Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время


Автор: Волкович Лариса Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Ныробская СОШ им.Флоренко"
Населённый пункт: п.Ныроб, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад





Проектно-исследовательская

деятельность учащихся на уроках

математики и во внеурочное время

Учитель математики

МАОУ «Ныробская СОШ им. Флоренко»

Волкович Лариса Николаевна

2016

Основную мысль современного образования отражает известная китайская мудрость:
Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому и я научусь
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. В настоящее время нужны люди оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принять инициативные решения. Мы понимаем, вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Чтобы воспитать такую личность нам (учителям-предметникам) необходимо искать нестандартные пути. Цель свой деятельности в этом направлении в качестве учителя- предметника вижу в том, чтобы проработать вопросы организации работы с одаренными детьми на всех этапах обучения математике с целью создания эффективной системы деятельности. Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня исследовательскому методу и методу проектов. В их основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы, обеспеченности совме стного планирования деятельности учителя и обучающегося. Итогом исследовательской и проектной учебной деятельности, на мой взгляд, следует считать не столько предметные результаты сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, рост их компетентности в выбранной ими для проекта сферы, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Самое решающее звено этой новации - учитель. Работа над исследованием или проектом позволяет нам
выстроить бесконфликтную

педагогику,

вместе

с

детьми

вновь

и

вновь

пережить

вдохновение

творчества,

превратить

образовательный

процесс

в

результативную

созидательную

деятельность,

способствует профессиональному

и

творческому росту учителя

.
При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Исследовательская и проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации
учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие личности. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.
Проектный

метод
обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследовательский

метод
обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Получается, что исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся; • умение ориентироваться в информационном пространстве; • умение самостоятельно конструировать свои знания; • умение интегрировать знания из различных областей наук; • умение критически мыслить.
Проектная

технология

и

технология

исследовательской

деятельности предполагают:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; • самостоятельную деятельность ученика; • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам, часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности ( особенно последних 8 лет) занимаюсь развитием и воспитанием интеллектуально одаренных и высоко мотивированных учащихся и стараюсь работать не только со школьниками, но и над собой. В процессе работы для меня стали
актуальными следующие вопросы
:  Как развить у ребенка потребность и способность искать новое?  как научить его видеть проблемы?  как научить конструировать гипотезы?  как научить детей задавать вопросы?  как научить наблюдать, экспериментировать?  как научить делать умозаключения и выводы?  как научить классифицировать?  как научить давать определения понятиям? Главный возникающий вопрос в работе с одаренными детьми на уроке: Как учителю сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одаренные дети не скучали?
Правила построения учебного процесса
• Строить учебный процесс, способствующий развитию интереса школьников к исследовательской деятельности, к логической переработке информации. • В исследовательскую, самостоятельную деятельность вовлекать учащихся разного уровня подготовленности, разного возраста. • Учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования. • Применять на учебных занятиях методы и приемы исследовательской деятельности. • Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и предмет исследования в соответствии с потребностями ребенка; организовать обучение в зоне ближайшего развития и на достаточном
уровне трудностей; опираться на субъектный опыт ребенка; учить способам деятельности. • Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет; самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать информацию; использовать моделирование, методы выдвижения гипотез; описание результатов; развивать умение делать выводы и обобщать.
Всякое знание остается мертвым,

если у учащихся не развивается инициатива

и самостоятельность: учащихся нужно

приучать не только к мышлению,

но и к хотению.

Н.А.Умов
Чтобы разнообразить учебные будни, обычно использую различные
формы организации урочных занятий:
- урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок - защита исследовательских мини-проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей; - учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; Для одаренных и мотивированных учащихся специально подбираю и разрабатываю задания повышенного уровня сложности, творческие задания.
Пример

творческого задания по теме «Координатная плоскость», 6

класс.

Задание:
На координатной плоскости изобразить Большую и Малую Медведицу и записать координаты точек. Для выполнения этого задания ребята должны сначала найти картинку Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем выполнить этот рисунок на координатной плоскости.
Пример
творческого задания по теме «Основные свойства степени», 7 класс.

1 + 3 = 4 1 + 3 + 5 = 9 1 + 3 + 5 + 7 = 16 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 = 36 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 = 49 1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13 + 15 = 64
Пример
творческого задания по теме «Квадратный корень из числа», 8 класс.
Задание:
Найдите закономерность в квадрате 8х8 и на основании этой закономерности постройте схему вычисления квадратного корня из числа 36 Заметила, что такие дети не нуждаются в частом поощрении, им н у ж н о б о л ь ш е самостоятельности, да б ы л о б ы з а д а н и е посильным и творческим и приносило бы радость открытия. В о б у ч е н и и интеллектуально од а р е н н ы х у ч а щ и хс я в е д у щ и м и я в л я ю т с я м е т о д ы т в о р ч е с к о г о
1
36 − 1 = 35 35 − 3 = 32 32 − 5 = 27 27 − 7 = 20 20 − 9 = 11 11 − 11 = 0 { ¿ } { ¿ } { ¿ } { ¿ } { ¿ } ¿ {} 6 раз √ 36 = 6
характера: проблемный метод, поисковый, исследовательский, проектный – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования. Для развития исследовательских способностей детей на уроках математики, я использую методический материал, направленный на развитие умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, умений наблюдать и классифицировать, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. В частности
Развитие умений видеть проблемы.
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций: а) учителя; б) одноклассника; в) случайного прохожего.
Развитие умений выдвигать гипотезы
. Задание «Найди возможную причину события»  ученица победила в конкурсе;  ученик не решил задачу;  учитель не доказал теорему или забыл формулу. Ваши действия…; Задание «Самое логичное и нелогичное объяснения» Придумать два самых логичных объяснения следующим событиям:  Катя не подготовила сообщение о математике; Задание станет интереснее, если придумать фантастические и неправдоподобные объяснения:  представьте, что учитель математики забыл таблицу умножения и т.д. Специфика проектно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. Об урочной деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.
Формы

организации

учебно-исследовательской

деятельности

на

внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся; • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно- исследовательской деятельности обучающихся; • ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования.
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. В последнее время организация исследовательской деятельности занимает главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов исследовательской деятельности способствует овладению математической культурой, и, как следствие, повышению уровня математического развития учащихся. Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна. Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели Специалист - компетентен в нескольких (не во всех!) областях Консультант - может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам Руководитель - может четко спланировать и реализовать проект «Человек, который задает вопросы» - организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь Координатор - поддерживает групповой процесс решения проблем Эксперт - дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка – свои, а у учителя – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша. Первое, в чем надо убедить ребенка: ставь задачу и иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться. Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое обычное: «Все правильно» или «Надо бы еще подумать». В творческих проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее, учителю
необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение. Самое сложное для учителя в ходе исследования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы. Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать интерес к себе, к тому делу, которым он занят со стороны учителя. Учителю необходимо каждый урок показывать своим ученикам, что они неповторимая личность, имеющая право на ошибку, собственное мнение и способность к саморазвитию. Даже неудачно выполненный проект или исследование также имеет большое положительное педагогическое значение. Таким образом, использование исследовательской и проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи исследования или проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Эти методы позволяют интегрировать

различные

виды

деятельности,

делая

процесс

обучения

более

увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным; дают

педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной

деятельности.

Они

активно

влияют

на

интеллектуальную

и

эмоционально-ценностную сферы детей.
Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Стержнем этой интеграции является системно- деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной и старшей школе. Безусловно, вся эта деятельность – слишком большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная: - удовольствие от работы с мотивированными учениками; - радость новых открытий и достижений.
Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников!

Вас ждет успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему

предмету!

Используемая литература 1. Романовская. М. Б. Метод проектов в образовательном процессе / Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. - N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141 2. Худин, А. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124


В раздел образования