применение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми
Автор: Белых Марина Петровна Должность: старшая вожатая Учебное заведение: МКОУ Волобуевская СОШ Населённый пункт: с. Волобуевка Наименование материала: методическая разработка Тема: применение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми Раздел: дополнительное образование
МКОУ «Волобуевская средняя общеобразовательная школа»
Применение здоровье сберегающих
технологий в работе с детьми
М.П.Белых
2016 год.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый
мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны
помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и
духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает
удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.
Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого
раннего детства. Ведь каждый педагог может решить конкретные задачи по
созданию в своей группе необходимого микроклимата для успешного
воспитания и правильного развития школьника.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является
внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями
здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования,
игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному
образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность
детей в движении.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий
мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в
процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей
деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья
учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим
аспектом
ее
деятельности,
важным
фактором
в
оценке
степени
и
качества
обученности становится состояние здоровья школьника.
Разработка
эффективных
мер
по
укреплению
здоровья
детей
имеет
исключительное
значение
для
современной
общеобразовательной
школы.
Установление
гармоничной
связи
между
обучением
и
здоровьем
обеспечивает
качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения на современном этапе
негативные «школьные» факторы здоровья:
-интенсификация учебного процесса;
-недостаток двигательной активности учащихся;
-несоблюдение гигиенических требований;
-перегрузка учебных программ;
-несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным
особенностям обучающихся;
-стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
-отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
-неправильное питание;
-несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации
учебного процесса;
-недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
-неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления
деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению
здоровья учащихся.
Цель современной школы — подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен
получить за время учебы знания, которые впоследствии школе может быть достигнуто
с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются
как совокупность приемов и методов организации учебно пригодятся ему.
Достижение названной цели в сегодняшней -воспитательного процесса без ущерба для
здоровья школьников и педагогов.
Цель
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
обучения
—
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизнни. Стратегические
цели
ориентированы
на
длительный
период.
Это
формирование
системы
знаний,
умений
и
навыков
в
области
здоровьесбережения,
развитие
интеллекта,
памяти,
мышления...
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип- «Не навреди!»;
Принцип- сознательности и активности;
Принцип- непрерывности здоровьесберегающего процесса;
Принцип- систематичности и последовательности;
Принцип- доступности и индивидуализации;
Принцип- всестороннего и гармонического развития личности;
Принцип- постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
Принцип- возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
Принцип- комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
Принцип- комплексного сквозного подхода;
Принцип- формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье
окружающих людей и др.
Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья
учеников
после
поступления
в
школу,
когда
возрастает
и
психологическая
и
физическая нагрузка на детский организм.
Средства здоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя:
средства
двигательной
направленности
(физические
упражнения,
гимнастика,
подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,
витаминотерапия);
гигиенические
факторы
(
выполнение
санитарно-гигиенических
требований,
проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).
Используют
следующие
методы
здоровьесберегающих
технологий:
фронтальный,
групповой, практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой
метод,
соревновательный метод,
активные методы
обучения,
воспитательные,
просветительские и образовательные программы, метод индивидуальных заданий.
Работая
над
задачей
создания
здоровьесберегающей
среды,
я
пришла
к
необходимости
увеличения
двигательной
активности
детей.
Для
выполнения
этой
задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
1.
Утренняя
зарядка.
В
начале
каждой
учебной
недели
перед
занятиями
разучиваем
комплекс
утренней
гимнастики.
Он
проводится
с
музыкальным
оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с
удовольствием выполнять упражнения.
2. Игровые перемены . Замечено, что если после урока ученики младшего звена
гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у
школьников
младших
классов
проявляется
в
двигательной
активности.
Снять
утомление
за
несколько
минут
межу
уроками
помогают
динамические
перемены.
Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед
кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная
окраска
игры.
Дети
отдыхают
не
только
физически,
а
получают
ещё
и
заряд
положительных эмоций.
3. Дни здоровья. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь
быть здоровья» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся
или
сами
разрабатывают
правила
здорового
образа
жизни.
В
результате
у
детей
формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Во
внеурочное
время
в
начальной
школе
широко
используется
веселые
физкультминутки
в
стихотворной
форме,
когда
двигательные
упражнения
сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший.
Физминутки применяются на разных этапах занятий для тренировки и разминки
определенных частей тела и органов.
Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания,
для коррекции зрения , для осанки.
Перечень дополнительных направлений работы для формирования знаний, умений
и
навыков
здорового
образа
жизни,
для
создания
условий
сохранения
здоровья
младших школьников такой:.
- проведение специальных бесед по формированию здорового образа жизни,
часы
гигиены.
Организационная
деятельность:
привлечение
к
поддержанию
санитарного
состояния
класса
дежурных
и
санитаров
(соблюдение
режима
проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров
за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
-
проведение
профилактики
травматизма
путем
инструктажа
по
технике
безопасности, бесед по охране труда.
- оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по
организации
стопроцентного
охвата
горячим
питанием
в
школьной
столовой),
витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя),
зависит здоровье детей, а также не только их физическое, но и общее развитие.
применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
- организация конкурса рисунков на темы здорового образа жизни.
-
необходимым
условием
эффективности
использования
здоровьесберегающих
технологий в начальных классах является соблюдение режима дня.
- физкультурно-оздоровительная работа в начальных классах занимает особое место.
Двигательная
активность
—
биологическая
потребность
организма,
от
степени
удовлетворения которой
В
оздоровительных
целях
общеобразовательные
учреждения
должны
создавать
условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении.
- режим дня — важнейший фактор здоровья и воспитания детей. Рациональная,
научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создает условия
для их психофизиологического, физиологического и личностного развития: формирует
регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки.
- режим группы строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими
требованиями.
Он
характеризуется
определенным
расположением
урочных
и
внеурочных
занятий
в
течение
дня,
недели,
года.
Его
структура
складывается
из
следующих
частей:
уроки,
активный
отдых, внеурочная деятельность, занятия по
интересам, прогулки, экскурсии. Переход к игровым формам занятий способствует
снятию утомления.
-
активный
отдых,
подвижные
игры
на
свежем
воздухе
оказывают
большой
положительный
эффект
в
функциональном
состоянии
организма
ребенка.
Также
систематический
отдых
на
открытом
воздухе
оказывает
закаливающее,
оздоровительное влияние на организм школьников.
Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности
детей,
сначала
знакомлю
учащихся
с
правилами
той
или
иной
подвижной
игры,
помогаю организовать игру, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. Во
время прогулки предлагаю детям две известные для них игры и разучиваю с ними
только одну новую.
Подвижные игры подбираю в соответствии с программой по физической культуре с
учетом закономерностей возрастного развития детей. Стараюсь охватить всех детей,
дать им достаточную физическую нагрузку.
Если
выход
на
улицу
по
каким-либо
причинам
невозможен,
предусматриваю
двигательную
активность
в
спортивном
зале.
При
этом
использую
простое
физкультурное
оборудование:
мячи,
обручи,
кегли.
В
спортивном
зале
провожу
различные подвижные игры, организую соревнования.
Дни здоровья удовлетворяет потребность организма в движении, служит укреплению
здоровья детей и их хорошему самочувствию. Спортивный час проводится в более или
менее свободной форме с элементами игры, танца.
Нельзя не упомянуть, что в работе с родителями большое место занимают
совместные мероприятия. Среди них особенно можно выделить спортивно-
оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я, спортивная семья», «Встреча с
родителями: шуточные веселые старты между мальчиками и папами» и другие.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во
внеурочном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в
нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый
образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут
более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и
физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется
тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
IV.
Приложения.
Комплекс упражнений:
1) Ходьба на месте – дыхание равномерное.
И.п.:
стоя,
ноги
на
ширине
плеч.
Разводим
руки
в
стороны,
вытягиваем
вперед,
поднимаем вверх – вдох. Возвращаемся в исходное положение – выдох.
И.п.: cтоя, одну ногу согнуть и поднять колено к животу – выдох, вернуться в исходное
положение – вдох. То же с другой ногой.
Присесть – выдох, встать – вдох.
2)Упражнения для мышц рук.
«Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек
пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
3) Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.
Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое
время.
лицо
Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3
раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
голова
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в
умеренном темпе.
руки
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем
расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В
среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же
в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
подмигивают
правым
глазом,
затем
они
выполняют
наклон
в
левую
сторону
и
подмигивают левым глазом.
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого
сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
ноги
Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра.
Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.
4) Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у
человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем
справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём
определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем
в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим
треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая
описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно
лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются
зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая
функция, чувство локализации в пространстве.
5) На занятиях необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета,
записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и
запоминанию материала, понижению утомляемости.
6) С целью стимулирования мыслительных процессов проводим мозговую
гимнастику.
Качание головой.
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове
медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит
напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере
расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
Ленивые восьмерки.
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает
устойчивость внимания ) : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости
«восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Шапка для размышлений.
( улучшает внимание, ясность восприятия и речь ): « наденьте шапку», то есть мягко
заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания.
(полезно при всех видах нарушения зрения) : моргайте на каждый вдох и выдох.
Вижу палец.
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см,
смотреть на палец в течении 4 – 5 сек, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз
на 4 – 6 сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на
палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 – 6 раз.
7) Научить школьников контролировать своё эмоциональное состояние помогают
аутотренинги, минуты релаксации.
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной
умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать
детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что
ведет к улучшению усвоения учебного материала. Предлагаю комплекс игр на
релаксацию.
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды
в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим
водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим
головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и
расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они
расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и
выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым
вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно
расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
8) Упражнения на расслабление всего организма:
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую
вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она
стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает
припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная
баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает
таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу,
вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой
цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на
ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый
летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному
ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой,
прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в
самое уютное гнездышко на лесной полянке.
«Тишина».
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.
Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал
недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов:
познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм
наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к
равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более
уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные,
вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих
чувств и мыслей.