Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.
Автор: Портнова Марина Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: дошкольное учреждение № 94 "Петушок" Населённый пункт: г.Серов Наименование материала: статья Тема: Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на
первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Задачи:
дать представление о том, что такое ФГОС;
в ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества
деятельностного подхода в воспитании и обучении;
показать родителям презентацию преимущества.
Уважаемые родители!!!
Сегодня мы с вами поговорим о внедрении ФГОС в ДОУ
Что такое ФГОС? Что такое стандарт? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его
называют « Стандарт второго поколения»? ФГОС ДО введён в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который был
утверждён 29.12.2012г.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства с учётом
Конвенции ООН о Правах ребёнка…
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой
оценки
соответствия
установленным
требованиям
образовательной
деятельности
и
подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования
не
сопровождается
проведением
промежуточных
аттестаций
и
итоговой
аттестации
обучающихся.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
•
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
•
2)
обеспечение
государством
равенства
возможностей
для
каждого
ребенка
в
получении качественного дошкольного образования;
•
3)
обеспечение
государственных
гарантий
уровня
и
качества
дошкольного
образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам
их освоения;
•
4)
сохранение
единства
образовательного
пространства
Российской
Федерации
относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
1)
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2)
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3)
обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и
начального общего образования;
4)
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
5)
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6)
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
8)
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное
образование признано уровнем общего образования. До сегодняшнего дня действовали
Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые
состояли из двух частей: требований к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования и требований к условиям её реализации. В стандарте появились
требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся
сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с
помощью
мониторинговых
исследований
на
разных
этапах
можно
и
нужно
будет
фиксировать
уровень
развития
ребёнка,
чтобы
педагоги
дошкольных
учреждений,
родители
понимали,
над
чем
работать
дальше.
Внимание
к
стандарту
будет,
более
пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья
проявляет к нему максимальный интерес.
Итак, ФГОС включает в себя требования к:
структуре
основных
образовательных
программ
(в
том
числе
соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим и иным условиям;
результатам освоения основных образовательных программ.
Что
нового
ожидает
дошкольное
образование
в
ближайшем
будущем?
Во-первых,
дошкольное
образовательное
учреждение
из
"камеры
хранения"
ребенка
реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной
образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением
присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью
получения дошкольного образования.
В-третьих , плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за
ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.
Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт
мир через деятельность.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ должна стать основой обучения ребёнка, т.е. уйти от монологической
речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным. Другими словами
добывает знания себе сам.
Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная
деятельность).
Дошкольник
должен
почувствовать
себя
хозяином
в
том,
что
может
ответить, когда ответить, как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем
в определённые рамки, даём высказывать всем.
Это не означает, что мы не занимаемся. Мы, воспитатели, занимаемся развитием
ребёнка, знаем его все
физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок
читал и писал. Всему этому их научат в школе.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит
сохранение
самоценности
дошкольного
детства
и
где
сохраняется
сама
природа
дошкольника.
Факт
повышения
роли
игры
как
ведущего
вида
деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.
Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса
– отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами
детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-
исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской
деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание
основной
программы
включает
совокупность
образовательных
областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
1.
Социально-коммуникативное развитие
2.
Познавательно развитие
3.
Речевое развитие
4.
Художественно-эстетическое развитие
5.
Физическое развитие
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями
работы
детского
сада
–
все
они
в
равной
степени
представлены
в
образовательной
программе и нашего дошкольного образовательного учреждения.
Каковы же цели и задачи рассматриваются этими направлениями?
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель
•
гармоничное физическое развитие
•
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической
культурой
•
формирование основ здорового образа жизни
задачи:
Оздоровительные
охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования
всех органов и систем организма; всестороннее физическое совершенствование
функций организма; повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
формирование двигательных умений и навыков; развитие физических качеств;
овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических
упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
разностороннее органическое развитие ребёнка.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ЦЕЛЬ:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками .
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе
овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Задачи:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира;
формирование первичных представлений о малой родине, Отчизне, представлений
о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование переживаниям персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
К чему же мы должны стремиться?
Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности;
Любознательность;
Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение
к себе и к другим, чувство собственного достоинства;
Развитое воображение, способность к фантазии, творчеству;
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Развитая крупная и мелкая моторика;
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то
это обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
1.
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства
- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по
себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас,
а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2.
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
3.
уважение личности ребенка;
4.
реализация
Программы
в
формах,
специфических
для
детей
данной
возрастной
группы,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
и
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать
в
реализации
программы,
в
создании
условий
для
полноценного
и
своевременного
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте,
чтобы
не
упустить
важнейший
период
в
развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного
процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не
было ранее.
В
результате
принимаемых
мер
должна
измениться
организационно-правовая
форма
дошкольных
учреждений,
создан
сектор
автономных
некоммерческих
организаций.
Планируется,
что
будут
развиваться
частные
дошкольные
организации.
Внедрение
нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность
выбора
между
муниципальными
и
частными
учреждениями
и
организациями,
оказывающими
услуги
дошкольного
образования.
Стимулирование
конкуренции
в
дошкольном
образовании
и
введение
системы
муниципального
заказа
на
услуги
дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги,
которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в
системе непрерывного образования.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные
изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему
«общественного
дошкольного
воспитания»
в
подлинную
систему
дошкольного
образования
как
полноправную
и
неотъемлемую
ступень
общего
образования.
Это
означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не
только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким
образом ,
новые
стратегические
ориентиры
в
развитии
системы
образования
следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна
развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы
приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
1.
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
2.
Создание
условий
для
того,
чтобы
воспитатель
мог
учитывать
особенности
развития,
интересы
своей
группы,
специфику
национально-культурных
и
природных географических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс и многое другое.
3.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
дошкольного
возраста
за
счет
установления
целевых
ориентиров
для
каждой
образовательной области.
4.
Стремление
к
формированию
инициативного,
активного
и
самостоятельного
ребенка.
5.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
6.
Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.