Автор: Черняева Галина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: детский сад № 12 "Якорёк" Населённый пункт: пгт Жигалово Иркутская область Наименование материала: конспект Тема: Дифференциация звуков С-Ш Раздел: дошкольное образование
В подгруппа - 2 ребенка.
Учитель-логопед: Черняева Г.И., МКДОУ детский сад
№12 «Якорёк».
Тема данного занятия определена в соответствии с программными
требованиями примерной программы «Радуга» и программы
коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического
пункта под редакцией Мурашовой И.Ю., Ефимовой Н.И.,
Петровской Н.В., Чижевской Н.П.
На занятии решались следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие
животные», «Весна».
• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.
• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом
падежных конструкций.
• Дифференцировать звуки С-Ш (артикуляционный уклад,
характеристика).
Корекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематические процессы.
• Формировать умение проводить звуковой анализ слова.
• Развивать мелкую, общую моторику.
Корекционно – воспитательные задачи:
• Формировать память и мышление.
• Расширять кругозор.
• Воспитывать взаимопомощь.
Методы и приёмы:
Оргмомент, д/игры, худ. слово, вопросы поискового характера,
практическая работа.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
- Скажи наоборот: низкий – высокий, длинный – короткий, черный
– белый, широкий – узкий.
• Художественное слово.
К нам весна шагает,
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами….
• Наступила весна! Давайте поговорим о ней.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Весна какая? - (красивая, яркая, солнечная, теплая)
- Солнце что делает? - (светит, радует, веселит)
- Сосулька что делает? – (капает, радует, веселит)
• Д/И «Весёлый счёт до пяти» одна длинная сосулька, и т. д.
• Д/И «Исправь предложение»
Пригрел солнце, и сосулька начал таять.
Капли лететь вниз и сливаться в лужу.
2. Д/И «Один – много»
Весной в лесу появляется много (зайчат, бельчат, волчат,
медвежонок)
• Д/И «Закончи предложение»
У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные) .
Белка живёт в дупле, а волк …. (в логове) .
Белка – пушистая, а ёж - …. (колючий).
• Д/И «Семья»
Папа медведь, мама медведица, детёныши медвежата (лиса, волк,
заяц).
3. Психоречевая гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика (с карандашами)
1.
«Ловкие пальчики»
2.
«Гусеница»
• Дыхательная гимнастика.
4. Д/И «Определи первый звук».
В разноцветный сундучок
Ну – ка, загляни,
Вынь картинку, назови (определить первый звук в названии
картинки).
• Дифференциация звуков (С) – (Ш)
- Назовите одинаковый первый звук в словах:
Шуба, шапка, штаны.
- Назовите одинаковый последний звук в словах:
Нос, лес, пояс.
• Сравнительная артикуляция звуков с- ш;
• Определения положения языка и характер воздушной струи;
• Характеристика звуков С- Ш, обозначение;
• Д/И «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш, а если звук С –
руки вперёд»
Слова (санки, сок, шапка, шуба)
Звук: с, р, ш, а, м, с, ш.
Слог: са, па, шо, со, до.
• Воспроизведение слоговых рядов: СА- ША – ША; СО –СО – ШО
и т. д.
• Д/И «Собери слово»
Ш, а, р; м, а, к; с, о, н; д, о, м;
5. Итог занятия.
- Маша, что тебе понравилось больше всего?
- Артём, как ты думаешь, кто из ребят лучше всего выполнял
задание?
- Вы, все молодцы, ребята! Хорошо работали на занятии, правильно
выполняли задания, помогали друг другу, и хочу подарить вам
волшебные карандаши, чтоб смогли работать в своих тетрадях и
выполнять задания ещё лучше!
Самоанализ занятия
Вашему вниманию было предложено занятие с подгрупповой в
старшей логопедической группе.
Все содержание деятельности детей на занятии соответствует
поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей
сложности.
Организационный момент помог сконцентрировать внимание
детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания
(Дифференциация звуков с - ш). Эмоциональный настрой
обеспечивался занимательностью (психоречевая гимнастика и
игровые приёмы, образность и красочность материала, а также
доверительные отношения между логопедом и детьми, созданием
ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим
комфортом в душе ребёнка.
В основной части занятия решались задачи:
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие
животные». «Весна».
• Закреплять умение соотносить числительное с существительным.
• Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом
падежных конструкций.
• Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад,
характеристика)
• Воспроизведение слоговых рядов.
Они реализовались через следующие методы : показ, серию
вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание
ответов (индивидуально, хором, индивидуальная работа, работа
командами, побуждение.
Действо проходило за столами с меной деятельности, дети
полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с
особым интересом их выполняли.
Следующая часть занятия помогла закрепить знания детей по
грамматическому строю речи, такие упражнения, как:
«Образование относительных прилагательных» и т. д. В этой части
занятия было использованы д/упражнения «Продолжи
предложения», «Весёлый счёт», «Исправь предложение», «Хлопни
в ладоши» и т. д.
Речевая п/игра внесла разрядку, смену действий, но тем самым и
активизировала детей на дальнейшую работу.
Занятие несло максимальную нагрузку и было выстроено с учётом
психофизиологических индивидуальных особенностей. В
заключительной части занятия был подведён итог занятия и дана
положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии,
что имело психо- эмоциональную направленность.
В течении всего занятия были использованы следующие формы
детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.
Индивидуальные задания (по звуковому анализу) позволили
выявить степень усвоения материала каждым ребёнком,
фронтальная работа обеспечила подгруппа.
Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной
творческой деятельности детей: рационально размещено
оборудование и атрибуты (за столами, стоя, максимально
использовано пространство кабинета, освещённость для визуальной
работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия).
Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность
(обучение грамоте, развитие грамматических категорий).
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных
мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и
формированию грамматических категорий.
Учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего
обучения, усвоения детьми программы, обеспечить установление
обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с
детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.