Напоминание

Преемственность в реализации программы здорового образа жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в свете требований ФГТ и ФГОС.


Автор: Хайдаршина Эльвира Рифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №10 "Центр образования"
Населённый пункт: Башкортостан г.Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность в реализации программы здорового образа жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в свете требований ФГТ и ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад




Преемственность в реализации программы здорового образа жизни на ступени дошкольного и начального общего образования в свете требований ФГТ и ФГОС. Г.Неф текамск Учитель первой квалификационной категории Хайдаршина Эльвира Рифовна От того, как будет ч у в с т в о в а т ь с е б я р е б е н о к поднимаясь на первую ступеньку лестницы ч т о о н б у д е т п е р е ж и в а т ь , зависит весь дальнейший путь к знаниям. В.А. Сухомлинский Дошкольный и младший школьный возраст-это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее безболезненным, если будут грамотно реализованы проблемы перехода преемственности от дошкольного к начальному образованию. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами в современное время является воспитание здорового поколения. Именно от состояния здоровья зависят успехи ребенка в учебе, его эмоционально – психическое состояние. В детском возрасте закладываются основы здоровья взрослого человека. Почему же в наше время почти нет совершенно здоровых детей? Доказано, что это связано с неправильным образом жизни их родителей, неблагоприятной экологической обстановкой, низкой двигательной активностью учеников, нерациональным питанием, нервно – психическими перегрузками и многими другими причинами. Проследим, как непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей в области сохранения здоровья детей. На дошкольной ступени решаются задачи охраны укрепления здоровья и физического развития ребенка, развития его общих способностей; развития произвольности, познавательной активности, развития
коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе. На ступени начальной школы-задачи физической культуры ребенка; познавательного развития и социализации соответствующие возрастным возможностям; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром. Мы видим, что цели дошкольного и начального этапов образования не только совпадают, но и дополняют друг друга. Поэтому перед образовательными учреждениями и ДОУ стоит важная задача – приобщение детей к здоровому образу жизни, тем более, что одним из направлений работы по новым стандартам является воспитание здоровых, жизнерадостных, подготовленных к преодолению трудностей детей. Почему эта проблема является очень актуальной? Младший школьник находится за партой 4-5 уроков, дома 1,5-2 часа выполняет домашнее задание, свободное время дети предпочитают проводить за компьютером. Длительная неподвижность ребенка, пребывание в течение долгого времени в сидячем положении вызывает застой крови в области нижних конечностей, ухудшается кровообращение головного мозга, происходят изменения в опорно-двигательном аппарате. Показатели состояния здоровья школьников являются важной проблемой современного общества. Мониторинг показывает, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%,а 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы по состоянию здоровья к обучению в школе. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Данный вывод стал результатом наблюдений за своим классом, классным руководителем которого стала в 2008 году. В класс пришли 27 первоклассников. Данные, свидетельствующие о состоянии их здоровья, представлены в таблице. Пока затели 1 класс начало учебного года I группа здоровья 1 0 ч . 35% II г р у п п а здоровья 1 5 ч . 55% III г р у п п а здоровья 1 ч . 4% Основная физкультурная группа 2 5 ч . 93% Подготовительна я группа 1 ч . 4% Нарушение 1 ч .
осанки 4% Нарушение зрения 2 ч . 8% Из показателей видно, что только 10 ребят имели 1 группу здоровья, т.е.35% первоклассников были практически здоровы. Результаты работы, которая проводилась на протяжении 4 лет, направленные на создание условий, позволяющие сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения, представлены во второй таблице. Показатели 4 класс начало учебного года I группа здоровья 15% 55% II группа здоровья 10ч. 37% III группа здоровья 1ч. 4% Основная ф и з кул ьту р н а я группа 25ч. 93% Подготовительная группа 1ч. 4% Нарушение осанки ------------------------- Нарушение зрения 2ч. 8% Решить эту задачу помогли приемы работы, направленные на здоровьесбережение детей как в урочное, так и во внеурочное время. Рассмотрим некоторые из них. Во первых, это соблюдение гигиенических требований: световой режим, проветривание кабинета, ежедневное проведение комплекса физических упражнений. Также наиболее эффективным является упражнение «Ленивые восьмерки», которое позволяет активизировать работу полушарий. Особое внимание уделяю зрению. Детям даже с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Специалистами доказано, что острота зрения во многом зависит от общего состояния здоровья ребенка. В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме. Такие упражнения провожу на всех уроках и внеурочных мероприятиях. Существует немало простых и, не требующих больших усилий, упражнений для глаз: моргание, движение глазами вверх-вниз, из стороны в сторону, вращение. На уроках я также использую специальные физминутки для снятия напряжения, волнения, коррекции осанки. Доказано, что совместная работа с родителями играет важную роль в сохранении здоровья детей. Работа над формированием у детей санитарно- гигиенических навыков, объяснение способов элементарного ухода за собой - это лишь некоторые направления сотрудничества по проблеме охраны здоровья учеников.
Выяснить, на каком месте в семьях стоит вопрос сохранения здоровья, что каждый из родителей делает для этого, помогает анкетирование. Приведу пример некоторых вопросов анкеты: -Считате ли вы своего ребенка здоровым? -Занимаетесь ли вы вместе с ребенком физкультурой? -Занимаетесь ли вы закаливанием? -Каким продуктам питания вы отдаете предпочтение? Совершаете ли вы прогулки по вечерам? Вопросы анкеты заставляют родителей задуматься: все ли они делают для укрепления здоровья своих детей. А ответы помогают мне продумать направления своей дальнейшей работы. Проведение классных часов, нацеленных на решение проблемы охраны здоровья детей, является неотъемлимой частью внеурочной деятельности. Подготовка к ним детей включают в себя поиск информации о правильном питании, о роли витаминов в жизни, о значении здорового образа жизни. Таким образом, важнейшими условиями здоровьесберегающего обучения являются соблюдение основных санитарно-гигиенических норм и правил организации учебно- воспитательного процесса; организация горячего питания, умение выбирать здоровую пищу, формирование культуры питания; культурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в ходе учебного процесса, а также во внеклассной и внеурочной работе. Соблюдение этих условий важно как на этапе дошкольного образования, так и обучения в начальной школе. Только целостная воспитательно - образовательная система, в детском саду и во время обучения ребенка, включающая в себя проведение систематических профилактических занятий и мероприятий по ведению здорового образа жизни, хорошо сбалансированное питание, совместные мероприятия с родителями, сеть разнообразных спортивных секций, умелая организация учебного процесса, работа со школьным психологом поможет решить вопросы по сохранению и укреплению здоровья школьников, что обеспечит физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье учащихся в начальной школе. В заключение приведем слова Жана Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым, пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».


В раздел образования