Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время
Автор: Волкович Лариса Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "Ныробская СОШ им.Флоренко" Населённый пункт: п.Ныроб, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время Раздел: полное образование
Основную мысль современного образования отражает известная
китайская мудрость:
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей,
реализацию
их
потенциальных
возможностей,
является
одной
из
приоритетных задач современного общества. В настоящее время нужны люди
оригинально мыслящие, самостоятельные, умеющие принять инициативные
решения.
Мы
понимаем,
вчера
нужен
был
исполнитель,
а
сегодня
–
творческая
личность
с
активной
жизненной
позицией.
Чтобы
воспитать
такую
личность
нам
(учителям-предметникам)
необходимо
искать
нестандартные пути.
Цель
свой
деятельности
в
этом
направлении
в
качестве
учителя-
предметника вижу в том, чтобы проработать вопросы организации работы с
одаренными детьми на всех этапах обучения математике с целью создания
эффективной системы деятельности.
Ведущее место среди методов новой школы принадлежит сегодня
исследовательскому методу и методу проектов. В их основу положена идея о
направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат,
который
получается
при
решении
той
или
иной
практической
или
теоретически
значимой
проблемы,
обеспеченности
совме стного
планирования
деятельности
учителя
и
обучающегося.
Итогом
исследовательской и проектной учебной деятельности, на мой взгляд, следует
считать
не
столько
предметные
результаты сколько
интеллектуальное,
личностное развитие учеников, рост их компетентности в выбранной ими для
проекта
сферы,
формирование
умения
сотрудничать
в
коллективе
и
самостоятельно работать.
Самое решающее звено этой новации - учитель. Работа над
исследованием
или проектом
позволяет
нам выстроить бесконфликтную
педагогику,
вместе
с
детьми
вновь
и
вновь
пережить
вдохновение
творчества,
превратить
образовательный
процесс
в
результативную
созидательную
деятельность,
способствует профессиональному
и
творческому росту учителя
.
При этом, конечно, изменяется роль учителя –
из
простого
транслятора
знаний
он
становится
действительным
организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к
реальному
сотрудничеству
в
ходе
овладения
знаниями.
Творческий,
нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению
мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль
учителя
заключается
в
постоянной
консультативной
помощи.
Исследовательская
и
проектная
деятельность
позволяет
учителю
осуществлять
более
индивидуальный
подход
к
ребенку.
Меняется
и
психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации
учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса,
наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности
учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. В определенном смысле
учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится
педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир
во всем его единстве, красоте, многообразии.
Актуальность
использования
исследовательской
и
проектной
деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и
многофункциональной
направленностью,
а
также
возможностью
интегрирования
в
целостный
образовательный
процесс,
в
ходе
которого
наряду
с
овладением
учащимися
системными
базовыми
знаниями
и
ключевыми компетенциями происходит разностороннее развитие личности.
Одним
из
путей
повышения
мотивации
и
эффективности
учебной
деятельности
в
основной
школе
является
включение
учащихся
в
исследовательскую
и
проектную
деятельность.
Исследовательская
и
проектная
деятельность
открывает
новые
возможности
для
создания
интереса
подростка
как
к
индивидуальному
творчеству,
так
и
к
коллективному.
Важной
особенностью
реализации
исследовательских
и
проектных
работ
является
необходимость
владения
школьниками
компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы
воображения — непременной основы творчества.
Проектный
метод
обучения
предполагает
процесс
разработки
и
создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного
объекта или состояния).
Исследовательский
метод
обучения
предполагает
организацию
процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования
от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания
какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один
из видов познавательной деятельности.
Получается,
что
исследование
-
это
в
большей
степени
научная
деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность.
Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• умение интегрировать знания из различных областей наук;
• умение критически мыслить.
Проектная
технология
и
технология
исследовательской
деятельности предполагают:
• наличие
проблемы,
требующей
интегрированных
знаний
и
исследовательского поиска ее решения;
• практическую,
теоретическую,
познавательную
значимость
предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование
содержательной
части
проекта
с
указанием
поэтапных результатов;
• использование
исследовательских
методов,
то
есть
определение
проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов
исследования,
сбор
информации,
оформление
конечных
результатов,
презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Таким образом, оба метода близки по целям, задачам, методам, формам,
часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности
( особенно последних 8 лет) занимаюсь развитием и воспитанием
интеллектуально одаренных и высоко мотивированных учащихся и стараюсь
работать не только со школьниками, но и над собой.
В процессе работы для меня стали актуальными следующие вопросы :
Как развить у ребенка потребность и способность искать новое?
как научить его видеть проблемы?
как научить конструировать гипотезы?
как научить детей задавать вопросы?
как научить наблюдать, экспериментировать?
как научить делать умозаключения и выводы?
как научить классифицировать?
как научить давать определения понятиям?
Главный возникающий вопрос в работе с одаренными детьми на уроке:
Как учителю сделать каждый урок продуктивным и максимально
эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы
одаренные дети не скучали?
Правила построения учебного процесса
•
Строить учебный процесс, способствующий развитию интереса
школьников к исследовательской деятельности, к логической
переработке информации.
•
В исследовательскую, самостоятельную деятельность вовлекать
учащихся разного уровня подготовленности, разного возраста.
•
Учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата,
темп реализации программы исследования.
•
Применять на учебных занятиях методы и приемы исследовательской
деятельности.
•
Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и
предмет исследования в соответствии с потребностями ребенка;
организовать обучение в зоне ближайшего развития и на достаточном
уровне трудностей; опираться на субъектный опыт ребенка; учить
способам деятельности.
•
Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет;
самостоятельно работать с литературой; анализировать и
систематизировать информацию; использовать моделирование, методы
выдвижения гипотез; описание результатов; развивать умение делать
выводы и обобщать.
Всякое знание остается мертвым,
если у учащихся не развивается инициатива
и самостоятельность: учащихся нужно
приучать не только к мышлению,
но и к хотению.
Н.А.Умов
Чтобы разнообразить учебные будни, обычно использую различные
формы организации урочных занятий:
-
урок-исследование,
урок-лаборатория,
урок
-
творческий
отчёт,
урок
-
защита исследовательских мини-проектов, урок-экспертиза, урок открытых
мыслей;
-
учебный
эксперимент,
который
позволяет
организовать
освоение
таких
элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение
эксперимента, обработка и анализ его результатов;
Для одаренных и мотивированных учащихся специально подбираю и
разрабатываю задания повышенного уровня сложности, творческие задания.
Пример
творческого задания по теме «Координатная плоскость», 6
класс.
Задание: На координатной плоскости изобразить Большую и Малую
Медведицу и записать координаты точек.
Для выполнения этого задания ребята должны сначала найти картинку
Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем
выполнить этот рисунок на координатной плоскости.
Пример творческого задания по теме «Основные свойства степени», 7
класс.
1 + 3 = 4
1 + 3 + 5 = 9
1 + 3 + 5 + 7 = 16
1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25
1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 = 36
1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13
= 49
1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 + 13
+ 15 = 64
Пример творческого задания по теме «Квадратный корень из числа», 8
класс.
Задание: Найдите закономерность в квадрате 8х8 и на основании этой
закономерности постройте схему вычисления квадратного корня из числа 36
Заметила, что такие
дети
не
нуждаются
в
частом
поощрении,
им
н у ж н о
б о л ь ш е
самостоятельности,
да
б ы л о
б ы
з а д а н и е
посильным
и
творческим
и
приносило
бы
радость
открытия.
В
о б у ч е н и и
интеллектуально
од а р е н н ы х
у ч а щ и хс я
в е д у щ и м и
я в л я ю т с я
м е т о д ы
т в о р ч е с к о г о
1
36
−
1
=
35
35
−
3
=
32
32
−
5
=
27
27
−
7
=
20
20
−
9
=
11
11
−
11
=
0
{
¿
} {
¿
} {
¿
} {
¿
} {
¿
}
¿ {}
6 раз
√
36
=
6
характера: проблемный метод, поисковый, исследовательский, проектный – в
сочетании
с
методами
самостоятельной,
индивидуальной
и
групповой
работы,
которые
основаны
на
идеях
личностно-ориентированного
образования.
Для
развития
исследовательских
способностей
детей
на
уроках
математики, я использую методический материал, направленный на развитие
умений
видеть
проблему,
выдвигать
гипотезы,
задавать
вопросы,
давать
определения понятиям, умений наблюдать и классифицировать, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы.
В частности
Развитие умений видеть проблемы.
Продолжите рассказ, оценив эту ситуацию с позиций:
а) учителя;
б) одноклассника;
в) случайного прохожего.
Развитие умений выдвигать гипотезы .
Задание «Найди возможную причину события»
ученица победила в конкурсе;
ученик не решил задачу;
учитель не доказал теорему или забыл формулу. Ваши действия…;
Задание «Самое логичное и нелогичное объяснения»
Придумать два самых логичных объяснения следующим событиям:
Катя не подготовила сообщение о математике;
Задание
станет
интереснее,
если
придумать
фантастические
и
неправдоподобные объяснения:
представьте, что учитель математики забыл таблицу умножения и т.д.
Специфика
проектно-исследовательской
деятельности
определяет
многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных
занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные
формы. Об урочной деятельности я уже говорила, теперь – о внеурочной.
Формы
организации
учебно-исследовательской
деятельности
на
внеурочных занятиях могут быть следующими:
•
исследовательская практика обучающихся;
•
факультативные
занятия,
предполагающие
углублённое
изучение
предмета,
дают
большие
возможности
для
реализации
на
них
учебно-
исследовательской деятельности обучающихся;
•
ученическое
научно-исследовательское
общество
—
форма
внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными
исследованиями,
коллективное
обсуждение
промежуточных
и
итоговых
результатов этой работы, организацию интеллектуальных игр, публичных
защит,
конференций
и
др.,
а
также
встречи
с
представителями
науки
и
образования, экскурсии в учреждения науки и образования.
•
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том
числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в
рамках данных мероприятий.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует
считать
не
столько
предметные
результаты,
сколько
интеллектуальное,
личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для
исследования
или
проекта
сфере,
формирование
умения
сотрудничать
в
коллективе
и
самостоятельно
работать,
уяснение
сущности
творческой
исследовательской
и
проектной
работы,
которая
рассматривается
как
показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
В последнее время организация исследовательской деятельности занимает
главенствующее место в процессе познания. Формирование элементов
исследовательской деятельности способствует овладению математической
культурой, и, как следствие, повышению уровня математического развития
учащихся.
Какую же роль предстоит прожить учителю в ходе руководства
проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя
различна.
Энтузиаст
- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и
направляя их в направлении достижения цели
Специалист
- компетентен в нескольких (не во всех!) областях
Консультант
- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к
другим специалистам
Руководитель
- может четко спланировать и реализовать проект
«Человек, который задает
вопросы»
- организует обсуждение способов преодоления
возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную
связь
Координатор
- поддерживает групповой процесс решения проблем
Эксперт
- дает четкий анализ результатов как выполненного проекта
в целом, так и отдельных его этапов
Учитель и ученик, мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из
нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка
– свои, а у учителя – свои), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем
до победного финиша. Первое, в чем надо убедить ребенка: ставь задачу и
иди, не бойся. Потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.
Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая
шаг за шагом. При этом не обязательно оценивать деятельность учащихся
отметками, можно использовать разнообразные формы поощрения, включая
самое обычное: «Все правильно» или «Надо бы еще подумать». В творческих
проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее, учителю
необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя прийти на помощь, если она
потребуется. Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а
не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на
учение.
Самое
сложное
для
учителя
в
ходе
исследования
–
это
роль
независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если
педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе
консультаций
только
отвечать
на
возникающие
у
школьника
вопросы.
Возможно
проведение
семинара-консультации
для
коллективного
и
обобщенного
рассмотрения
проблемы,
возникающей
у
значительного
количества школьников.
Такое сопровождение позволяет учитывать интересы каждого из
учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать
на их конкретные запросы. Ученик должен ежедневно, ежечасно чувствовать
интерес к себе, к тому делу, которым он занят со стороны учителя. Учителю
необходимо каждый урок показывать своим ученикам, что они неповторимая
личность, имеющая право на ошибку, собственное мнение и способность к
саморазвитию. Даже неудачно выполненный проект или исследование также
имеет большое положительное педагогическое значение.
Таким образом, использование исследовательской и проектной
деятельности
в
обучении
в
современной
школе
становится
все
более
актуальным. И не случайно, ведь при помощи исследования или проекта
можно
реализовать
все
воспитательные,
образовательные
и
развивающие
задачи, стоящие перед учителем. Эти методы позволяют интегрировать
различные
виды
деятельности,
делая
процесс
обучения
более
увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным; дают
педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной
деятельности.
Они
активно
влияют
на
интеллектуальную
и
эмоционально-ценностную сферы детей.
Многообразие форм проектно-исследовательской деятельности
позволяет
обеспечить
подлинную
интеграцию
урочной
и
внеурочной
деятельности обучающихся. Стержнем этой интеграции является системно-
деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса
в основной и старшей школе.
Безусловно, вся эта деятельность – слишком большая дополнительная
нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная:
- удовольствие от работы с мотивированными учениками;
- радость новых открытий и достижений.
Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников!
Вас ждет успех, признание и любовь. И к вам, и, конечно, к вашему
предмету!
Используемая литература
1.
Романовская.
М.
Б.
Метод
проектов
в
образовательном
процессе
/
Романовская М. Б. // Завуч: управление современной школой. - 2007. -
N 1. - С. 118-143; N 3. - С. 121-141
2.
Худин,
А.
Н.
Проектная
и
исследовательская
деятельность
в
профильном обучении / Худин А. Н. // Завуч. - 2006. - N 6. - С. 116-124