Напоминание

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Квасова Татьяна Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №11"
Населённый пункт: Пензенская область, г.Заречный
Наименование материала: статья
Тема: Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
Создание развивающей предметно-

пространственной среды для развития

инициативы и самостоятельности у детей

старшего дошкольного возраста.
Автор: Квасова Татьяна Олеговна, воспитатель г.Заречный, 2016 г.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

для развития инициативы и самостоятельности у детей

старшего дошкольного возраста.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Это является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам дошкольников. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остаётся в современной педагогике одной из самых актуальных. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приёмов руководства действиями детей, обучение действиям путём прямого подражания показу взрослого и т.д. И, наоборот, воспитание самостоятельности идёт успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию деятельности, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять её цель и результат. Мне хотелось бы поделиться своим опытом по развитию самостоятельности и инициативности детей с помощью создания предметно- пространственной среды. Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые я применяю в своей практике, следующие: 1. Заботиться о том, чтобы ребёнок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если ребёнок обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить давать ему новые. Пусть какое-то время порисует карандашами, красками, мелками. Каждый раз, когда ребёнок будет намекать на то, что неплохо бы было поменять
фломастеры, в ответ я высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры «проживут» также недолго? В дальнейшем воспоминания об этом «сложном» периоде творчества будут мотивировать ребёнка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать. 2. Требуя от ребёнка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его положить игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимаются одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой игрушек после неё. 3. Объём и содержание обязанностей стараюсь формулировать максимально конкретно. Например: «После обеда желательно убирать свою чашку со стола, чтобы помочь Елене Валерьевне», а не «надо убирать за собой!». 4. Стараюсь объяснять детям смысл и конечную цель выполняемых ими действий. Утверждения, что «все дети одеваются сами, кроме тебя» или «все будут смеяться, что взрослые тебе помогают»- согласитесь, плохие аргументы. Я рассказываю о том, сколько всего можно успеть сделать за сэкономленное время: показать всем пример самостоятельного одевания, подольше провести время на прогулке и т.д. Ум е н и е ф о рм ул и р о в ат ь ц е л ь и п р е д в и д е т ь р е зул ьт ат - основополагающие компоненты самостоятельности. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Я стараюсь предоставить детям больше самостоятельности в данном виде деятельности, привлекаю их к планированию работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой. Дети самостоятельно решают, какой материал нужно подготовить, где и как его лучше разместить, как распределить работу между собой. В нашей группе одна из любимых работ - это перестановка кукольного уголка (для девочек) и перепланировка автомобильной парковки, гаража (для мальчиков). Девочки с усердием каждый раз обсуждают, куда поставить диванчики, с какой стороны поставить домик или дворец и расставить новые атрибуты (которыми я
стараюсь регулярно пополнять игровую зону). А мальчики со всей серьёзностью думают и обсуждают, как можно построить гараж, чтобы в него вместились ещё несколько машин (и здесь, я стараюсь менять машины по размеру и их назначению). Каждый хочет реализовать свою идею. В процессе обсуждений, естественно, возникают споры. Одновременно учась улаживать конфликтные ситуации без воспитателя, дети приобретают бесценный опыт в самостоятельном нахождении компромисса. Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм (подвижным, дидактическим, сюжетно - ролевым, театрализованным). Во время самостоятельной деятельности детей я стараюсь максимально дать свободу выбора различных средств, с которыми работаем в это время. Особенно увлекательными для детей моей группы стали «Центр речевого развития» и театрализованная деятельность. В «Центре речевого развития» дети самостоятельно выбирают себе игры - задания, проявляя инициативу в определении направления своей деятельности. Дошкольникам предложены красочные ребусы, сюжетные и предметные картинки, букварь, прописи, кассы букв, артикуляционные упражнения и т.д. «Уголок ряженья» также пользуется большим спросом у детей. Театрализованная зона в группе подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Они самостоятельно распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты к задуманному сюжету. Результатом игры становится коллективное представление. Театральная зона нашей группы оснащена различными масками, ширмой, мини - сценой, элементами костюмов, различными видами театров, атрибутами и декорациями. По моему убеждению, коллективная театрализованная деятельность направлена на самостоятельное творчество, способствует самопознанию и самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы. Наличие в нашей группе зоны конструирования также способствует постоянному развитию самостоятельности и проявлению инициативы. Детям на выбор предлагаются различные виды конструкторов -ТИКО, ТОМИК, ЛЕГО, музыкальный - механический, «Зоопарк», мягкие модули, картон для моделирования задуманных построек. К каждому виду конструктора имеются схемы на выбор детей. В группе располагаются разнообразные алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Я постоянно добавляю новые предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут
быть новые игры и материалы, «таинственные» письма - схемы, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т.п. Для самостоятельной продуктивной деятельной в нашей группе существует зона художественно - эстетического развития, которая создана по принципу доступности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы -краски, гуашь, мелки, карандаши, палитра, бумага разного размера и формы, бумага различной текстуры (цветная, бархатная, тонированная, картон, фольга, рифлёная), зубочистки, ватные палочки и ватные диски, раскраски, трафареты, пайетки, бисер, бусины, пуговицы для дизайнерской деятельности. В режимных моментах также стараюсь предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Здесь я также регулярно меняю и дополняю различный материал для творчества. Это всё способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных приемов. С июня 2016 года в нашем детском саду реализуется технология «Клубный час», где я являюсь руководителем «Творческой станции». Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа самостоятельно перемещаться по всему зданию (или участку - в тёплое время года) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Целью является воспитание у детей самостоятельности, инициативности и ответственности. Задачами являются:  воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;  формирование умения проявлять инициативу в заботе об окружающих;  формирование умения планировать свои действия и оценивать их результаты;  формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты. При проведении первых «Клубных часов» я отмечала у детей неуверенность, желание, чтобы им помогал взрослый, дети выбирали из предложенных видов художественной деятельности самые простые (раскраски). Но с каждым разом поведение детей менялось, что меня очень радовало и стимулировало к поиску новых идей для их творчества. Дошкольники стали выбирать не только раскраски, но и работу с пластилином, ватой и ватными дисками, создавали аппликации, в жаркую
погоду очень привлекало их внимание водные напольные раскраски, которые в условиях здания мы заменили на «рулонное» напольное рисование, рисование на мольбертах. Дети стали самостоятельно выбирать для себя интересующие их материалы, самостоятельно убирать свои рабочие места, определилась «группа» постоянных посетителей, которые с удовольствием находили новые занятия для себя, и я достигла того, что заняла позицию «наблюдателя». 16 сентября, на последнем, в этом году, «Клубном часе», я решила убрать из предлагаемой деятельности для детей раскраски (с чего, собственно, и начинали) или сделать их как поощрение за их выполненную работу, и получила, на мой взгляд, отличный результат…Дети были так увлечены шишками, шуршащими листьями, пластиком, что о самих раскрасках никто и не вспомнил. Деятельность «Клубного часа», на мой взгляд, является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Подводя итог вышесказанного, я считаю, что среда не должна быть завершённой, «застывшей», её следует периодически преобразовывать, обновлять, тем самым стимулировать самостоятельность и инициативность у дошкольников. Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности - это не только создание условий предметной среды и деятельности детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Используемая методическая литература:
1. Т.И. Бабаева «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе», г. Санкт – Петербург. 2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г. 3. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. Дошкольное воспитание, 1991 - № 6. 4. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС 2000г. 5. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности . Дошкольное воспитание. - 2002. - №4.

Приложение

№1.

Конспект

самостоятельной

образовательной

деятельности

детей

«Снежная

Королева»

(подготовительная

к

школе группа).

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач. 2. Совершенствовать навыки разделения на мини- группы, формировать умение взаимодействовать в малых группах . 3. Воспитывать навыки взаимопомощи и сотрудничества. 4. Создать условия для самостоятельной организации различных видов деятельности ( игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно- исследовательской).
Предварительная работа:
1. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева». 2. Просмотр сказки «Снежная Королева». 3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная Королева».
Организация предметно-развивающей среды:
1. Зона художественно- эстетического развития (гуашь белого и синего цветов, палитра для смешивания красок, пластилин, цветная бумага, фольга ,раскраски с изображением героев сказки, материал для дизайнерской деятельности, пайетки, мишура , образцы вырезанных и нарисованных снежинок и т. д) 2. Зона экспериментирования (снег, вода, формочки, краски, кисти). 3. Зона театрализации (одежда главных героев сказки для детей, ширма). 4. Игровая зона (кукла Герда, санки) 5. Зона конструирования (различные виды конструктора с предложенными на выбор схемами построек, картон для объёмного моделирования замка). 6. Зона логико- математических игр (кубики Зайцева, палочки Кюизинера, «Льдинки» + тематические схемы к каждой игре, развивающая игра «Геовизор»).
7. Книжный уголок (несколько книг сказки «Снежная Королева», иллюстрации к сказке, изображения главных героев).
Методы и приёмы:
моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на развитие логического мышления, практическая работа, художественное слово.
Ход самостоятельной деятельности:
В группе звучат звуки метели, вьюги. Дети обращают внимание на музыку. В группе находится кукла Герда. Воспитатель уточняет, где бы они могли слышать их. Выслушав ответы детей, воспитатель направляет самостоятельно вспомнить ранее просмотренную сказку «Снежная Королева» и уточнить, что звуки метели встречались в ней. Дети обращают внимание на новые атрибуты в игровой зоне (кукла Герда и санки). Воспитатель предлагает детям вспомнить, на героя какой сказки похожа кукла. Воспитатель привлекает внимание детей к тому, что здесь кого-то не хватает из героев. Дети отвечают, что не хватает Кая и Снежной Королевы, замка Снежной Королевы. Воспитателем ставится проблемная ситуация «Что же можно сделать? Как же быть без этих героев?». Предполагаемые ответы детей- нарисовать, построить замок , переодеться в героев сказки , сконструировать , провести эксперимент и т.д. Проговорив возможные варианты деятельности, дети самостоятельно выбирают ту зону, в которой будут выполнять задуманные решения. В процессе самостоятельной деятельности воспитатель периодически подходит к каждой зоне развития, интересуется у детей – чем они занимаются, какие трудности возникают. Если какой-либо ребёнок затрудняется – оказывается помощь. При этом учитываются индивидуально- личностные качества каждого ребёнка, его свобода выбора того или иного вида самостоятельной деятельности. Предлагает детям, которые справились со своими заданиями, прийти на помощь другим детям. Индивидуальная работа с малоактивными детьми заключается в выборе самостоятельной деятельности на фоне игровой деятельности совместно со сверстниками или индивидуально. После того, как дети сконструировали замок и выполнили задуманные решения и т.д, продолжают самостоятельно обыгрывать сюжеты уже знакомой сказки. Воспитатель занимает позицию наблюдателя.

Приложение №2. Фотоколлаж «Организация самостоятельной

деятельности детей».

1.Экспериментирование «Забавные цвета».

2.Художественно- продуктивная деятельность детей.


3 . «Творческая мастерская».

4.

Материалы для самостоятельной деятельности по теме «Дары

осени».


5.

Природный материал для творчества детей.

6.

Творения детей…


7.

«Рулонное» напольное рисование с использованием трафаретов.

8.

Выставка работ самостоятельной деятельности детей.


9.

Летний вариант «Творческой мастерской».

10. Материалы для самостоятельного выбора художественной

деятельности.


11. Напольные водные раскраски.


В раздел образования