"Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе".
Автор: Чащухина Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 295" Населённый пункт: г.Пермь Наименование материала: статья Тема: "Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе". Раздел: дошкольное образование
1
«Игровые приемы в формировании представлений ребенка
дошкольного возраста о себе».
В условиях модернизации современной системы образования важным
аспектом является возросший интерес к личности дошкольника.
Одной
из
основных
задач
дошкольной
организации
является
закладывание основ духовно нравственной личности ребенка с активной
жизненной
позицией
и
с
творческим
потенциалом,
способной
к
самосовершенствованию,
к
гармоничному
взаимодействию
с
другими
детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение
его
в
процесс
формирования
у
него
первичных
представлений
о
себе
посредством
использования
игровых
приемов.
Использование
игровых
приемов
позволяет
детям
стать
активными
участниками
учебного
и
воспитательного процессов.
Выделим факторы, влияющие на представление ребенка о себе:
- взаимоотношения со сверстниками;
- знания ребенка;
- особенности поведения:
- создание условий для формирования представлений.
Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия
индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми.
Опыт общения со взрослыми является главным источником оценочных
воздействий,
под
влиянием
которых
у
ребенка
возникает
отношение
к
реальному миру, самому себе и другим людям, выступает в качестве средства
организации индивидуального опыта детей. Опыт общения со сверстниками,
посредством
которого
дети
приобретают
основные
навыки
коллективной
жизни,
в
процессе
формирования
у
ребенка
представлений
о
своих
возможностях
служит
в
первую
очередь
контекстом
для
сравнения
с
«подобными себе существами», являясь одновременно средством взаимного
обмена оценочными воздействиями.
2
Существует
много
различных
подходов
в
использовании
игры
в
дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и
доказали великие педагоги КД.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова.
В
обучении
детей
младшего
дошкольного
возраста
большое
место
занимают игровые приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию
обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной
для малышей игровой.
Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития
сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения
соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие
детей. Использование игровых приемов позволит педагогу сделать процесс
обучения успешным, ненавязчивым, интересным для ребенка.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются
по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других
объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с
ними, как в режиссерских играх.
Прием
обыгрывания
предметов
или
игрушек
(объемных
и
плоскостных) очень распространен. Этот прием принимается детьми, так как
учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.
Для
формирования
представлений
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
о
себе
возможно
применение
игровых
приемов
с
ролевым
поведением детей и взрослых. Выделение игрового приема с элементами
ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той
или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека
(игрового
персонажа)
или
взаимоотношения.
В
зависимости
от
этого
строится
и
содержание
игрового
приема.
Учитывая
знания
детей,
их
интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает
эти игровые приемы.
3
Использование
игровых
приемов
в
формировании
представлений
младших дошкольников о себе способствует:
-
развитию
интеллектуальных
функций
(мышления,
памяти,
воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство
уважения, доброты, самокритичности) и др.
К
игровым
приемам
формирования
представлений
о
себе
у
детей
младшего дошкольного возраста относятся: внезапное появление игрушек,
объектов;
выполнение
педагогам
игровых
действий;
загадывание
и
отгадывание загадок; создание игровой ситуации.
Использование
игровых
приемов
в
формировании
представлений
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
о
себе
способствует
приобщению
ребенка к социальному миру, построению отношений с другими людьми,
умению называть имя и фамилию, возраст, пол, узнавать себя в зеркале, на
фотографиях, знать части тела и лица, их функции, умению отобразить себя в
рисунке;
наличию
интересов,
предпочтений;
выделению
собственных
умений; наличию эмоционального опыта; представлений о своей семье.
Формирование представлений о себе у детей дошкольного возраста
предполагает использование игровых приёмов, знание логики развития игры,
возможности
усложнения
содержания
игровых
действий
и
способов
их
осуществления, органическое сочетание игрового и дидактического начала в
виде
руководящей,
обучающей
роли
взрослого
и
возрастающей
познавательной активности и самостоятельности ребёнка.