Напоминание

"Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе".


Автор: Чащухина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 295"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе".
Раздел: дошкольное образование





Назад




1
«Игровые приемы в формировании представлений ребенка

дошкольного возраста о себе».
В условиях модернизации современной системы образования важным аспектом является возросший интерес к личности дошкольника. Одной из основных задач дошкольной организации является закладывание основ духовно нравственной личности ребенка с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в процесс формирования у него первичных представлений о себе посредством использования игровых приемов. Использование игровых приемов позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов. Выделим факторы, влияющие на представление ребенка о себе: - взаимоотношения со сверстниками; - знания ребенка; - особенности поведения: - создание условий для формирования представлений. Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми. Опыт общения со взрослыми является главным источником оценочных воздействий, под влиянием которых у ребенка возникает отношение к реальному миру, самому себе и другим людям, выступает в качестве средства организации индивидуального опыта детей. Опыт общения со сверстниками, посредством которого дети приобретают основные навыки коллективной жизни, в процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях служит в первую очередь контекстом для сравнения с «подобными себе существами», являясь одновременно средством взаимного обмена оценочными воздействиями.
2 Существует много различных подходов в использовании игры в дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги КД.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. В обучении детей младшего дошкольного возраста большое место занимают игровые приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Использование игровых приемов позволит педагогу сделать процесс обучения успешным, ненавязчивым, интересным для ребенка. Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных) очень распространен. Этот прием принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними. Для формирования представлений у детей младшего дошкольного возраста о себе возможно применение игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа) или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы.
3 Использование игровых приемов в формировании представлений младших дошкольников о себе способствует: - развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве); - развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; - формированию гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др. К игровым приемам формирования представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста относятся: внезапное появление игрушек, объектов; выполнение педагогам игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; создание игровой ситуации. Использование игровых приемов в формировании представлений у детей младшего дошкольного возраста о себе способствует приобщению ребенка к социальному миру, построению отношений с другими людьми, умению называть имя и фамилию, возраст, пол, узнавать себя в зеркале, на фотографиях, знать части тела и лица, их функции, умению отобразить себя в рисунке; наличию интересов, предпочтений; выделению собственных умений; наличию эмоционального опыта; представлений о своей семье. Формирование представлений о себе у детей дошкольного возраста предполагает использование игровых приёмов, знание логики развития игры, возможности усложнения содержания игровых действий и способов их осуществления, органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.


В раздел образования