина «Воспитание экологической культуры в детском
саду»,
З.Ф.
Аксеновой
«Войди
в
природу
другом»,
В.Н.
Чернякова
«Экологическая
работа
в
ДОУ»,
Л.Г.
Киреева,
С.В.
Бережнова
«Формирование экологической культуры дошкольников» и др.
- Ведущая педагогическая идея;
Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у
детей дошкольного возраста. Формирование начал экологической культуры –
это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой
природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а
также
к
людям,
создающим
на
основе
ее
богатств
материальные
или
духовные ценности.
Основная цель данной педагогической идеи – формирование человека с
новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия
своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной
гармонии
с
природой,
а
также
воспитание
активной
и
творческой личности.
- Оптимальность и эффективность средств;
Представленный
опыт
включает
все
важные
составляющие:
цели,
методы, оптимальные
и
эффективные
средства ,
формы
обучения.
Основным
подходом
ее
работы является
ранее
формирование
базовой
культуры
ребенка,
его
личности,
начиная
с
дошкольного
возраста.
Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от
возраста – часть природы, что у каждого человека есть Родина: близкие и
дорогие ему места. И все это необходимо сохранить для будущих поколений.
Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной
цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного,
ценностно-ориентированного отношения к миру, в позитивном настрое на
жизнь.
Весь
обучающий
процесс
построен
в
форме
игры,
она
позволяет
усилить
интерес
к
исследовательской,
познавательной
деятельности.
Во
Время НОД дети вместе со мной отправляются в различные путешествия,
ищут клад, опускаются на дно морское, идут по следу, дружат с цветами и т.п.
Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в
мире
природы,
в
мире
растений
и
животных
как
живых
существ,
обеспечиваю
понимание
первоначальных
связей
в
природе
–
понимание
одного или двух условий для их жизни. В этом возрасте большое внимание
уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны
солнце,
снег,
деревья,
дождь,
используя
дидактические
игры
«Когда
это
бывает?», «Солнышко и дождик», слушаем с детьми шум деревьев, при
порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму.
Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не
только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо.
Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и
цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в
дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры.
При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом.
Гуляя по снегу рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев,
покрытых пушистым снегом. Проводим эксперименты со снегом (например,
почему
он
в
группе
тает).
Выясняем
с
детьми,
что
в
тепле
в
стакане
появляется вода, а на улице она снова превращается в лед.
Использую в работе художественную литературу, которая открывает и
объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств,
взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни.
Устное
народное
творчество
–
потешки,
пословицы,
поговорки
–
играют важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят
детей
с
образностью
родного
языка,
позволяют
им
понять
новую
информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для
наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Широко использую специально подобранную детскую познавательную
литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте
художественного слова, заучиваю с ними в свободной деятельности наизусть
стихи.
В ненастные дни провожу наблюдения за комнатными растениями.
Рассматриваем
с
детьми
демонстрационный
материал,
подобранный
для
экологического
воспитания,
который
способствует
развитию
их
внешне
окружающего мира.
Наблюдения за одним и тем же объектов периодически повторяю. Это
дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.
В
своей
работе
подбираю
экологические
загадки.
Они
помогают
развивать
слуховое
восприятие,
способствуют
расширению
у
детей
представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в
свободной деятельности.
Создание
экологически
развивающей
среды
–
это
непрерывный
педагогический
процесс,
который
включает
в
себя
организацию
экологических
пространств,
их
совершенство
и
коррекцию,
ежедневное
поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая
постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она
способствует
тому,
чтобы
ребенок
систематически
думал
и
заботился
о
растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним.
Экологически правильное оборудование и организация зон природы –
это
первое
и
важное
условие
для
успешной
работы
по
экологическому
воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную
работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга,
огород, фитоогород, цветники, создана экологическая тропа, в групповых
уголки
природы,
зоны
экспериментирования,
что
позволяет
проводить
экологическую
работу
в
течение
всего
года
и
наблюдать
природу
в
естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.
В
процессе
ознакомления
дошкольников
с
окружающим
миром
создаются
благоприятные
условия
для
их
дальнейшего
умственного
развития: детям
предлагается проанализировать, сравнивать, обобщать то,
что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает
им воспитатель.
Постоянно стараюсь пополнить знания детей о родном крае и родной
стране,
чтобы
вызвать
у
них
интерес,
развить
любознательность.
Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний
способствуют развитию образного и логического мышления. Собираем с
детьми
разнообразный
природный
материал,
который
в
дальнейшем
используем
для
изготовления
поделок.
Это
не
только
сближает
детей
с
природой, но и дает радость созидания, творчества.
Постоянно в группе организуются выставки детских работ, поделок их
природного
материала:
«Осенняя
фантазия»,
«Весенний
букет»
и
др.
Проведение
таких
выставок
заметно
усиливает
интерес
родителей
к
воспитанию ребенка в детском саду.
В
связи
с
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
основной
задачей
экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
становится
актуальное
исследование
окружающей
жизни. В современных условиях проектное обучение рассматривается как
развивающееся,
базирующееся
на
последовательном
выполнении
комплексных учебных проектов. Экологический проект - это, прежде всего,
решение
определенных задач
в процессе исследования. Масштаб задач
может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом
и
соответственно,
возможностями
детей,
содержанием
образовательных
программ. Педагог и дети идут этим путем вместе от проекта к проекту.
Проект,
который
выполняют
дошкольники,
вызывает
у
них
энтузиазм,
увлекает их. И знания, полученные в ходе проекта, лучше усваиваются.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее
достижения, оценивать последствия, принимать решение и нести за них
ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально.
Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся
заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление
его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества
личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт
взаимодействия и др.
Мною разработано несколько проектов:
- проект «Вода – источник жизни», рассчитанный сроком на 1 неделю.
Он состоит из НОД, экспериментирования, заучивания стихотворения;
- проект «Птицы нашего края», рассчитанный на 1 месяц, который
разработан с использованием технологии С.Н. Николаевой. Цель данного
проекта
продолжить знакомство детей с птицами нашего края. Развивать
желание узнать новое из жизни птиц, воспитывать любовь к природе. Работа
по
проекту
проводилась
с
января
по
февраль
с
детьми
старших
и
подготовительных групп.
-
проект
«Растения
–
легкие
Земли»,
проект
рассчитан
на
четыре
недели: 1 неделя – подготовительный этап; 2 неделя – исследовательский
этап; 3 неделя – 4 неделя – практический этап.
Участниками проекта являлись родители, дети и педагоги. Совместный
сбор материалов по теме проекта раскрывает творческие способности детей,
вовлекает
родителей
в
воспитательный
процесс,
что,
естественно,
сказывается на результатах.
Из опыта своей работы хочется сказать, что реализация проектного
обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя
готовых
знаний
он
превращается
в
организатора
образовательной
среды,
соответствующей
интересам,
возможностям
и
потребностям
детей,
обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками,
воспитателем и другими, партнера и консультанта).
Вся
работа
воспитанию
с
экологической
культуры
дошкольников
ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами и родителями
воспитанников.
Сотрудничество
с
семьей
помогает
обеспечить
непрерывность
и
целостной
формирования
экологической
культуры.
Воспитать
в
детях
положительное
отношение
к
природе
возможно
лишь
тогда,
когда
сами
родители обладают экологической культурой.
В работе с родителями я использую традиционные формы работы:
родительские
собрания,
консультации,
беседы,
анкетирование
и
т.д.
Информацию по экологическому воспитанию
размещаю в родительский
уголок,
папки-передвижки.
Такие
формы
работы
делают
возможность
продемонстрировать,
какие знания есть у детей, показать, что эти знания
необходимы для формирования основ экологической культуры.
Развитие экологического сознания невозможно без осознания своего
единства с природой. Весь обучающий процесс построен в форме игры, что
позволяет
усилить
интерес
детей
к
исследовательской
познавательной
деятельности. Через беседы у детей формируются
экологические знания,
побуждают
к
размышлению.
Учу
детей
анализировать
свои
и
чужие
поступки,
воспитываю
эмоциональную
отзывчивость,
развиваю
наблюдательность дошкольников.
Одна из форм работы экологического воспитания являются праздники
и развлечения. Роль праздников заключается в сильнейшем воздействии на
эмоциональную
сферу
личности
ребенка.
Стало
традицией
проводить
праздник «День Земли», использую различные игры, викторины, конкурсы.
Много
времени
уделяю
наблюдениям,
целевым
прогулкам,
экскурсиям
в
природу, что позволяет детям пополнить их запас знаний по экологическому
воспитанию.
Я
считаю,
что
в
результате
проделанной
мной
работы
по
экологическому
воспитанию
детей
дошкольного
возраста
е с т ь
положительные результаты. У детей сформировались начала экологической
культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.
У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления
через различные виды деятельности. Хочется верить, что любовь к родной
природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет
жить в гармонии с окружающим миром.
- Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный
практический результат, успехи и достижения воспитанников);
Была
проделана
огромная
работа
по
изучению
темы,
составлению
конспектов НОД и сценариев экологических праздников – всего того, что
постепенно складывалось в систему.
Большую
роль
в
системе
работы
с
детьми
отдала
экологическому
воспитанию.
Я
считаю,
что
в
результате
такой
деятельности
добилась
реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к
объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и
неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили
основы
бережного
и
заботливого
отношения
к
живой
природе.
Освоили
нормы
поведения
в
природном
окружении.
Научились
давать
оценку
действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла
мне наладить контакт с семьями воспитанников.
В начале каждого учебного года я возвращать к итогам результатов
обучения детей прошлого года. Обратив особое внимание на выявленные
недостатки, их причины. Анализ ежегодного мониторинга по воспитанию
экологической культуры детей за 2016 год показал, что высокий уровень
показали 60% детей, средний уровень – 40%. Мною был сделан вывод, что у
детей к концу года установились устойчивые экологические знания.
- Возможность тиражирования;
-
Распространение
опыта
работы
в
рамках
дошкольного
учреждения
(педагогический совет, семинары-практикумы);
-
распространение
опыта
среди
профессионального
сообщества
(другие
дошкольные учреждения);
-
публикация
инновационного
опыта
в
сети
интернет
и
периодической
печати.
В опыте представлено обоснованное число приложений, которые
наглядно
иллюстрируют
основные
формы
и
приемы
работы
с
воспитанниками
1. Выступление «Проектный метод в экологическом воспитании».
2. Экологический праздник «День Земли».
3.
Семинар-практикум
«Экологический
подход
к
содержанию
комнатных
растений».
4. Экскурсия «Постигай окружающий мир»
5. Экологическая викторина «Что? Где? Когда?»