Напоминание

"Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…"


Автор: Остапенко Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №5 "Радуга"
Населённый пункт: Иркутская область город Слюдянка
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе (интегрированное занятие)
Тема: "Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект

НОД

в подготовительной группе

(интегрированное занятие)
«Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…»
Направление:
художественно-эстетическое развитие
Образовательная область
«Художественное творчество»
Цель:
-Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень». -Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.
Задачи:
1. Образовательные:  подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определенное настроение. 2. Развивающие:  упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки;  развивать речь и познавательные процессы детей;  расширение словаря по теме "Осень": название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;  развитие связной речи: составление описательного рассказа по теме "Осень". 3. Воспитательные:  воспитывать интерес к осенним явлениям природы;  воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Интеграция областей:
коммуникация, физкультура, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.
Методы и приемы:
1
наглядный ― рассматривание картины, пейзажи; словесный ― рассказывание стихотворений, вопросы, беседа; практический ― рисование акварельными красками, показ движений, показ способа рисования. Ход занятия. (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: - Мой звоночек звенит, заливается, И ребята вокруг собираются, Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг, Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся. - Дети, вам необходимо разгадать загадку, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить. Солнцу теплому не верьте - Впереди метели. В золотистой круговерти Листья полетели. Это я пришла с дождями, Листопадом и ветрами. - Что это? (Осень) Показ осенних пейзажей. -Какое время года изображено на картинках (показ осенних пейзажей) - Дети: Осень. - Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени написал Константин Бальмонт
Осень
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, 2
Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Произнося последние слова, воспитатель открывает картину.
Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»
- А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И. Левитан. -Как вы думаете, какой период осени изобразил художник? Д е т и: Раннюю осень. Золотую осень. - Какое чувство вызывает у вас эта картина? Д е т и: Спокойное. Радостное. -Какие краски использовал художник для написания картины? Д е т и: Красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, коричневую. -Каких красок больше? Д е т и: Желтой, коричневой, оранжевой. -Как бы вы назвали картину? Д е т и: Золотая осень. -Исаак Левитан именно так ее и назвал. В этот период осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым. - А хотели бы вы войти в картину и погулять там? Д е т и: Да. -Как бы вы оделись? Куда бы пошли? Что бы стали делать? Посмотрите на небо. Оглядитесь вокруг. Далее следуют рассказы 2 – 3 детей. -А сейчас послушайте стихотворение об осени И. Михайловой "Как обидно" и подумайте, о каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?
-
Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья. Красный, желтый, золотой,- 3
Как хорош ты, лист резной! А ветер щеки толстые надул, надул, надул, И на деревья пестрые подул, подул, подул. Красный, желтый, золотой. Облетел весь лист цветной! Как обидно. Как обидно. Листьев нет, лишь ветки видно. -Ребята, как называется явление, когда с деревьев опадают листья? Д е т и: Листопад. -А сейчас я вам предлагаю побыть листьями
Физминутка "Листопад".
-Листопад, листопад (поочередно взмах руками) Листья, кружатся, летят. Мы за ними побежали (бег на месте) Но никак их не догнали. В парке будем мы гулять (ходят по групповой комнате врассыпную, изображая собирание листьев в букеты.) В букеты листья собирать. -Назовите приметы осени. - Дети: (Листопад, изменился цвет листьев (багряные, пурпурные, золотые); часто идут дожди (мелкие, моросящие, холодные, грибные); люди собирают урожай; птицы улетают в теплые края; животные готовятся к зиме; дни становятся короче, а ночи длиннее.) -Ребята, представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Вокруг опавшие листья. Они так красивы, что хочется собрать букет из них. (Дети подходят к столу, на котором расположены осенние листья с различных деревьев.) (Дети выполняют упражнения на образование относительных прилагательных.) -С какого дерева этот лист? (С березы.) 4
-Значит он какой? (Березовый.) -С какого дерева этот лист (С клена.) - Значит он какой? (Кленовый.) и так далее дуб, рябина, осина, тополь, липа. - Осенью природа вокруг меняется. Меняются листья на деревьях - они совсем не похожи на летние. Меняется солнце, трава, все вокруг. - Давайте поиграем в игру "Самый внимательный".
Игра "Самый внимательный".
(Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные - слова - признаки к предметам.) -Какая стала трава?- желтая, пожухлая, сухая. -Какое стало небо?- серое, хмурое, низкое. -Какой стал ветер?- холодный, резкий, порывистый. -Какой стал дождь?- частый, холодный, моросящий. - А теперь обратите внимание на осенние пейзажи. Давайте вместе составим краткие описания появляющихся пейзажей. Картинки на экране: "Небо в тучах", "Краешек солнца выглядывает из-за тучи", "Дождь", "Лужи на дороге", "Деревья в золотом уборе", "Дерево с опадающими листьями", "Летящая стая птиц". - Получается вот такой рассказ: Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный, мелкий дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают в теплые края.
Игра "Да" и "Нет".
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», а если ответ «нет». Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? 5
Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать? -Ребята, как называется картина, которую мы с вами рассматривали? Д е т и: «Золотая осень» -Кто написал эту картину? Д е т и: Исаак Левитан. -Чем еще мы занимались сегодня? Д е т и: Рисовали. Слушали музыку, стихи. -Музыка, которую мы слушали, тоже про осень. Ее написали Татьяна Морозова «Золотой листопад», Зоя Роот «Ах, какая осень!» - Вам понравилось сегодня на занятии? - Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и нарисовать свою картину. Мы нарисуем осенние берёзовые листья акварелью. Возьмите любой понравившийся вам цвет. 6


В раздел образования