Напоминание

"Первые шаги к развитию речи ребёнка"


Автор: Евсеева Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ центр развития ребёнка - детский сад №115 Невского района Санкт_Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Первые шаги к развитию речи ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 115 Невского района Санкт-Петербурга
«Первые шаги к развитию речи

ребёнка»
Работу выполнила: Воспитатель I КК Евсеева Галина Владимировна г. Санкт-Петербург 2016
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснений, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». В настоящее время для развития мелкой моторики много пособий можно купить в магазине. Они очень интересные, цветные, но чаще всего выполняют одну функцию – развивают пальцы рук. Вот, например это:

Но ребёнку намного интереснее играть с тем, что мама изготовила сама, а он ей помогал. К тому же эти пособия многофункциональны.
Например: с помощью этого можно развивать не только мелкую моторику, но и закреплять основные цвета, счёт, строение животных – чем они похожи и чем отличаются. А если к вам пришли друзья ребёнка, то это пособие поможет развивать у детей дружелюбие.
С помощью этого пособия с ребёнком можно развивать не только мелкую моторику, но и закреплять признаки осени: листочки на деревьях становятся красными и жёлтыми, опадают, а животные делают заготовки на зиму, как это делает ёжик. Так же можно объяснить строение дерева и, что ёжик дикое животное, живёт в лесу, питается тем, что растёт. А с помощью этого пособия – закрепляются понятия: зима, «новый год», строение ёлки. Так же закрепляются геометрические фигуры – круг (игрушки, строение снеговика), прямоугольник (ведёрко) и многоугольник – звезда.
А это пособие хорошо помогает при чтении сказки «Теремок». Это пособие очень поможет при закреплении понятия транспорт, а так же помогает понять ребёнку правила дорожного движения.
А это пособие помогает развивать мелкую моторику, закрепляет понятие лето: распускаются цветы, появляются гусеницы, а из них потом получаются бабочки, закреплять основные цвета, а так же геометрические фигуры – круг (строение гусеницы).

Список используемой литературы
1. Е.И.Синицына «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1998.


В раздел образования