Напоминание

Дифференциация звуков С-Ш


Автор: Черняева Галина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: детский сад № 12 "Якорёк"
Населённый пункт: пгт Жигалово Иркутская область
Наименование материала: конспект
Тема: Дифференциация звуков С-Ш
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект открытого подгруппового

занятия в старшей группе на тему:

«Дифференциация звуков «С – Ш»,

лексическая тема «Весна», «Дикие

животные»

В подгруппа - 2 ребенка.
Учитель-логопед: Черняева Г.И., МКДОУ детский сад №12 «Якорёк».
Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями примерной программы «Радуга» и программы коррекционной работы со старшими дошкольниками с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта под редакцией Мурашовой И.Ю., Ефимовой Н.И., Петровской Н.В., Чижевской Н.П. На занятии решались следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные», «Весна». • Закреплять умение соотносить числительное с существительным. • Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций. • Дифференцировать звуки С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика).
Корекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематические процессы. • Формировать умение проводить звуковой анализ слова. • Развивать мелкую, общую моторику.
Корекционно – воспитательные задачи:
• Формировать память и мышление. • Расширять кругозор. • Воспитывать взаимопомощь.
Методы и приёмы:
Оргмомент, д/игры, худ. слово, вопросы поискового характера, практическая работа.

Ход занятия.
1. Оргмомент. - Скажи наоборот: низкий – высокий, длинный – короткий, черный – белый, широкий – узкий. • Художественное слово. К нам весна шагает, Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами…. • Наступила весна! Давайте поговорим о ней. - Какие признаки весны вы знаете? - Весна какая? - (красивая, яркая, солнечная, теплая) - Солнце что делает? - (светит, радует, веселит) - Сосулька что делает? – (капает, радует, веселит) • Д/И «Весёлый счёт до пяти» одна длинная сосулька, и т. д. • Д/И «Исправь предложение» Пригрел солнце, и сосулька начал таять. Капли лететь вниз и сливаться в лужу. 2. Д/И «Один – много» Весной в лесу появляется много (зайчат, бельчат, волчат, медвежонок) • Д/И «Закончи предложение» У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные) . Белка живёт в дупле, а волк …. (в логове) .
Белка – пушистая, а ёж - …. (колючий). • Д/И «Семья» Папа медведь, мама медведица, детёныши медвежата (лиса, волк, заяц). 3. Психоречевая гимнастика. • Пальчиковая гимнастика (с карандашами) 1. «Ловкие пальчики» 2. «Гусеница» • Дыхательная гимнастика. 4. Д/И «Определи первый звук». В разноцветный сундучок Ну – ка, загляни, Вынь картинку, назови (определить первый звук в названии картинки). • Дифференциация звуков (С) – (Ш) - Назовите одинаковый первый звук в словах: Шуба, шапка, штаны. - Назовите одинаковый последний звук в словах: Нос, лес, пояс. • Сравнительная артикуляция звуков с- ш; • Определения положения языка и характер воздушной струи; • Характеристика звуков С- Ш, обозначение; • Д/И «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш, а если звук С – руки вперёд» Слова (санки, сок, шапка, шуба)
Звук: с, р, ш, а, м, с, ш. Слог: са, па, шо, со, до. • Воспроизведение слоговых рядов: СА- ША – ША; СО –СО – ШО и т. д. • Д/И «Собери слово» Ш, а, р; м, а, к; с, о, н; д, о, м; 5. Итог занятия. - Маша, что тебе понравилось больше всего? - Артём, как ты думаешь, кто из ребят лучше всего выполнял задание? - Вы, все молодцы, ребята! Хорошо работали на занятии, правильно выполняли задания, помогали друг другу, и хочу подарить вам волшебные карандаши, чтоб смогли работать в своих тетрадях и выполнять задания ещё лучше!
Самоанализ занятия
Вашему вниманию было предложено занятие с подгрупповой в старшей логопедической группе. Все содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.
Организационный момент
помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания (Дифференциация звуков с - ш). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью (психоречевая гимнастика и игровые приёмы, образность и красочность материала, а также доверительные отношения между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.

В основной части занятия решались задачи:
• Активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные». «Весна». • Закреплять умение соотносить числительное с существительным. • Закреплять умение правильно строить предложения, с учётом падежных конструкций. • Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика) • Воспроизведение слоговых рядов.
Они реализовались через следующие методы
: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов (индивидуально, хором, индивидуальная работа, работа командами, побуждение. Действо проходило за столами с меной деятельности, дети полностью погрузились в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. Следующая часть занятия помогла закрепить знания детей по грамматическому строю речи, такие упражнения, как: «Образование относительных прилагательных» и т. д. В этой части занятия было использованы д/упражнения «Продолжи предложения», «Весёлый счёт», «Исправь предложение», «Хлопни в ладоши» и т. д. Речевая п/игра внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. Занятие несло максимальную нагрузку и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей. В заключительной части занятия был подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.
В течении всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая. Индивидуальные задания (по звуковому анализу) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа. Были созданы гигиенические и эстетические условия для активной творческой деятельности детей: рационально размещено оборудование и атрибуты (за столами, стоя, максимально использовано пространство кабинета, освещённость для визуальной работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия). Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте, развитие грамматических категорий). Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий. Учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, усвоения детьми программы, обеспечить установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.


В раздел образования