Напоминание

Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников


Автор: Догонкина Мария Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Верхне - Матигорская средняя школа" - Детский сад № 30 "Ромашка"
Населённый пункт: Архангельская область, Холмогорский район
Наименование материала: Презентация
Тема: Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация самостоятельной

познавательной деятельности

дошкольников
Догонкина Мария Петровна – воспитатель Детского сада № 30 «Ромашка»

Познавательная деятельность – это активная деятельность по

приобретению и использованию знаний. Главная задача

познавательного развития ребёнка- формирование потребности и

способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении

разнообразных умственных задач.
Развитие познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии: 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов. 2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. 2

2-3 года.
• Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. • Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр. 3

3-4 года
• К этому возрасту дети накапливают много представлений и знаний об окружающей деятельности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. • В этот период закладываются основы восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия. • Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию. 4

4-5 лет
. • В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. 5
5-6 лет. • Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию посредством логических операций, устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково – символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. 6

Игра
– вечный спутник детства, инструмент детского самовыражения, обогащения личного опыта, формирования силы воли – учит и воспитывает маленького человека. Она создает предпосылки к развитию творческих и умственных способностей ребенка, раскрывает его задатки. Отдельные виды игр по – разному воздействуют на умственное развитие детей:


- сюжетно – ролевые
расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;


-

игры



драматизации
помогают глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;


-

строительно



конструктивные
развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. 7

Организация познавательных занятий
• Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны — от содержательной структуры самой познавательной деятельности. • Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия. 8

Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и

детей.
• Основными формами организации познавательной деятельности детей в данном блоке являются дидактические и сюжетно- дидактические игры. • Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает их в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. 9

Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.
• В рамках этого блока развивается творческая активность детей в п о з н а в а т е л ь н о - и г р о в о й д е я т е л ь н о с т и , с в о б о д н о м экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. • В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе. • Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активности, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. • Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. 10

Наши дети получают развитие познавательных процессов :
• учатся читать, писать и считать, • приобщаются к творчеству учебному труду, • приобщаются к прекрасному, • любят рисовать, конструировать и лепить, • уверено общаются со сверстниками и взрослыми, • активно занимаются физическими упражнениями, • приобщаются к здоровому образу жизни. 11
Для организации детской деятельности использую разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, провожу игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки, разгадывание ребусов,загадок и другие. Разнообразие занимательного материала позволяю каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Заранее планирую самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня. 12
• Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. • Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это, в самом деле, так, сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены доброжелательные отношения. • Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


В раздел образования