Напоминание

Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.


Автор: Портнова Марина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: дошкольное учреждение № 94 "Петушок"
Населённый пункт: г.Серов
Наименование материала: статья
Тема: Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Выступление на родительском собрании

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.

Цель:
знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
 дать представление о том, что такое ФГОС;  в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении;  показать родителям презентацию преимущества.
Уважаемые родители!!!
Сегодня мы с вами поговорим о внедрении ФГОС в ДОУ Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его называют « Стандарт второго поколения»? ФГОС ДО введён в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который был утверждён 29.12.2012г. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства с учётом Конвенции ООН о Правах ребёнка… В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
• 1) повышение социального статуса дошкольного образования; • 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; • 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; • 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Стандарт направлен на решение следующих задач: 1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появились требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет, более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес.
Итак, ФГОС включает в себя требования к:
 структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;  условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;  результатам освоения основных образовательных программ.
Что

нового

ожидает

дошкольное

образование

в

ближайшем

будущем?


Во-первых,
дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых,
все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.
В-третьих
, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно. Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ должна стать основой обучения ребёнка, т.е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам. Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность). Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответить, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем. Это не означает, что мы не занимаемся. Мы, воспитатели, занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание

основной

программы

включает

совокупность

образовательных

областей,
которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательно развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Физическое развитие Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени представлены в образовательной программе и нашего дошкольного образовательного учреждения. Каковы же цели и задачи рассматриваются этими направлениями?
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ


Цель

гармоничное физическое развитие

формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической

культурой

формирование основ здорового образа жизни

задачи:
Оздоровительные  охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма; всестороннее физическое совершенствование функций организма; повышение работоспособности и закаливание. Образовательные:  формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств; овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные:  формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; разностороннее органическое развитие ребёнка.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

ЦЕЛЬ:

Позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи:
 усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
 формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:  формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Задачи:  овладение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;  развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие речевого творчества;  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель: Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей. Задачи:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;  формирование познавательных действий, становление сознания;  развитие воображения и творческой активности;  формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;  формирование первичных представлений о малой родине, Отчизне, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;  формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи:
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;  становление эстетического отношения к окружающему миру;  формирование элементарных представлений о видах искусства;  восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;  стимулирование переживаниям персонажам художественных произведений  Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
К чему же мы должны стремиться?
 Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;  Любознательность;  Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;  Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства;  Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;  Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;  Развитая крупная и мелкая моторика;  Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то

это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1. поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3. уважение личности ребенка; 4. реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями
: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в
развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. - И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее. В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким

образом
, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы приказе. Во-вторых, в приказе много положительного: 1. Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной. 2. Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое. 3. Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области. 4. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка. 5. Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения. 6. Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.


В раздел образования