Автор: Валеева Альбира Зайнулловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2" Населённый пункт: ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан Наименование материала: конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: "Грачиная каша" Раздел: дошкольное образование
обучающие:
знакомить
детей
с
национальным
праздником
башкирского
народа,
с
его
историей и значением в жизни народа;
формировать преставления о весне и весенних признаках;
закреплять умения называть и различать названия круп и каш.
развивающие: развивать познавательную активность, внимание, память; умение
работать в группе; развивать связную речь, умение понятно для окружающих
выражать свои мысли; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук;
воспитательные :
воспитывать
у
детей
интерес
к
народным
традициям
башкирского народа.
Материал: искусственные ели, костер (имитация), дрова, казан, картины И.И.
Левитана
«Март»,
А.Саврасова
«Грачи
прилетели»,
А.
И.
Куинджи
«Ранняя
весна», Б.Ф.Домашникова «Под Уфой. Весна», презентация «Грачиная каша»,
аудиозапись музыки, карточки для логической цепочки «Весна», «Как вырастить
зерно»,
«Из
какого
зерна
получается
какая
каша»,
«Как
приготовить
кашу»,
оборудование
для
проведения
опытов
со
льдом,
со
снегом,
с
песком,
дидактическая
игра
«Созвездия»,
костюм
грача
(ребенок),
каша,
цветные
ленточки.
Ход образовательной деятельности .
1.
Вступительная часть.
Звучит башкирская мелодия.
Воспитатель открывает галерею картин о весне:
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплее и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала… (А. Плещеев)
- Весна красивое время года, о которой писали поэты и художники. Посмотрите на
картины о весне, найдите среди них картину, которую написал
башкирский
художник и назовите ее. (Борис Домашников «Под Уфой. Весна»)
- Назовите, пожалуйста приметы весны (тает снег, солнце ярче светить, птицы
возвращаются из теплых краев….)
- Выберите картину, на которой художник изобразил перелетных птиц, и назовите
ее. («Грачи прилетели» А.Саврасов.)
-
«Увидел
грача
–
встречай
весну»,
-
говорили
в
народе.
Грачи
всегда
были символом весны.
- Хотите узнать один маленький секрет про грачей? У башкирского народа есть
особенный народный праздник «Грачиная каша» или «Воронья каша».
2. Основная часть.
- Садитесь, и я вам расскажу об этом празднике. (Слайды).
-В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят
грачи.
Поэтому,
каждую
весну
в
Башкортостане
в
конце
марта,
как
только
начинает
таять
снег,
и
появляются
первые
ручьи,
в
честь
прилета
птиц
по
традиции
устраивают
праздник
«Грачиная
каша».
На
башкирском
языке
«Каргатуй».
- Также как и раньше и в наши дни в этот день нарядно одетые дети и взрослые
собирали с каждого дома крупу, молоко, масло и зазывали стихами и песнями
всех на праздник.
На костре в большом казане (котле)
варили кашу. Пока
варилась каша, дети украшали деревья красивыми лоскутками, разноцветными
лентами. На празднике играли в народные веселые игры. После игр и веселья всех
приглашали
к
костру
и
раздавали
кашу.
Первая
порция
отдавалась
земле
с
пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая – воде (ручью),
чтобы
вода
сохранила
живность
на
земле.
Третья
небу,
чтобы
было
много
солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – грачам с благодарностью за
то, что принесли весну. После этого кашу раздавали всем гостям праздника.
- Как называется башкирский народный праздник встречи весны? («Грачиная
каша»)
- Скажете на башкирском языке? (Каргатуй)
- А почему праздник так называли? (Потому что, раньше люди думали, что
весну на крыльях приносят грачи)
- Что готовят на этом празднике? (Кашу)
- С какими пожеланиями первую порцию отдавали земле? (Чтобы был мир на
земле и богатый урожай)
- Почему люди благодарили ручей, воду? (Потому что без воды не будет жизни на
земле)
- Что люди просили у неба? (Много дождей и теплых дней)
- Ребята, давайте и с вами поблагодарим землю, воду и небо и поиграем в игру:
«Земля», «Вода, «Небо».
Дети делятся на три группы и проходят за столы, на которых стоят эмблемы
«Земля», «Вода», «Небо».
- Группа детей «Земля» составят логические цепочки: «Весна», «Как вырастить
зерно», «Как приготовить кашу».
-
Группа
детей
«Вода»
проведут
опыты:
со
снегом,
со
льдом,
песком.
Используйте в работе схемы.
- Группа детей «Небо» будут работать со звездами. Люди всегда смотрят в небо и
любуются звездами. Ваша задача: разложить звездочки согласно схеме и назвать
созвездие.
Звучит музыка, дети выполняют задания, воспитатель проводит индивидуальную
работу.
-
После
того,
как
дети
выполнили
задания
по
подгруппам,
воспитатель
приглашает всех детей.
- Назовите, какие созвездия у вас получились.
- Ребята, вы провели опыты.
«Опыт со снегом». Два сосуда: в одном чистая вода, в другом снег и талая вода.
Провести опыт по очистки воды с помощью марли, ваты, салфетки. Снег – это
тоже вода. Талая вода содержит примеси,
ее можно очистить, после очистки
мусор остается на салфетке. Такая вода не пригодна для питья.
«Опыт со льдом». Опустить кубик льда в стаканчик с холодной водой. Что будет
с кубиком льда? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Провести опыт. Лед
плавает в воде. Он легче воды, поэтому не тонет.
«Опыт с песком». Два стакана с водой. В один из положить обычный песок и
размешать.
Что
получилось?
Растворился
песок
или
нет?
В
другой
стакан
положить
ложечку
сахарного
песка,
размешать.
Что
произошло?
В
каком
из
стаканов песок растворился? Сахарного песка не видно – растворился в воде,
речной песок опустился на дно стакана – не растворился, Если бы сахар не
растворился, то пришлось бы пить не сладкий чай. А если бы на дне реки был бы
сахарный песок? Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы
встать.
-
Какие выводы вы можете сделать? (Снег и лед это тоже вода, грязную воду
можно очистить).
- Ребята из группы «Земля» объясните свою логическую цепочку.
- «Весна»: солнце весной ярко светит и греет- появились проталины - под крышей
домов появились сосульки - бегут ручьи - на деревьях набухают почки, скоро из
них появятся первые листочки- вернулись домой перелетные птицы, они вьют
гнезда- проснулись от зимнего сна медведи, ежи - появились насекомые - люди
начинают работать в огородах, садах.
- «Как вырастить зерно»: зернышко сажают в землю - ростки всходят - вырастают
колосья - осенью с полей убирают урожай – получают зерно.
-«Как приготовить кашу»: в кастрюлю наливают молоко – молоко закипает -
кладут соль, сахар – перемешивают - насыпают крупу – каша готова.
- Ребята, вы знаете, как приготовить кашу. Сегодня я положила молоко, соль,
рисовую крупу в казан и мы приготовим кашу для угощения грачей.
Словесная игра «какая каша».
- А если я положу гречку (пшенку, кукурузу, овсянку, манку …) какая каша
получится? (гречневая, пшенная, кукурузная, овсяная, манная…).
Звучит магнитофонная запись «Крик грачей».
- Слышите, как кричат грачи?
В зал «влетает птица грач» (ребенок)
Ребенок: Грачи – киричи,
Вы чьи?! Вы чьи?!
Грач (ребенок)
Мы весны! Мы весны!
Мы пришли! Мы пришли!
Ребенок. Прилетели к нам грачи
Кар – кар – кар кричат они
И зовут всех нас на луг
Приходи и ты мой друг!
- Ребята встаньте в круг и поиграем в игру:
Хороводная игра «Раз – два – три -горшочек кашу вари»
Выбираются
дети,
которые
молоком,
солью,
сахаром,
крупой,
остальные
горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходить
в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри хоровода
свой хоровод.
Раз, два, три – ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипения доведем.
Раз, два, три – ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.
Раз, два, три – ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.
Раз, два, три – ты горшочек наш вари.
Каша преет «пых – пых – пых»
Для друзей и для родных.
Мы все дружно поедим,
И птиц мы тоже угостим.
- Пока мы играли каша сварилась.
3. Заключительная часть.
- Ребята, о каком башкирском празднике вы сегодня узнали?
- Что вы расскажите дома о празднике «Грачиная каша»?
- Угощайтесь ребята. (Дети едят кашу, угощают грача)
-
Остальную
кашу
мы
возьмем
на
улицу
и
угостим
птиц.
А
вот
такими
ленточками (показывает) мы украсим деревья на нашем участке.