Автор: Данилюк Наталья Александровна Должность: педагог Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2г Населённый пункт: Г. Карталы, Челябинская область Наименование материала: ПЛАН Тема: Тематическое планирование занятий кружка: "Мягкая игрушка". Раздел: дошкольное образование
Сентябрь
1) Вдевание
нитки в иголку.
Узелок.
Учить аккуратности и
осторожности в
работе с иглой и
ножницами.
Развивать мелкую
моторику рук.
Шкатулка с нитками
и иглами для шитья,
ножницы.
1
2) Шов «вперёд
иголка».
Научить и закрепить
выполнение шва по
образцам. Развивать
мелкую моторику
пальцев рук. Учить
осторожности и
аккуратности в
работе с иглой и
ножницами.
Образцы с готовым
швом, лоскуты
ткани, пяльцы,
нитки, иглы,
ножницы, линейка,
портновский мелок.
2
3) Шов
«строчка».
Познакомить с
понятием «прямая
строчка». Учить шить
шов «строчка» по
образцу. Развивать
глазомер, терпение,
быть осторожными
при работе с иглой.
Лоскуты ткани,
ножницы, иглы,
линейка,
портновский мелок,
образцы с готовым
швом.
1
Октябрь
1)Какие
бывают
пуговицы?
Научить пришивать
пуговицы разными
способами.
Образцы
пришивания
пуговиц, пуговицы с
2
2) Для чего нам
пуговицы?
Аккуратно и
осторожно работать с
иглой. Продолжать
развивать процесс
речевого и
умственного
развития детей.
разными
отверстиями, игла,
нитки, ножницы,
лоскуты ткани.
3)Изготовление
выкройки на
бумаге.
КВАДРАТ
4)Изготовление
выкройки на
ткани. КВАДРАТ
Учить рисовать
шаблон на бумаге.
Познакомить с
понятием выкройка.
Развивать глазомер,
мелкую моторику
рук.
Научить детей
переводить выкройку
на ткань. Учить
аккуратно работать с
карандашом или
мелком.
Образцы шаблонов
КВАДРАТА из
бумаги, картон,
ножницы,
карандаш.
Линейка, мелок,
карандаш, шаблоны
выкройки
КВАДРАТА, лоскуты
ткани.
1
1
Ноябрь
1)Вырезание
выкройки
КВАДРАТ на
ткани
ножницами.
Развивать мелкую
моторику рук. Учить
правильно вырезать
выкройку
ножницами.
Развивать глазомер.
Быть аккуратными и
терпеливыми.
Ножницы, лоскуты
ткани, наполнитель
вата.
1
2) Пошив
игрушки
«ПАЛИТРА».
Вспомнить и
повторить всё о
пуговицах и палитре.
Учить переводить
выкройку на ткань.
Развивать мелкую
моторику рук и
глазомер.
Шаблон палитры из
картона,
разноцветные
круглые пуговицы,
лоскуты ткани
разного цвета,
нитки, игла.
Образец готовой
2
3) Окончание
работы по
пошиву
игрушки
«ПАЛИТРА»
Соблюдать чистоту и
аккуратность на
рабочем месте. Учить
осторожно работать с
иглой и ножницами.
мягкой игрушки
«ПАЛИТРА».
Ножницы, нитки,
игла, образец
готовой игрушки,
наполнитель вата.
1
Декабрь
1)Новый год и
его атрибуты.
ЁЛКА и ШАРЫ
из ткани.
Познакомить с
понятиями: КРУГ и
ТРЕУГОЛЬНИК.
Нарисовать
самостоятельно (или
по образцу) шаблоны
этих геометрических
фигур. Развивать
глазомер и мелкую
моторику рук.
Воспитывать
усидчивость, силу
воли, терпение,
умение доводить
начатое дело до
конца.
Образцы мягких
игрушек ЁЛКА и
ШАРЫ, картон,
ножницы,
карандаш. Картинки
с изображением
ёлки и новогодних
шаров-игрушек,
наполнитель вата.
1
2)Изготовление
выкройки на
ткани.
Учить детей
переводить шаблон
выкройки на ткань.
Учить аккуратно
работать с
карандашом или
мелком. Развивать
глазомер и мелкую
моторику рук.
Лоскуты ткани,
наполнитель вата,
мелок или
карандаш,
ножницы, шаблоны
выкройки.
1
3) Пошив
новогодних
игрушек на
выбранную
тему.
Развивать терпение,
моторику пальцев
рук. Учить аккуратно
работать с иглой и
ножницами.
Выявлять
Ножницы, иглы,
образцы мягких
игрушек ЁЛКА и
ШАРЫ, выкройки –
шаблоны,
индивидуальных
2
индивидуальные и
творческие
способности.
Соблюдать чистоту
рабочего места.
работ, наполнитель
вата.
Январь
1)Пошив
мягкой
игрушки
«СНЕГОВИК».
Развивать глазомер
при изготовлении
шаблонов и
выкройки, мелкую
моторику рук. Учить
аккуратности и
осторожности при
работе с иглой и
ножницами.
Образец мягкой
игрушки
«СНЕГОВИК»,
карандаш, картон,
ножницы.
1
2)Изготовление
выкройки
игрушки
«СНЕГОВИК» на
ткани.
Развивать мелкую
моторику пальцев
рук, выявлять и
развивать творческие
способности детей,
Лоскуты белой
ткани, шаблоны для
выкройки, образец
игрушки
«СНЕГОВИК», игла,
нитки, ножницы,
мелок или
карандаш,
наполнитель вата.
2
3) Окончание
работы по
пошиву мягкой
игрушки
«СНЕГОВИК».
Учить доводить
работу до конца,
приучать к
аккуратности и
осторожности при
работе с иглой и
ножницами,
соблюдать чистоту на
рабочем месте,
развивать моторику
рук.
Игла, нитки,
ножницы,
пуговицы,
фломастеры или
гуашь.
1
Февраль
1)Пошив
мягкой
игрушки к
23февраля
«ЗВЁЗДОЧКА».
Развивать и
выявлять творческие
способности детей.
Познакомить с
понятием ОСТРЫЙ
УГОЛ и
МНОГОУГОЛЬНИК.
Линейка, карандаш,
ножницы, картон.
Образцы шаблонов
и мягкой игрушки
«ЗВЁЗДОЧКА».
1
2)Изготовление
выкройки
«ЗВЁЗДОЧКИ»
на ткани.
Развивать глазомер
при нанесении
шаблона УГОЛ на
ткань, учить
терпению и
аккуратности,
осторожности при
работе с иглой и
ножницами.
Ножницы, лоскуты
красной ткани,
иглы, нитки,
наполнитель вата,
картинки с
изображениями
звезды, шаблоны
для выкройки.
1
3)Продолжить
и закончить
пошив игрушки
«ЗВЁЗДОЧКА».
Учить осторожно
работать с иглой и
ножницами,
развивать глазомер,
усидчивость,
соблюдать чистоту на
рабочем месте.
Ножницы, иглы,
нитки, вата,
картинки с
изображением
звезды, лоскуты
красной ткани,
образец мягкой
игрушки
«ЗВЁЗДОЧКА».
2
Март
1)Пошив
мягкой
игрушки
«РЫБКА» к 8
марта.
Познакомить с
геометрической
фигурой ОВАЛ,
развивать глазомер,
мелкую моторику
рук.
Образец игрушки
«РЫБКА», картон,
ножницы,
карандаш, лоскуты
ткани ярких цветов.
1
2) Вырезание
шаблонов из
картона и
выкроек из
ткани.
Закрепить ранее
полученные знания,
развивать моторику
рук, терпение,
аккуратно работать с
ножницами.
Картинки и игрушки
с изображением
рыбок, карандаш,
ножницы.
1
3) Продолжить
и закончить
пошив мягкой
игрушки
«РЫБКА».
Учить осторожно
работать с иглой и
ножницами,
развивать глазомер,
усидчивость,
соблюдать чистоту на
рабочем месте.
Образец игрушки
«РЫБКА», картон,
ножницы, вата,
карандаш, лоскуты
ткани ярких цветов,
игла, нитки.
2
Апрель
1)Пошив
мягкой
игрушки
«КОСМИЧЕСКА
Я РАКЕТА».
Познакомить с
геометрической
фигурой КОНУС.
Развивать глазомер
при нанесении
шаблона УГОЛ на
ткань, учить
терпению и
аккуратности,
осторожности при
работе с иглой и
ножницами.
Лоскуты ткани,
наполнитель вата,
мелок или
карандаш,
ножницы, шаблоны
из картона.
1
2)Продолжить
пошив игрушки
«КОСМИЧЕСКА
Я РАКЕТА».
Закрепить ранее
полученные знания,
развивать моторику
рук, терпение,
аккуратно работать с
ножницами.
Пуговицы, нитки,
иглы, образец
игрушки, ножницы,
наполнитель вата.
2
3)Окончание
пошива
игрушки
«КОСМИЧЕСКА
Я РАКЕТА».
Развивать глазомер
при нанесении
шаблона УГОЛ и
КОНУС на ткань,
учить терпению и
аккуратности,
осторожности при
работе с иглой и
ножницами.
Мелок или
карандаш,
пуговицы, нитки,
иглы, образец
игрушки, ножницы,
наполнитель вата.
1
Май
1)Пошив
игрушек по
теме: «Орудия
труда»….ЛОПАТ
А или ВИЛЫ.
Учить работать по
воображению и по
памяти. Работать без
образца и картинок.
Самостоятельно
изготовить шаблон.
Картон, ножницы,
бумага, карандаш.
1
2)Самостоятель
ный перевод
выкройки на
ткань.
Учить работать
индивидуально, по
памяти. Развивать
глазомер и моторику
рук, память.
Соблюдать
осторожность при
работе с иглой и
ножницами.
Лоскуты ткани,
иглы, нитки,
ножницы, шаблоны
из картона.
1
3)Продолжить
и закончить
пошив
игрушек:
ЛОПАТА или
ВИЛЫ.
Развивать мелкую
моторику рук,
память, терпение.
Соблюдать
осторожность при
работе с иглой и
ножницами. Учить
работать по
воображению и по
памяти. Работать без
образца и картинок.
Наполнитель вата,
лоскуты ткани, иглы,
нитки, ножницы.
2
Цель и задачи программы кружка «Мягкая игрушка».
Занятия в кружке «Мягкая игрушка» направлены на всестороннее
интеллектуальное и эстетическое развитие детей.
Задачи программы:
Обучающие
1) Знакомство детей с основными геометрическими понятиями.
2) Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
3) Обучение различным приёмам работы с бумагой.
Развивающие
1) Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
2) Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
3) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей.
Воспитывающие
1) Воспитание интереса к искусству шитья.
2) Расширение коммуникативных способностей детей.
3) Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оценка результатов освоения программы.
1)
Знания и значения основных геометрических понятий мягкой
игрушки.
2) Умение сделать квадрат из прямоугольного куска материала.
3) Умение сделать простейшие базовые формы игрушки:
головку, лапку и т.д.
4)
Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
выкройки изделий.
5)
Умение сделать изделие, следя за показом воспитателя и
слушая устные пояснения.
6)
Умение сделать несложные изделия по выкройке.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии, творческий подход к выполнению работы.
Оцениваются умения:
-организовать своё рабочее место;
-рационально использовать необходимые материалы;
-аккуратность выполнения работы.
Пояснительная записка.
1. Методика обучения шитью мягкой игрушки.
Одна из основных задач воспитателя в обучении шитью мягкой игрушки,
это развитие у ребёнка эстетического вкуса. Воспитание эстетического вкуса в
кружках мягкой игрушки должно идти через понимание детьми
художественных и технологических возможностей обрабатываемых
материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.
Задача воспитателя- ориентировать детей на глубокое самостоятельное
изучение образцов мягкой игрушки и создание на этой основе собственных
изделий.
Организация кружка начинается с подготовки помещения и приобретения
материалов.
Материальное оснащение занятий в кружке постоянно должно
быть в поле зрения воспитателя.
Помещение для занятий должно быть светлым, тёплым. По объёму и
размерам
полезной
площади
соответствовать
числу
занимающихся детей.
Особое внимание следует уделить рабочему месту ребёнка. Рабочее место
должно
всегда
содержаться
в
образцовом
порядке,
а
инструменты
располагаться каждый на своём месте так, чтобы удобно было из брать. Если
инструмент
разбросан
в
беспорядке,
ребёнок
не
только
выбивается
из
рабочего ритма, но и может получить травму.
Для
уменьшения
зрительного
напряжения
надо
позаботиться
об
освещении. При дневных занятиях освещение должно быть спереди. Так как
в
работе
участвуют
обе
руки,
то
при
боковом
освещении
тень
будет
на
рабочем месте.
Серьёзного внимания со стороны воспитателя требуют инструменты и
материалы,
которыми
пользуются
дети.
Для
создания
мягкой
игрушки
необходимы:
нитки,
иглы,
клей
ПВА,
ножницы,
пуговицы,
лоскуту
ткани,
шнур,
мех,
кожа,
мелок
портновский
или
карандаш,
тонкий
картон
для
шаблонов выкроек.
Кружок по созданию мягкой игрушки ориентирован
на работу с детьми от 4 до 7 лет.
В кружке должно быть не более 10 детей, иначе воспитатель не сможет
вести
работу
с
детьми,
основанную
на
индивидуально-психологических
особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на
первых
занятиях,
систематически
контролировать
работу
детей,
предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при
условии, что кружок не перегружен детьми. Иначе, воспитатель не сможет
вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке.
Однако,
методика
проведения
занятий
при
направленности
в
сторону
большей
индивидуализации
учебно-воспитательного
процесса,
должна
основываться
на
сохранении
коллективного
характера
обучения
и
воспитания.
Воспитатель должен располагать определённым объёмом наглядных
пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы
народной
мягкой
игрушки
(в
материале,
репродукциях,
слайдах,
кинофильмах),
изделия
воспитателя,
работы
детей
прежних
лет.
Исключительный
воспитательный
эффект
даёт
демонстрация
цветных
диапозитивов,
выполненных
с
работ
детей
–
нынешних
кружковцев.
Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие
детьми
изучаемого
материала,
улучшает
качество
знаний,
повышает
эффективность
процесса
трудового
и
эстетического
воспитания
детей.
Конкретные примеры и образцы мягкой игрушки помогают детям глубже
осваивать абстрактные понятия.
Занятия в кружке мягкой игрушки очень увлекательны. Интерес,
увлечённость работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В
процессе
увлечённой,
целенаправленной
работы
над
созданием
мягкой
игрушки дети нередко забывают, что надо отдохнуть. Тем не менее, через
определённые
промежутки
надо
делать
небольшие
перерывы,
предупреждая
появления
в
нервной
системе
детей
охранительного
торможения.
Для каждого ребёнка перерыв в работе может быть индивидуальным.
Это
не
отвлекает
остальных
кружковцев,
увлечённых
выполнением
собственного
задания,
не
прерывает
творческого
процесса
шитья
мягкой
игрушки.
Наладив
чёткий
ритм
в
работе
кружка,
необходимо
строго
придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Не должно
меняться
и
место
проведения
занятий.
Дети
быстро
привыкают
к
регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости,
дисциплине, в их творческой деятельности, на результатах их труда.
В кружок приходят дети с различным уровнем умений и навыков в
обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и
слабые не тормозили наиболее подготовленных, можно в пределах кружка
организовать несколько групп детей с различным уровнем подготовки.
Требования и правила охраны труда сообщаются
детям в ходе инструктажа.
Самого серьёзного отношения заслуживает обеспечение безопасных
условий
работы
детей.
Безопасности
и
противопожарным
мероприятиям
надо уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности
художественной обработке различных материалов. Соблюдение этих правил
позволит детям в дальнейшем получать ещё большее удовлетворение от
результатов своей творческой работы.
Случаются периоды, когда у детей наблюдается спад интереса к
изучаемому
виду
работ
над
мягкой
игрушкой.
Чтобы
активизировать
творческую
деятельность
детей,
можно
предложить
детям
посвятить
несколько занятий другим видам работ. Паузы в занятиях кружка, для работы
с другими материалами, ведут к возврату утраченного интереса к тому виду
работ с которого начались занятия.
Занятия различными видами работ в кружке исключают однобокость в
творческом
развитии
детей,
помогают
приобрести
и
широкий
круг
разнообразных знаний и навыков. При освоении нескольких видов работ
дети
значительно
расширяют
возможности
собственного
эстетического
в о с п и т а н и я .
П р и
э то м ,
в о с п и т а тел ю
н е о бход и м о
у ч и т ы в а т ь
индивидуальность в творческой личности каждого ребёнка.
Работа по образцам, это один из этапов творческого роста детей. Но этот
этап
не
должен
быть
самоцелью.
Дети
должны
понять,
что
через
копирование
образцов
идёт
освоение
приёмов
работы
инструментами,
понимания пластических свойств материала, особенностей композиционных
решений декора.
Дети приходят в кружок поработать. Поэтому, когда воспитатель начинает
проводить
вводный
инструктаж,
их
терпения
хватает
ненадолго.
Всё
это
объяснимо с психологической точки зрения. Теоретические сведения могут
быть
переданы
детям
в
форме
тематических
бесед
с
применением
демонстрацией наглядных пособий.
Одна из особенностей занятий в кружке мягкой игрушки состоит в том, что
для
выполнения
задания
требуется
длительное
время.
Чтобы
дети
не
потеряли
интереса
к
длительной
работе
над
одной
и
той
же
игрушкой,
рекомендуется
проводить
итоги
за
каждый
день
работы,
повышать
результативность и подведения итогов одного занятия. Этот эффективный
методический
приём
необходим
в
тех
случаях,
когда
дети
выполняют
длительное задание и конечный результат будет виден не скоро. А в конце
первого года занятий рекомендуется провести итоговую выставку.
Умелая организация и проведение выставки творческих работ могут стать
одной
из
эффективных
форм
морального
поощрения
и
творческой
активности детей.
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение д/с №2 г. Карталы
Планирование работы кружка