Преемственность в реализации программы здорового образа жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в свете требований ФГТ и ФГОС.
Автор: Хайдаршина Эльвира Рифовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОАУ СОШ №10 "Центр образования" Населённый пункт: Башкортостан г.Нефтекамск Наименование материала: статья Тема: Преемственность в реализации программы здорового образа жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в свете требований ФГТ и ФГОС. Раздел: начальное образование
Преемственность в реализации программы здорового образа
жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в
свете требований ФГТ и ФГОС.
Г.Неф
текамск
Учитель первой
квалификационной категории
Хайдаршина Эльвира Рифовна
От того, как будет
ч у в с т в о в а т ь
с е б я
р е б е н о к
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
ч т о
о н
б у д е т
п е р е ж и в а т ь ,
зависит весь дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский
Дошкольный
и
младший
школьный
возраст-это
одна
эпоха
человеческого развития, именуемая «детством». Период дошкольного детства
подготавливает
переход
ребенка
в
младший
школьный
возраст.
Поэтому
ключевым моментом в реализации преемственности является определение
готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного
детства
к
школьному
считается
наиболее
безболезненным,
если
будут
грамотно реализованы проблемы перехода преемственности от дошкольного
к начальному образованию.
Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в современное
время
является
воспитание
здорового
поколения.
Именно
от
состояния
здоровья зависят успехи ребенка в учебе, его эмоционально – психическое
состояние. В детском возрасте закладываются основы здоровья взрослого
человека. Почему же в наше время почти нет совершенно здоровых детей?
Доказано, что это связано с неправильным образом жизни их родителей,
неблагоприятной
экологической
обстановкой,
низкой
двигательной
активностью учеников, нерациональным питанием, нервно – психическими
перегрузками и многими другими причинами.
Проследим,
как
непрерывность
дошкольной
и
начальной
образовательной
программ
предполагает
достижение
следующих
приоритетных целей в области сохранения здоровья детей.
На
дошкольной
ступени
решаются
задачи
охраны
укрепления
здоровья и физического развития ребенка, развития его общих способностей;
развития
произвольности,
познавательной
активности,
развития
коммуникативности
и
уверенности
в
себе,
обеспечивающих
его
эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
На ступени начальной школы-задачи физической культуры ребенка;
познавательного
развития и социализации соответствующие возрастным
возможностям;
освоения
разных
форм
взаимодействия
с
окружающим
миром.
Мы видим, что цели дошкольного и начального этапов образования не
только совпадают, но и дополняют друг друга.
Поэтому перед образовательными учреждениями и ДОУ стоит важная
задача – приобщение детей к здоровому образу жизни, тем более, что одним
из направлений работы по новым стандартам является воспитание здоровых,
жизнерадостных, подготовленных к преодолению трудностей детей.
Почему эта проблема является очень актуальной?
Младший школьник находится за партой 4-5 уроков, дома 1,5-2 часа
выполняет
домашнее
задание,
свободное
время
дети
предпочитают
проводить за компьютером. Длительная неподвижность ребенка, пребывание
в течение долгого времени в сидячем положении вызывает застой крови в
области нижних конечностей, ухудшается кровообращение головного мозга,
происходят изменения в опорно-двигательном аппарате.
Показатели
состояния
здоровья
школьников
являются
важной
проблемой
современного
общества.
Мониторинг
показывает,
что
уже
на
дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает
10%,а 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы по состоянию здоровья к
обучению в школе. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только
отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и
становится
причиной
дальнейшего
ухудшения
здоровья
и
плохой
успеваемости.
Данный
вывод
стал
результатом
наблюдений
за
своим
классом,
классным руководителем которого стала в 2008 году. В класс пришли 27
первоклассников.
Данные,
свидетельствующие
о
состоянии
их
здоровья,
представлены в таблице.
Пока
затели
1 класс
начало
учебного
года
I группа здоровья
1 0 ч .
35%
II
г р у п п а
здоровья
1 5 ч .
55%
III
г р у п п а
здоровья
1 ч .
4%
Основная
физкультурная группа
2 5 ч .
93%
Подготовительна
я группа
1 ч .
4%
Нарушение
1 ч .
осанки
4%
Нарушение
зрения
2 ч .
8%
Из показателей видно, что только 10 ребят имели 1 группу здоровья,
т.е.35%
первоклассников
были
практически
здоровы.
Результаты
работы,
которая проводилась
на протяжении 4 лет, направленные
на
создание
условий, позволяющие сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечить
успешность их обучения, представлены во второй таблице.
Показатели
4 класс
начало учебного года
I группа здоровья
15% 55%
II группа здоровья
10ч. 37%
III группа здоровья
1ч. 4%
Основная
ф и з кул ьту р н а я
группа
25ч. 93%
Подготовительная группа
1ч. 4%
Нарушение осанки
-------------------------
Нарушение зрения
2ч. 8%
Решить
эту
задачу
помогли
приемы
работы,
направленные
на
здоровьесбережение
детей
как
в
урочное,
так
и
во
внеурочное
время.
Рассмотрим некоторые из них.
Во
первых,
это
соблюдение
гигиенических
требований:
световой
режим,
проветривание
кабинета,
ежедневное
проведение
комплекса
физических упражнений. Также наиболее эффективным является упражнение
«Ленивые восьмерки», которое позволяет активизировать работу полушарий.
Особое внимание уделяю зрению. Детям даже с нормальным зрением
необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для
глаз. Специалистами доказано, что острота зрения во многом зависит от
общего состояния здоровья ребенка. В школе тренировка зрения необходима
для
снятия
зрительного
утомления,
особенно
после
работы
на
близких
расстояниях при чтении и письме. Такие упражнения провожу на всех уроках
и внеурочных мероприятиях.
Существует
немало
простых
и,
не
требующих
больших
усилий,
упражнений для глаз: моргание, движение глазами вверх-вниз, из стороны в
сторону, вращение. На уроках я также использую специальные физминутки
для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки.
Доказано, что совместная работа с родителями играет важную роль в
сохранении здоровья детей. Работа над формированием у детей санитарно-
гигиенических навыков, объяснение способов элементарного ухода за собой -
это
лишь
некоторые
направления
сотрудничества
по
проблеме
охраны
здоровья учеников.
Выяснить, на каком месте в семьях стоит вопрос сохранения здоровья,
что каждый из родителей делает для этого, помогает анкетирование. Приведу
пример некоторых вопросов анкеты:
-Считате ли вы своего ребенка здоровым?
-Занимаетесь ли вы вместе с ребенком физкультурой?
-Занимаетесь ли вы закаливанием?
-Каким продуктам питания вы отдаете предпочтение?
Совершаете ли вы прогулки по вечерам?
Вопросы анкеты заставляют родителей задуматься: все ли они делают
для укрепления здоровья своих детей. А ответы помогают мне продумать
направления своей дальнейшей работы.
Проведение
классных
часов,
нацеленных
на
решение
проблемы
охраны
здоровья
детей,
является
неотъемлимой
частью
внеурочной
деятельности. Подготовка к ним детей включают в себя поиск информации о
правильном питании, о роли витаминов в жизни, о значении здорового образа
жизни.
Таким
образом,
важнейшими
условиями
здоровьесберегающего
обучения являются соблюдение основных санитарно-гигиенических норм и
правил
организации
учебно-
воспитательного
процесса;
организация
горячего питания, умение выбирать здоровую пищу, формирование культуры
питания;
культурно-оздоровительные
мероприятия,
проводимые
в
ходе
учебного процесса, а также во внеклассной и внеурочной работе.
Соблюдение
этих
условий
важно
как
на
этапе
дошкольного
образования, так и обучения в начальной школе.
Только целостная воспитательно - образовательная система, в детском
саду
и
во
время
обучения
ребенка,
включающая
в
себя
проведение
систематических
профилактических
занятий
и
мероприятий
по
ведению
здорового
образа
жизни,
хорошо
сбалансированное
питание,
совместные
мероприятия с родителями, сеть разнообразных спортивных секций, умелая
организация учебного процесса, работа со школьным психологом поможет
решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что
обеспечит
физическое,
психоэмоциональное
и
нравственное
здоровье
учащихся в начальной школе.
В заключение приведем слова Жана Жака Руссо: «Чтобы сделать
ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть
он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном
движении».