Напоминание

Реализация модели педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных организациях: системные подходы


Автор: Минакова Ольга Петровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Журавушка" - "Росинка"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Реализация модели педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных организациях: системные подходы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Реализация модели педагогической поддержки развития часто

болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных

образовательных организациях: системные подходы
Минакова О. П. МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Журавушка»-«Росинка», старший воспитатель
Аннотация:
В статье раскрываются задачи сохранения здоровья часто болеющих детей. Описаны особенности часто болеющих детей, указываются основные компоненты реализации развития часто болеющих детей 7-го года жизни. Представлены принципы и методы педагогической поддержки часто болеющих детей.
Ключевые слова:
Сохранение здоровья детей; определение здоровья; часто болеющий ребёнок; проблемы часто болеющих детей; психолого- педагогическая поддержка; межличностное взаимодействие; консолидация; депривация. Сохранение здоровья детей – одна из основных проблем в деятельности современных образовательных организаций. Задача педагогов дошкольных образовательных организаций – полноценно подготовить дошкольника к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Существует более 300 определений «здоровья». Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:  как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;  как совокупно сть физиче ских и духовных с п о с о б н о с т е й (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;  как целостное многомерное динамическое состояние в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее человеку в
различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается физическое и психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья. Часто болеющие дети – феномен специфически возрастной. Данную категорию составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными распираторными заболеваниями более четырёх раз в году. Высокий уровень заболеваемости и, как следствие, рост числа часто болеющих детей являются важной медико-социальной и психолого- педагогической проблемой в системе охраны здоровья ребёнка. Современные исследования определяют ситуацию развития часто болеющего ребёнка как качественно иную по сравнению с ситуацией развития здорового ребёнка. Именно поэтому проблема изучения факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на процесс развития ребёнка в ситуации болезни, заслуживает углубленного, детального и системного подхода. Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико- физиологические аспекты проблемы развития часто болеющего ребёнка. Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной педагогической помощи этой категории детей (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, И.Э. Куликовская). Такая необходимость связана, по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминания об острых и хронических психотравмирующих ситуациях. Для них характерно преобладание позиции «малоценности», ущербности, непосредственно-чувственное отношение к себе (М.Н. Ливанова, В.В. Николаева), приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе,
страх, гнев и чувство вины (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко). Кроме того, ярко выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения (В.Н. Касаткина, А.Г. Румянцев). У больного ребёнка формируется негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности, изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности – инфантилизму (М.Н. Ливанова). Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды и взаимодействие с другими людьми (В.А. Ковалевский). Кроме того, существуют специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребёнка, такие как: ограниченность круга общения, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов). Сложившаяся ситуация ставит перед педагогом целый ряд задач, разрешение которых зависит от психолого- педагогических факторов организации образовательной среды развития часто болеющего воспитанника. Реализация модели педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольной образовательной организации предполагает консолидацию всех усилий дошкольника, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья. Модель педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных организациях включает основные компоненты: целевой, содержательный, технологический и результативный. Разработка модели основывалась на такой психологической особенности, как опыт депривационного синдрома, представляющий собой комплекс проблем, возникающих у детей старшего дошкольного возраста вследствие частых заболеваний. «Я-концепция» таких детей складывается из болезненных
переживаний, негативных эмоций, низкой самооценки, что обусловливает возникновение чувства неполноценности, неуверенности и дезаптации. Выявленная проблема позволила сформулировать
цель:
педагогическая поддержка развития часто болеющего ребёнка. Такой приоритет обусловлен значимостью педагогической поддержки, её влиянием на возникновение ценности здоровья, обуславливающей изменение также в когнитивном эмоционально-чувственном, духовно-нравственном развитии ребёнка. Принципами педагогической поддержки часто болеющих детей выступили:  уважение интересов и потребностей часто болеющего ребёнка, обеспечивающего свободу суждений, творческое самовыражение;  признание и принятие часто болеющего ребёнка как равноправной и свободной личности, независимо от особенностей его развития;  активности и деятельности, позволяющая часто болеющему ребёнку проявлять познавательные интересы, волевые качества, эмоции, чувства, способы общения;  учёт индивидуальных особенностей часто болеющих детей в оказании педагогической поддержки развития. Содержательный компонент педагогической поддержки развития часто болеющих детей представлен парциальной программой «Педагогическая поддержка часто болеющего ребёнка». Данная программа включает в себя следующие разделы: «Мой организм: здоровье и болезнь», «Моё отношение к здоровью», «Здоровье – ценность моей жизни». Содержание педагогической поддержки часто болеющего ребёнка включает в себя формирование у него представлений о ценности здоровья; способах его сохранения; позитивного отношения к здоровьесбережению. Действующая в дошкольной организации комплексная образовательная программа («Детство», «Развитие», «От рождения – до школы», «Радуга» и т. д.) дополняется содержание разработанной в исследовании парциальной программой педагогической поддержки часто болеющих детей.
Методы педагогической поддержки часто болеющих детей представлены двумя видами: - педагогической поддержки физического здоровья часто болеющего ребёнка метод оптимального режима жизни, метод рационального закаливания, метод общеукрепляющий и лечебной физкультуры, метод ароматерапии, метод фитотерапии, метод витоминнотерапии, метод рекреации. - педагогической поддержки психологического здоровья часто болеющего ребёнка, метод угашения отрицательных переживаний, метод поддержки навыков общения, метод интерактивного вещания, метод поддержки гармонических отношений в семье, метод поощрения и похвалы, метод интерпресации сказочных текстов, метод рефлексии. Внедрение в дошкольной образовательной организации представленной модели педагогической поддержки часто болеющих детей позволяет воспитать уверенного в своих возможностях социокультурно- адаптированного ребёнка даёт возможность ощутить дошкольнику состояние защищённости от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Используемая литература:

1.
Альбицкий, В.Ю. Образ жизни и состояние здоровья детей дошкольного возраста // Здравоохранение Российской Федерации [Текст] / В.Ю. Альбицкий // М.: - 1985. - №12, с.1-15;
2.
Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.В. Анохина. Новые ценности образования. – 1996. №6. – 24 с.
3.
Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования. Доклад на августовской конференции работников образования [Текст] / Е.В. Бондаревская – Ростов-на-Дону. 2002. – 23с.

4.
Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] / В.Н. Введенский – Педагогика. – 2003. - №10. – 51- 55с.
5.
Гавалов, С.М. Часто и длительно болеющие дети [Текст] / С.М. Гавалов: изд-во Новосибирского университета, 1993 – 283 с.
6.
Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д.Н. Исаев – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
7.
Куликовская, И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального ведения картины мира у старших дошкольников. [Текст]: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01. / И.Э. Куликовская. – Ростов-на-Дону. 1998. – 213 с.


В раздел образования