Формирование представлений об измерении протяжённости с помощью условной мерки у детей дошкольного возраста
Автор: Каргалова Людмила Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ №9 Населённый пункт: г.Мирный Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Формирование представлений об измерении протяжённости с помощью условной мерки у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Формирования представлений о семье у детей старшего
дошкольного возраста в ДОО
Миллер Юлия Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37» г.Новокузнецк
Современное
общество
нуждается
в
восстановлении
традиционных
ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного
образа жизни.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным
и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого
научного
обоснования,
прежде
всего,
из-за
наличия
многочисленных,
зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на
определение
сущности
и
функций
семьи,
ее
исторического
прошлого
и
перспектив развития.
Дошкольное
образовательное
учреждение
традиционно
оказывает
помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов
с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда
можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.
Семья
своими
ценностными
ориентациями,
особенностями
межличностных
отношений
,
всем
укладом
и
стилем
жизни
прямо
или
косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей
семейной
жизни.
Но
общими
усилиями
семьи
и
детского
сада
можно
повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного
возраста.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния,
вводит
его
во
все
многообразие
ролевого
поведения,
родственных
отношений,
домашнего
быта,
вызывая
те
или
иные
чувства,
действия,
способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера,
психических
свойств.
Этим
«багажом»
ребенок
пользуется
не
только
в
настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества
будущего семьянина.
Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной
обобщенной
модели
семьи.
Это
может
быть
игровая
модель
семьи,
возникающая
в
ходе
сюжетно-ролевой
игры
«Семья»,
кукольная
модель
семьи,
а
также
персонажи,
изображенные
на
рисунках
из
наглядно-
дидактиче ских
по собий,
репродукциях
с емейных
п о р т р е т о в .
Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья»1 позволяет
описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и
занятия»
помогает
рассказать
о
том,
какими
были
семьи
в
старину,
познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое.
Этапы
работы,
направленной
на
ознакомление
детей
старшего
дошкольного возраста с родословной
1.
Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной
2.
Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями по
составлению родословной; создание эскизов оформления родословной
3.
Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей
семьи», «Образ моей семьи»
4.
Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне
занятий
Приступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь
четкие
научно
обоснованные
представления
о
том,
что
такое родословная,
попробовать
составить
свою
собственную
РОДОСЛОВНУЮ
.
Лич
ный
опыт
составления
родословной
поможет
воспитателю
заинтересовать
этой
деятельностью
родителей,
членов
семей
ВОСПИТАННИКОВ
.
В
СВОЕЙ
ПРАКТИКЕ
ШИРОКО
ИСПОЛЬЗУЮ
ЗАДАНИЯ
ДЛЯ
ДЕТЕЙ
,
НАПРИМЕР
:
Используя дидактические наглядные материалы (карточки, на которых
изображены члены отвлеченной, идеальной модели семьи, фотографии из семейных
альбомов детей), назвать слова, обозначающие родство, объяснить родственные
отношения.
С этой целью можно использовать дидактические упражнения «Семейный
хоровод», «Где-то в шумном городе», которые знакомы ребятам со средней группы.
•
Опираясь на наглядные материалы (иллюстрации, репродукции картин,
фотографии членов своей семьи), постараться ответить на вопрос: «Что такое
семья?»
•
С помощью фотографий из семейного альбома рассказать о членах своей
семьи, назвать имена и отчества взрослых (папы, мамы, бабушек и дедушек),
братьев и сестер.
В процессе индивидуальных бесед, а также наблюдений в ходе занятий и игр
необходимо обращать внимание на наличие у детей интереса к семейным
традициям, профессиям их родных.
Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для
обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы
предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления
детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в
школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою
родословную, включающую шесть или семь поколений.
Таким
образом,
работа
по
составлению
родословной в детском саду
состоит
из
двух
этапов.
В
старшей
группе
осуществляется
первый
этап,
предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях
семейного
во спитания
при
активной
поддержке
дошкольного
образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе
группе, ребенок выполняет творческую работу — самостоятельно создает
образ своей семьи.
Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению
с окружающим ( Приложение 1) , важную роль в накоплении впечатлений,
образов
и
представлений
детей
играют
изобразительная
деятельность,
знакомство
с
произведениями
художественной
литературы,
живописи
и
графики, относящимися к жанру семейного портрета.
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что
изучение
истории
своей
семьи
способствует
воспитанию
гордости
за
принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями
лучших качеств своих предков.
Литература
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.
2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/
Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.:
Просвещение;1968.
4.
Волкова
Е.М.
Трудные
дети
или
трудные
родители?
М.:
Профиздат,1992.
5.
Кулагина
И.Ю.
Возрастная
психология
(Развитие
ребенка
от
рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
6. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. М., 1979.
7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.:
ООО Издательство Речь, 2002.
8.
Нельсен
Д.,
Лотт
Л.,
Гленн
X.
С.
1001
совет
родителям
по
воспитанию детей от А до Я. - М., 1994.
9. Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в
семье и в детском доме // Вопросы психологии. 1991. - 6.
10.
Спок
Б.
Разговор
с
матерью:
книга
о
воспитании.М.:
Просвещение;1990.
11.
Фромм
А.
Азбука
для
родителей
//Пер.И.Г.Константиновой.-Л.:
Лениздат,1991.
12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений.Курс лекций.-М.:
Апрель-Пресс,ЭКСМО-Пресс;2000.
13. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр.
психол. тр. М., 1989.
Приложение № 1
Занятие «Моя семья»
З
АДАЧИ
:
В
ОСПИТЫВАТЬ
ЛЮБОВЬ
И
УВАЖЕНИЕ
К
ЧЛЕНАМ
СВОЕЙ
СЕМЬИ
;
УТОЧНЯТЬ
И
ОБОБЩАТЬ
ЗНАНИЯ
ДЕТЕЙ
О
СЕМЬЕ
,
О
ТОМ
,
КТО
ТАКИЕ
РОДНЫЕ
;
ФОРМИРОВАТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О
СОСТАВЕ
СЕМЬИ
,
ИСПОЛЬЗУЯ
ФОТОГРАФИИ
ЧЛЕНОВ
СЕМЬИ
РЕБЕНКА
;
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
УМЕНИЕ
СОСТАВЛЯТЬ
КОРОТКИЙ
РАССКАЗ
О
СВОЕЙ
СЕМЬЕ
,
НАЗЫВАЯ
ИМЕНА
И
ОТЧЕСТВА
РОДНЫХ
;
ЗАКРЕПЛЯТЬ
УМЕНИЕ
ВЫРАЗИТЕЛЬНО
ДЕКЛАМИРОВАТЬ
СТИХИ
,
ПОНИМАТЬ
И
ОБЪЯСНЯТЬ
СМЫСЛ
РУССКИХ
ПОСЛОВИЦ
О
СЕМЬЕ
;
РАЗВИВАТЬ
СВЯЗНУЮ
РЕЧЬ
,
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ИНТЕРЕСЫ
,
ЛОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
.
М
АТЕРИАЛЫ
:
С
ИЛУЭТ
ДЕРЕВА
ИЗ
ПЛОТНОЙ
ТКАНИ
ИЛИ
КАРТОНА
(
ЕГО
ПРИКРЕПЛЯЮТ
НА
СТЕНЕ
ИЛИ
ШИРМЕ
)
—
ДИАМЕТР
КРОНЫ
1 5 0
СМ
ИЛИ
БОЛЕЕ
—
В
ЗАВИСИМОСТИ
ОТ
КОЛИЧЕСТВА
ДЕТЕЙ
В
ГРУППЕ
) ;
ЛИСТЬЯ
,
ВЫРЕЗАННЫЕ
ИЗ
ПЛОТНОЙ
ЦВЕТНОЙ
БУМАГИ
ЗЕЛЕНОГО
ЦВЕТА
,
С
НАКЛЕЕННЫМИ
НА
НИХ
ФОТОГРАФИЯМИ
ДЕТЕЙ
И
ИХ
РОДНЫХ
,
РЕПРОДУКЦИИ
СЕМЕЙНЫХ
ПОРТРЕТОВ
.
Х
ОД
ЗАНЯТИЯ
:
Ребята сидят на стульчиках полукругом в игровой зоне. Воспитатель
привлекает их внимание к репродукциям, размещенным на мольбертах (А.
Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с
женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», 3. Серебрякова «Автопортрет с
дочерьми», И. Хомутова «Семья»).
Воспитатель
спрашивает:
«Что
объединяет
все
эти
картины?
Кто
изображен на этих картинах? (Семьи.) Почему вы решили, что на картинах
изображены семьи? Картины ведь все такие разные?» (на картинах нарисованы
родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены
дедушка, бабушка, папа, мама и дети.)
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать картину, которая ему
больше всего понравилась, подойти к репродукции и рассказать о ней. Затем
анализирует короткие рассказы детей, делает вывод: картины объединяет их
добрый
настрой;
количество
людей,
изображенных
на
картинах
разное,
состав семей тоже; одни семьи жили очень давно, много лет и даже веков
назад,
другие
—
наши
современники,
но
художникам,
нарисовавшим
портреты этих людей, удалось передать их любовь друг к другу, нежность и
заботу. Родители ласково обнимают детей.
Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, что такое семья? (Семья
— это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают,
жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с
другом ласково.)
Семья
объединяет
родных:
родителей
и
детей,
бабушек,
дедушек,
братьев, сестер. Это наши родные, родственники, родня».
Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение Я. Акима
«Моя родня». Затем спрашивает: «Как вы считаете, все ли персонажи,
герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они
родные,
родня?
(Это
стихотворение
шуточное.
Не
все
его
персонажи
являются членами одной семьи. Мама, папа, сестренка, братишка — это
родня. Друг Сережка — не член семьи и не родственник. Он друг, а для
каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Щенок Тишка может считаться членом семьи, но он не человек и поэтому не
является родней героя стихотворения. Мы очень любим своих домашних
животных, заботимся о них, считаем их членами наших семей, но они не
люди, и тем более не родные нам.)
В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Как вы
думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они
отличаются? (Семьи все разные — бывают большие и маленькие. Люди из разных семей
отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах,
в
разных
квартирах.).
Семьи
это
самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена
русский народ составлял пословицы и поговорки о семье».
Дети вспоминают пословицы, которые были выучены ими в ходе предыдущих занятий и бесед
о семье:
Вся семья вместе и душа на месте.
Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
Русский человек без родни не живет.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Семья ладом полна.
Физкультминутка
Можно
провести
с
детьми
игру
«Кто
я?»,
способствующую
закреплению
знаний
и
представлений о родственных отношениях.
Дети становятся в кружок, воспитатель стоит в центре. Воспитатель бросает одному из ребят
мяч и задает вопрос, например: «Я — мама, а ты мне кто?» Ребенок бросает мяч обратно воспитателю и
отвечает: «Сын (дочь)».
Первоначально воспитатель берет на себя роль родителя или взрослого члена семьи (мама,
папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя). Постепенно игра усложняется. Воспитатель может взять на себя
роль ребенка, например, спросить: «Я внучка, а ты мне кто?» Когда дети начнут достаточно хорошо
их
ориентироваться в терминах родства, им можно задать в процессе игры следующие вопросы: «Кому ты
дочь?», «Кто тебе мамина мама?», «Кто тебе папина сестра?» и др.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и привлекает их внимание к висящему на стене
силуэту дерева: «В нашей группе выросло красивое дерево. Вы каждый день приходите в детский сад,
в нашу группу. Мы все вместе находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга,
помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью. Это дерево — наша группа, каждая из веточек — это
ваши семьи. На столах в корзиночках лежат листочки с фотографи
ЯМИ
ваших родных, членов ваших
семей. Нужно разместить фотографии членов своей семьи на веточке дерева и рассказать, как зовут
членов семьи, назвать имена и отчества родных — мам и пап, дедушек и бабушек».
Дети прикрепляют на дерево листочки с фотографиями членов своих семей, рассказывают о
них.
В
заключение
воспитатель
говорит,
что,
слушая
рассказы
детей,
их
голоса,
можно
почувствовать, с какой любовью и нежностью ребята относятся к своим родным. Затем предлагает
детям прочитать стихотворения о семье.