Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников
Автор: Догонкина Мария Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Филиал МБОУ "Верхне - Матигорская средняя школа" - Детский сад № 30 "Ромашка" Населённый пункт: Архангельская область, Холмогорский район Наименование материала: Презентация Тема: Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников Раздел: дошкольное образование
дошкольников
Догонкина Мария Петровна –
воспитатель Детского сада № 30
«Ромашка»
Познавательная деятельность – это активная деятельность по
приобретению и использованию знаний. Главная задача
познавательного развития ребёнка- формирование потребности и
способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении
разнообразных умственных задач.
Развитие познавательных интересов дошкольников существуют две
основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта
новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает
познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком
открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его
возможности для возникновения и закрепления устойчивых
познавательных интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов
составляет постепенное расширение и углубление
познавательных интересов внутри одной и той же
сферы действительности.
2
•
2-3 года.
•
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.
Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с
чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит
благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в
различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными
явлениями.
•
Необходимым условием активности познания является разнообразие
и
сменяемость
предметной
сферы
окружающей
ребенка,
предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная
игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
3
3-4 года
•
К этому возрасту дети накапливают много представлений и знаний об
окружающей деятельности. Однако эти представления практически не
связаны
между
собой.
Ребёнок
только
пытается
установить
взаимосвязи между представлениями.
•
В
этот
период
закладываются
основы
восприятия
мира.
Активно
формируются
способы
чувственного
познания,
совершенствуются
ощущения и восприятия.
•
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и
признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества).
Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному
признаку
или
свойству
и
устанавливать
отношения
сходства
–
тождества и различия, осуществлять классификацию.
4
4-5 лет .
•
В
4
года
познавательное
развитие
ребёнка
переходит
на
другую
ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей.
Средством познания становится речь. Развивается умение принимать
и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.
Познавательная
деятельность
приобретает
новую
форму;
ребёнок
активно реагирует на образную и вербальную информацию и может
ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать
ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
5
5-6 лет.
•
Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского
отношения
к
миру
находятся
заботливость,
доброта,
гуманность,
сострадание.
Дети
уже
могут
систематизировать
накопленную
и
полученную
информацию
посредством
логических
операций,
устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и
во времени. Развивается знаково – символическая функция сознания,
то
есть
умение
использовать
знаки
для
обозначения
действий,
признаков,
построения
модели
логических
отношений
между
понятиями.
6
•
Игра – вечный спутник детства, инструмент детского самовыражения,
обогащения
личного
опыта,
формирования
силы
воли
–
учит
и
воспитывает
маленького
человека.
Она
создает
предпосылки
к
развитию
творческих
и
умственных
способностей
ребенка,
раскрывает
его
задатки.
Отдельные
виды
игр
по
–
разному
воздействуют на умственное развитие детей:
- сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и
способствуют развитию речевого общения;
-
игры
–
драматизации
помогают
глубокому
пониманию
произведений художественной литературы и активизируют речь;
-
строительно
–
конструктивные
развивают
конструктивные
способности
и
расширяют
знания
о
геометрических
фигурах
и
пространственных отношениях.
7
Организация познавательных занятий
•
Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от
программных
образовательных
задач,
а
с
другой
стороны
—
от
содержательной структуры самой познавательной деятельности.
•
Поскольку
игровая
мотивация
в
познавательной
деятельности
является
ведущей
на
протяжении
дошкольного
возраста,
рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное
использование игровых приемов в ходе занятия.
8
Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и
детей.
•
Основными
формами
организации
познавательной
деятельности
детей
в
данном
блоке
являются
дидактические
и
сюжетно-
дидактические игры.
•
Работа
с
детьми
в
рамках
этого
блока
исключает
специально
организованные
занятия.
Активность
детей
может
быть
вызвана
воспитателем,
который
вовлекает
их
в
познавательно-игровую
деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею.
9
Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.
•
В
рамках
этого
блока
развивается
творческая
активность
детей
в
п о з н а в а т е л ь н о - и г р о в о й
д е я т е л ь н о с т и ,
с в о б о д н о м
экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает
возможность самореализации.
•
В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают
умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними,
вступать
в
состязательные
отношения,
реализуют
элементы
специфической
детской
субкультуры,
которые
необходимы
для
благополучного существования ребенка в детском сообществе.
•
Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую
среду,
обеспечивающую
ребенку
познавательную
активности,
соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
•
Среда должна также представлять детям возможность действовать
индивидуально или вместе со сверстниками, не
навязывая обязательной совместной деятельности.
10
Наши дети получают развитие познавательных процессов :
•
учатся читать, писать и считать,
•
приобщаются к творчеству учебному труду,
•
приобщаются к прекрасному,
•
любят рисовать, конструировать и лепить,
•
уверено общаются со сверстниками и взрослыми,
•
активно занимаются физическими упражнениями,
•
приобщаются к здоровому образу жизни.
11
Для организации детской деятельности использую разнообразные
развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие
«потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей.
Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном
возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет
в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в
утреннее и вечернее время, провожу игры математического
содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур»,
«Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото»,
«Лото», «Найди отличие», игры в шашки, разгадывание
ребусов,загадок и другие.
Разнообразие занимательного материала позволяю каждому из
детей выбрать для себя игру по интересам.
Заранее планирую самостоятельную деятельность детей с учетом
актуальной на данный день (или неделю) темы,
поставленных целей и задач образовательной работы в
режиме дня.
12
•
Таким
образом,
самостоятельная
работа
детей
в
ДОУ
–
это
такая
работа,
которая
выполняется
без
непосредственного
участия
воспитателя,
по
его
заданию,
в
специально
предоставленное
для
этого
время,
при
этом
ребенок
сознательно
стремится
достигнуть
поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной
форме результат умственных или физических действий.
•
Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько
от
учителя,
сколько
от
других
детей.
И
это,
в
самом
деле,
так,
сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены
доброжелательные отношения.
•
Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка,
решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.
Это становится возможным при поддержке детской
инициативы и возможности выбора материалов, видов
активности.
13