Автор: Остапенко Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №5 "Радуга" Населённый пункт: Иркутская область город Слюдянка Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе (интегрированное занятие) Тема: "Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…" Раздел: дошкольное образование
(интегрированное занятие)
«Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья…»
Направление: художественно-эстетическое развитие
Образовательная область «Художественное творчество»
Цель:
-Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень».
-Учить отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее
колорит.
Задачи:
1.
Образовательные:
подвести детей к пониманию, что через средства выразительности
художник может выразить в картине определенное настроение.
2.
Развивающие:
упражнять в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его
оттенки;
развивать речь и познавательные процессы детей;
расширение словаря по теме "Осень": название признаков предметов,
активизация словаря относительных прилагательных;
развитие связной речи: составление описательного рассказа по теме
"Осень".
3.
Воспитательные:
воспитывать интерес к осенним явлениям природы;
воспитывать эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Интеграция областей: коммуникация, физкультура, художественное
творчество, чтение художественной литературы, музыка.
Методы и приемы:
1
наглядный ― рассматривание картины, пейзажи;
словесный ― рассказывание стихотворений, вопросы, беседа;
практический ― рисование акварельными красками, показ движений, показ
способа рисования.
Ход занятия.
(воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
- Дети, вам необходимо разгадать загадку, чтобы узнать, о чем мы будем
сегодня говорить.
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами.
- Что это? (Осень)
Показ осенних пейзажей.
-Какое время года изображено на картинках (показ осенних пейзажей)
- Дети: Осень.
- Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени написал Константин
Бальмонт
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
2
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Произнося последние слова, воспитатель открывает картину.
Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Золотая осень»
- А вот какую картину про осень написал знаменитый русский художник И.
Левитан.
-Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?
Д е т и: Раннюю осень. Золотую осень.
- Какое чувство вызывает у вас эта картина?
Д е т и: Спокойное. Радостное.
-Какие краски использовал художник для написания картины?
Д е т и: Красную, оранжевую, желтую, зеленую, голубую, коричневую.
-Каких красок больше?
Д е т и: Желтой, коричневой, оранжевой.
-Как бы вы назвали картину?
Д е т и: Золотая осень.
-Исаак Левитан именно так ее и назвал. В этот период осени мы видим в
природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают
цвет золота. Потому-то и называют люди этот период осени золотым.
- А хотели бы вы войти в картину и погулять там?
Д е т и: Да.
-Как бы вы оделись? Куда бы пошли? Что бы стали делать? Посмотрите на
небо. Оглядитесь вокруг.
Далее следуют рассказы 2 – 3 детей.
-А сейчас послушайте стихотворение об осени И. Михайловой "Как обидно"
и подумайте, о каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?
- Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой,-
3
Как хорош ты, лист резной!
А ветер щеки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул, подул.
Красный, желтый, золотой.
Облетел весь лист цветной!
Как обидно. Как обидно.
Листьев нет, лишь ветки видно.
-Ребята, как называется явление, когда с деревьев опадают листья?
Д е т и: Листопад.
-А сейчас я вам предлагаю побыть листьями
Физминутка "Листопад".
-Листопад, листопад (поочередно взмах руками)
Листья, кружатся, летят.
Мы за ними побежали (бег на месте)
Но никак их не догнали.
В парке будем мы гулять (ходят по групповой комнате врассыпную,
изображая собирание листьев в букеты.)
В букеты листья собирать.
-Назовите приметы осени.
- Дети: (Листопад, изменился цвет листьев (багряные, пурпурные, золотые);
часто идут дожди (мелкие, моросящие, холодные, грибные); люди собирают
урожай; птицы улетают в теплые края; животные готовятся к зиме; дни
становятся короче, а ночи длиннее.)
-Ребята, представьте себе, что вы находитесь в осеннем лесу. Вокруг опавшие
листья. Они так красивы, что хочется собрать букет из них. (Дети подходят к
столу, на котором расположены осенние листья с различных деревьев.)
(Дети выполняют упражнения на образование относительных
прилагательных.)
-С какого дерева этот лист? (С березы.)
4
-Значит он какой? (Березовый.)
-С какого дерева этот лист (С клена.)
- Значит он какой? (Кленовый.) и так далее дуб, рябина, осина, тополь, липа.
- Осенью природа вокруг меняется. Меняются листья на деревьях - они
совсем не похожи на летние. Меняется солнце, трава, все вокруг.
- Давайте поиграем в игру "Самый внимательный".
Игра "Самый внимательный".
(Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные - слова -
признаки к предметам.)
-Какая стала трава?- желтая, пожухлая, сухая.
-Какое стало небо?- серое, хмурое, низкое.
-Какой стал ветер?- холодный, резкий, порывистый.
-Какой стал дождь?- частый, холодный, моросящий.
- А теперь обратите внимание на осенние пейзажи. Давайте вместе составим
краткие описания появляющихся пейзажей.
Картинки на экране: "Небо в тучах", "Краешек солнца выглядывает из-за
тучи", "Дождь", "Лужи на дороге", "Деревья в золотом уборе", "Дерево с
опадающими листьями", "Летящая стая птиц".
- Получается вот такой рассказ:
Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе.
Часто идет холодный, мелкий дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях
стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают в теплые края.
Игра "Да" и "Нет".
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», а если ответ «нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
5
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
-Ребята, как называется картина, которую мы с вами рассматривали?
Д е т и: «Золотая осень»
-Кто написал эту картину?
Д е т и: Исаак Левитан.
-Чем еще мы занимались сегодня?
Д е т и: Рисовали. Слушали музыку, стихи.
-Музыка, которую мы слушали, тоже про осень. Ее написали Татьяна
Морозова «Золотой листопад», Зоя Роот «Ах, какая осень!»
- Вам понравилось сегодня на занятии?
- Сегодня и вам предстоит тоже стать художниками и нарисовать свою
картину. Мы нарисуем осенние берёзовые листья акварелью.
Возьмите любой понравившийся вам цвет.
6