Игра на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5- 8 классов"
Автор: Колесова Евгения Андреевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа № 1 имени А.М.Горького" Населённый пункт: город Фролово Наименование материала: Статья Тема: Игра на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5- 8 классов" Раздел: среднее образование
Игра на уроках русского языка как средство развития познавательного
интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5- 8
классов
Использование игровой деятельности на уроках русского языка помогает
вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания,
отсюда развивается познавательный интерес к предмету. Игра на уроках
русского языка позволяет обогатить словарный запас, расширить кругозор
учащихся.
Передо мной стоит конкретная задача – развивать умственные способности
учащихся,
учить
их
мыслить,
постоянно
создавать
в
учебном
процессе
ситуации, требующие повышенных умственных усилий. В решении этой задачи
большую
помощь мне
оказывает
на
уроках
использование
игровой
деятельности в сочетании с другими методами обучения.
Целесообразность использования игр на различных этапах урока различна.
При усвоении новых знаний возможности игровой
деятельности уступают
более
традиционным
формам
обучения.
Поэтому
их
чаще
применяю
при
проверке
результатов
обучения,
выработке
навыков
и
умений. На уроках я
придерживаюсь определенных принципов организации игры ( слайд 2):
-отсутствие принуждения любой формы
-принцип развития игровой динамики;
-принцип поддержания игровой атмосферы
-принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
-принципы перехода от простейших игр к сложным
Мною используются следующие виды игровой деятельности:
1 . Игры-упражнения. (слайд 3,4 ) Они совершенствуют познавательные
способности
учащихся,
способствуют
закреплению
учебного
материала,
развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений:
кроссворды (слайд 5), которые особенно актуальны при изучении темы «Звуки
и буквы», «Части речи», однако иногда они бывают полезны и для выработки у
школьников орфографической зоркости, навыка правописания;
ребусы (слайд
6).
Яркие
и
аккуратно
оформленные,
они
вызывают
интерес
у
детей,
активизируют
их
внимание,
помогают
запоминать
сложный
материал.
изографы, викторины( слайд 7),
мегаграммы,
анаграммы (слайд 8),
В виде
шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав шараду, вы узнаете,
что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» .
2 . Игры-путешествия .
(слайд 9)Эти игры способствуют осмыслению и
закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может
быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания
гипотез.
3. Игры-соревнования . (слайд 10)Для организации такой работы чаще всего
использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление
подростков
к
общению,
страх
перед
изоляцией.
В
результате
совместных
усилий учебные достижения каждого обучающегося заметно улучшаются.
При проведении игры
вовлекаю
всех
детей,
настараюсь
найти
способ
подбодрить
недостаточно
активных,
при
необходимости
помогаю
и
поддерживаю.
Объединяя
две
формы
деятельности
–
игру
и
обучение,
я
сохраняю самостоятельный характер игры, ту радость и то удовлетворение,
которые
она
дает
ребятам,
и
одновременно
добиваюсь,
чтобы
у
детей
формировались запланированные знания, умения и навыки и осуществлялись
качественные сдвиги в развитии познавательных способностей, двигательной
активности,
нравственном
становлении
личности. Как показывает практика,
уроки
русского
языка
вызывают
особые
затруднения
у
детей,
поэтому
максимально
привлекаю
детей
к
речевой
деятельности,
позволяю
самим
познать новое с помощью игры.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья игровые моменты
имеют
особенно
важное
значение:
они
повышают
интерес,
делают
более
конкретным, наглядным, мотивированным и действенным учебное занятие.
В средней ступени
я использую сюжетно - ролевую игру: (слайд 11) с
героико - патриотическими сюжетами (слайд 12), с бытовыми сюжетами (слайд
13).
Используем
сюжеты
из
жизни
детей
(слайд
14),
пространственно-
ориентационные
задания
(слайд
15). Например,
хорошо
проходят
игры
следующего типа:
- Сядут те ученики, у которых в середине имени есть звук А, Е.
_ Сядет тот, кто подберет прилагательное: (городской) автобус, (полный)
троллейбус, (зеленый) грузовик, (красивая) машина, (веселый) трамвай и т.д.
- Подберет глагол к слову: ученик, кошка, машина (едет, мчится, пишет, идет
обгоняет, мяукает и т.д)
Наиболее
часто
такие
упражнения
использую
на
этапе
урока
«организационный момент». Этими упражнениями сразу включаю учащихся в
активную познавательную деятельность и создаю мотивационную обстановку
на уроке.
Использую
игровую
деятельность
и
при
подготовке
к
написанию
сочинения. Работа с карточками, подбор предложений по картинке, составление
вопросов, четверостиший на заданную тему. Развития грамотности на уроках
русского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья — процесс
сложный. Именно игровая деятельность способствует преодолению различных
трудностей, которые возникают в процессе обучения детей .
Применяя в течение нескольких лет в своей практике нетрадиционные формы
ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают
эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя
и ученика.
В результате совместных усилий учебные достижения каждого
обучающегося заметно улучшаются.
Например в 6 классе улучшилось
качество знаний, повысился интерес к предмету у ряда учащихся. В 7 классе
заметны в улучшение на уроках развития речи. В 8 классе наблюдается
улучшение уровня подготовки домашнего задания, повышение внимания на
определенных темах. Таким образом, работа на уроках русского языка в в
классах с детьми с ограниченными возможностями здоровья характеризуется
большой спецификой. Спасибо за внимание (слайд 18)