Автор: Мрзукова Елена Викентьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2115 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развивайте одаренность с раннего детства" Раздел: дошкольное образование
«Развивайте одаренность с раннего детства»
Кто из нас не любил рисовать в детстве? Сколько помню, мы рисовали с друзьями
всегда и везде. Нашим мольбертом могли стать и снег, и мокрый песок на берегу Волги, а
уж если в руках оказывался мел или уголек, то разрисованными становились асфальт у
дома, скамейки и даже заборы. Взрослые чаще всего не разделяли нашего счастья от
творчества, и даже возмущались
до глубины души, разглядывая наши художества
на
стенах в доме, расценивая это как детские шалости. Уже позже, став педагогом детского
сада, я узнала, что с самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления
об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения и
что
«истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой
мысли, другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
(В.А.Сухомлинский).
Через воспитательские руки и сердце проходит много разных детей и все они
талантливые. Наблюдая за малышами, мы задаемся вопросом: «Как выявить личную
одаренность ребенка? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?»
Наблюдая за детьми, мы видим, что дети как и мы в детстве, много рисуют. Среди них
есть такие, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют
и видят даже то, что не нарисовано. Такого ребенка мы, несомненно, считаем одарённым.
«В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать
цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по
божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Наш Мариинско-Посадский район уникальный в том смысле, что он родина многих
знаменитых людей: Рыбкин Анатолий Петрович — живописец, заслуженный художник
России,
Овчинников
Николай
Васильевич
—
живописец,
график,
Зайцев
Юрий
Антонович — живописец, список можно продолжать долго и торжественно, и тем самым
понимать, что наша земля плодородна на талантливых людей, а начало всему в детстве.
Раннее
рисование
имеет
огромное
значение
в
развитии
личности
ребенка.
От
рисования, только еще зарождающиеся способности малыша, получают лишь пользу.
Оно развивает мышление, память, внимание, мелкую моторику ребенка, учит его думать
и
анализировать,
соизмерять
и
сравнивать,
сочинять
и
воображать.
В
процессе
изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.
Для
создания
рисунка
необходимо
приложить
усилия,
потрудиться,
овладевая
определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или
кисти,
к
следам,
оставляемым
на
бумаге,
лишь
постепенно
появляется
мотивация
к
творчеству, желание получить результат, создать определенное изображение.
Иногда
может
показаться,
что
рисовать
может
абсолютно
каждый
человек,
независимо от своих способностей.
А если этот процесс сделать целенаправленным?
Прежде всего, необходима особая организация изобразительной деятельности. Поэтому
необходимо
познакомить
детей
с
имеющими
место
в
изобразительном
искусстве
нетрадиционными
техниками,
которые
позволяют
показать
новые
приемы
отражения
окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Очень
увлекает
детей
техника «Кляксография» . Она заключается в том, чтобы
научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может
смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя
или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к.
развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая,
рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате
может получиться целый сюжет.
Развивает фантазию и творчество детей создание «Поролоновых рисунков» . На
помощь вместо кисточки может прийти поролон. Можно сделать из него самые разные
разнообразные
маленькие
геометрические
фигурки,
а
затем
прикрепить
их
тонкой
проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь
его можно обмакнуть вкраску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые
кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
Метод пальцевой живописи. Вот еще один из способов изображать окружающий
мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все
воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между рисованием и творчеством?
А
почему
мы
должны
рисовать
только
кисточкой
или
фломастером?
Ведь
рука
или
отдельные
пальцы
-
это
такое
подспорье.
Причем
указательный
палец
правой
руки
слушается
ребенка
лучше,
чем
карандаш.
Ну,
а
если
карандаш
сломался,
кисточка
вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда
тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева
ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и
ветви,
затем
(если
осень)
нанесет
на
внутреннюю
сторону
руки
желтую,
зеленую,
оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим
детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.
А тему для творчества подсказывает наша жизнь и
интересные события.
Сегодня
актуальна тема Олимпийских игр. Мы с малышами создали приветствие спортсменам-
олимпийцам.
Дети
были
рады,
что
они
нарисовали
олимпийские
кольца
своими
ладошками.
Предела
совершенствованию
и
творчеству
в
изобразительной
деятельности
нет.
Английский
педагог
-
исследователь
Анна
Роговин
рекомендует
все,
что
есть
под
рукой использовать
для
упражнений
в
рисовании:
рисовать
тряпочкой,
бумажной
салфеткой
(сложенной
много
раз);
рисовать
грязной
водой,
старой
чайной
заваркой,
кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки,
катушки и коробки и т.д. Рисовать - это здорово!
Воспитатели МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинка» Иванова С. В., Мочалова О. Ю.