классный час "Величайшее достоинство человеческой души - доброта"
Автор: Мохнорылова Надежда Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ Населённый пункт: Ростовская обл Миллеровский район х. Малотокмацкий Наименование материала: методическая разработка Тема: классный час "Величайшее достоинство человеческой души - доброта" Раздел: начальное образование
Цели:
продолжить работу по нравственному воспитанию детей;
выявить правильные и ошибочные представления о доброте,
добрых делах;
показать, что добро живет в людях, в их добрых поступках;
развивать умение анализировать черты характера, стремление
делать друг другу добро,
раскрывать лучшие душевные качества детей, их
индивидуальность, творческие способности.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА 1 СЛАЙДЫ 1 И 2
С давних пор люди знали, что именно в сердце кроются
настоящие сокровища и богатства каждого человека. Эти чувства -
доброта, любовь и дружба , вера и надежда, радость и красота, сила
и уверенность и ещё многие другие. Когда эти хорошие и светлые
чувства имеются (развиты) в сердце человека, то считается, что
человек имеет настоящее сокровище, которое приносит ему
настоящее счастье - эти сокровища не потрогаешь руками. Но есть
сокровища, к которым можно дотронуться, подержать в руках,
любоваться ими. Как вы считаете, что это за сокровища?
Драгоценности, деньги, вещи, игрушки радуют лишь короткое
время. Если внутри, в сердце, пусто и нет высоких красивых
чувств, то деньги, игрушки, конфеты не принесут человеку долгой
радости и ощущения счастья.
СЛАЙД 3
- Человек не может прожить в одиночестве без других людей.
Нас много на Земле, но всем хватает места, солнца, воздуха, воды и
пищи.
И хотя делить людям нечего, они иногда ссорятся и обижают друг
друга.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вас обижали?
- Какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, обиду,
несправедливость, одиночество, досаду)
СЛАЙД 4
Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
СЛАЙД 5
Доброта нужна всем людям.
Пусть побольше
Добрых будет!
Говорят не зря при встрече
…Добрый день.»
И, добрый вечер!
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час!»
Доброта - он от века-
Украшение человека.
- Нужно помнить, что только от самого человека зависит, как у него
сложатся отношения с другими людьми. Поэтому всегда нужно
помнить
СЛАЙД 6
“Золотое правило нравственности”:
Давайте прочитаем его все вместе.
Поступай по отношению к другим так, как ты желал
бы, чтобы поступали по отношению к тебе”.
Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами
поступили в таких ситуациях? Сейчас я каждой группе раздаю
ситуации. А вы прочитайте их, обсудите в группе и скажите, в чем
дети были не правы.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть
такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как
его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему
просто кричу: "Эй, ты!"
Права ли была девочка?
(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему
пример, а не кричать "Эй, ты!")
Ситуация 2. На день рождения имениннику неожиданно принесли в
подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне
делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"
Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?
(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно
играть вдвоем!)
Ситуация 3.
В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя
увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней:
"Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?
(Надо было сказать общее "Здравствуйте")
Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным
человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают в
этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь
именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
СЛАЙД 7, 8, 9, 10, 11, 12
Викторина «Сказочная долина».
1.Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной
шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе
на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для
них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на
слайде 10 появляются иллюстрации)
2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки
(Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее
Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом,
жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в
сапогах).
5. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла
Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то,
чего им не хватало в жизни (Татошка).
6. Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев,
например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они
творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают
злому).
МУЗЫКА 2 СЛАЙД 13
Чтобы на Земле исчезло зло, я предлагаю сажать деревья доброты .
и первым деревом, которое мы сегодня посадит будет берёзка. А
чтобы наша березка зазеленела надо вспомнить слова , в которых
спряталось добро..
ДОБРО, ДОБРЕЙШИЙ, ДОБРОТА, ДОБРОТНОСТЬ,
ДОБРЫЙ, ДОБРЯК, ДОБРОВАТЬ (ЖИТЬ В ДОБРЕ,
ИЗОБИЛИИ),ДОБРОВОЛЬНЫЙ,ДОБРОДУШНЫЙ,ДОБРОДЕТЕЛЬ,
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ,
ДОБРОНРАВИЕ,ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ,ДОБРОСОВЕСТНЫЙ,
ДОБРОХОТ
.
вы называете слова, я на каждое слово прикрепляю
листик.
Слайды 14-15
Как часто наше настроение да и самочувствие, напрямую зависит
от того, как к нам относятся окружающие нас люди: родители,
друзья, одноклассники. Зачастую грубое слово, обидная кличка или
прозвище, бестактность, безразличие или непонимание больно
ранят нас, что иногда ведёт к ухудшению самочувствия. Поэтому
очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых,
обидных для других слов.
СЛАЙД 16
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может ни слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Окружающий нас мир пронизан добротой, только нужно научиться,
это видеть.
Я предлагаю вам выполнить такое задание.
Творческое задание «Доброе дело»
У вас на столах карточки с рисунками предметов или явлений
окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом,
мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый по своей картинке
рассказывает о доброте того предмета , который ему достался на
карточке, не называя его. Нужно угадать, о ком рассказывали их
друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды,
дарит уют (дом) и т.д. ( Посуда, дом, цветы, дождь, солнце, вода,
лес)
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здрасьте).
Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
СЛАЙД 17
. Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. А
добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают
людей. У вас на карточках слова.
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый
Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым
людям, и прикрепить их как лучики к нашему солнышку.
Почему не все слова вы прикрепили? Какие слова остались?
ЗВУЧИТ МУЗЫКА 3 СЛАЙД 18
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
- Станьте в круг, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте
себе то, о чём я буду говорить . Нарисуйте в своём воображении
цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе
ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше
тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и
приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно
поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого
цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы: силы
здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас
доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза,
пожелайте чего-нибудь хорошего.
(Я начинаю: … я желаю ВАМ здоровья) (Не выходя повернуться
друг к другу взять за руки пожелать …)
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА» 4 СЛАЙД 19
- Спасибо. Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть
радость и беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на
нее и добрым делом помочь. Я желаю вам мира и добра.