"Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Автор: Гаджиева Надия Исламовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 10 "Брусничка" Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игры как средство экологического воспитания детей
дошкольного возраста»
Информацию подготовила:
воспитатель МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка
г. Салехарда Гаджиева Надия Исламовна
Экологическое
воспитание
детей
-
новое
направление
педагогики,
складывающееся
в
последние
годы
и
сменившее
традиционно
представленное в программах ознакомления детей с природой.
Результатом
экологического
воспитания
является
экологическая
культура
личности.
Составные
экологической
культуры
личности
дошкольника-это
знания
о
природе
и
их
экологическая
направленность,
умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной
деятельности (в играх, труде, быту). Многие дидактические игры не имеют
сюжета
и
заключаются
только
в
решении
определенной
задачи.
Игры
с
дидактическими
игрушками,
природным
материалом,
картинками,
способствуя
накоплению
чувственного
опыта,
вместе
с
тем
помогают
эстетическому воспитанию детей
Одним
из
эффективных
и
наиболее
интересных
для
детей
средств
экологического
воспитания
являются
дидактические
игры
с
природным
материалом.
Игры
доставляют
детям
много
радости,
и
содействуют
их
всестороннему
развитию.
В
процессе
игр
формируются
знания
об
окружающем
мире,
воспитываются
познавательные
интересы,
любовь
к
природе,
бережное
и
заботливое
отношение
к
ней,
а
так
же
эколого-
целесообразное
поведение
в
природе.
Они
расширяют
кругозор
детей,
создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Играя
в
игры
с
природоведческим
материалом,
дети
знакомятся
со
свойствами
и
качествами,
состояниями
объектов
природы,
усваивают
способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей
наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес
к
объектам
природы.
Игры
с
природоведческим
материалом
имеют
воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание
отвечают
определенным
педагогическим
и
гигиеническим
требованиям.
Дидактические
игры
-
наиболее
эффективное
средство,
способствующее
более
полному
и
успешному
решению
задач
экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Проблема
экологического
воспитания
дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе
развития дошкольного образования.
Важными
условиями
реализации
целей
и
задач
экологического
воспитания
является
признание
необходимости
создания
реальных
возможностей
и
осуществления
целенаправленных
усилий
для
экологического
развития
у
детей.
Специфика
экологического
воспитания
определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом
является
целостность
процесса
социальной
адаптации,
жизненного
самоопределения и становления личности.
Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В
процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют,
расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
Вместе
с
тем
дидактическая
игра
оказывает
влияние
на
развитие
мыслительных
операций
дошкольников
,
развивает
память
и
внимание.
Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению
личностных
качеств
детей
(способность
играть
вместе,
договариваться
в
процессе
игры).
Дидактическая
игра
является
доступным
средством
формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях
по экологии часто используем дидактические игры, которые воспитывают
любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дидактические
игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее,
а
также
в
часы
досуга.
При
проведении
занятий
по
экологическому
воспитанию детей применяем игровые обучающие ситуации с привлечением
игрушек
-
аналогов,
с
использование
литературных
персонажей
хорошо
известных детям сказок и рассказов.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается
эмоциональная
отзывчивость,
формируются
умения
и
желание
активно
беречь и защищать природу;
Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у
детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и
желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём
многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать
в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых
существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность
охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Литература
1.
Николаева
С.Н.
Экологическое
воспитание/Методическое
пособие
г. Москва, 2002г.
2.
Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитываем с детства», г. Москва,
2002г.