Реализация модели педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных организациях: системные подходы
Автор: Минакова Ольга Петровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Журавушка" - "Росинка" Населённый пункт: город Калуга Наименование материала: статья Тема: Реализация модели педагогической поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных образовательных организациях: системные подходы Раздел: дошкольное образование
Реализация модели педагогической поддержки развития часто
болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных
образовательных организациях: системные подходы
Минакова О. П.
МБДОУ «Детство» «ЦРР» г. Калуги
НСП «Журавушка»-«Росинка», старший воспитатель
Аннотация: В статье раскрываются задачи сохранения здоровья часто
болеющих детей. Описаны особенности часто болеющих детей, указываются
основные компоненты реализации развития часто болеющих детей 7-го года
жизни. Представлены принципы и методы педагогической поддержки часто
болеющих детей.
Ключевые слова: Сохранение здоровья детей; определение здоровья;
часто болеющий ребёнок; проблемы часто болеющих детей; психолого-
педагогическая поддержка; межличностное взаимодействие; консолидация;
депривация.
Сохранение здоровья детей – одна из основных проблем в деятельности
современных образовательных организаций. Задача педагогов дошкольных
образовательных
организаций
–
полноценно
подготовить
дошкольника
к
самостоятельной
жизни,
создав
все
предпосылки
для
того,
чтобы
она
сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Существует более 300
определений «здоровья». Выделим основные группы, в которых здоровье
определяется:
как
состояние
полного
физического,
психического
и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие
болезней
или
физических
дефектов;
как
совокупно сть
физиче ских
и
духовных
с п о с о б н о с т е й
(жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;
как
целостное
многомерное
динамическое
состояние
в
процессе
реализации
генетического
потенциала
в
условиях
конкретной
социальной
и
экономической
среды,
позволяющее
человеку
в
различной
степени
осуществлять
его
биологические
и
социальные
функции.
Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении
упоминается физическое и психологическое (духовное) здоровье личности в
качестве важного звена в понимании здоровья.
Часто
болеющие
дети
–
феномен
специфически
возрастной.
Данную
категорию
составляют
преимущественно
дети
дошкольного
возраста,
которые болеют различными распираторными заболеваниями более четырёх
раз в году. Высокий уровень заболеваемости и, как следствие, рост числа
часто болеющих детей являются важной медико-социальной и психолого-
педагогической проблемой в системе охраны здоровья ребёнка. Современные
исследования определяют ситуацию развития часто болеющего ребёнка как
качественно иную по сравнению с ситуацией развития здорового ребёнка.
Именно
поэтому
проблема
изучения
факторов,
оказывающих
как
положительное, так и отрицательное влияние на процесс развития ребёнка в
ситуации
болезни,
заслуживает
углубленного,
детального
и
системного
подхода.
Имеющиеся
в
литературе
данные
освещают,
в
основном,
медико-
физиологические
аспекты
проблемы
развития
часто
болеющего
ребёнка.
Сведений,
касающихся
психолого-педагогических
вопросов,
крайне
мало,
несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную
эффективность
традиционных
оздоровительных
и
общеукрепляющих
мероприятий
и
ставится
вопрос
о
необходимости
профессиональной
педагогической
помощи
этой
категории
детей
(В.Ю.
Альбицкий,
А.А.
Баранов,
И.Э.
Куликовская).
Такая
необходимость
связана,
по
мнению
медиков,
с
наличием
в
анамнезе
у
большинства
часто
болеющих
детей
упоминания об острых и хронических психотравмирующих ситуациях. Для
них
характерно
преобладание
позиции
«малоценности»,
ущербности,
непосредственно-чувственное
отношение
к
себе
(М.Н.
Ливанова,
В.В.
Николаева),
приписывание
себе
отрицательных
эмоций,
таких,
как
горе,
страх, гнев и чувство вины (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко). Кроме того, ярко
выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения
(В.Н.
Касаткина,
А.Г.
Румянцев).
У
больного
ребёнка
формируется
негативное представление о собственной личности, отмечается неустойчивая
оценка
болезни,
нарастание
пессимизма
и
депрессивности,
изменяется
иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной
ситуации развития приводит к задержке развития личности – инфантилизму
(М.Н. Ливанова).
Основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на
предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий, в то время
как
у
их
здоровых
сверстников
преобладают
желания,
направленные
на
преобразование окружающей среды и взаимодействие с другими людьми
(В.А. Ковалевский). Кроме того, существуют специфические особенности
межличностного взаимодействия и деятельности часто болеющего ребёнка,
такие
как:
ограниченность
круга
общения,
объективная
зависимость
от
взрослых
(родителей,
педагогов).
Сложившаяся
ситуация
ставит
перед
педагогом
целый
ряд
задач,
разрешение
которых
зависит
от
психолого-
педагогических факторов организации образовательной среды развития часто
болеющего воспитанника.
Реализация модели педагогической поддержки развития часто болеющих
детей
7-го
года
жизни
в
дошкольной
образовательной
организации
предполагает
консолидацию
всех
усилий
дошкольника,
нацеленных
на
сохранение, формирование и укрепление здоровья. Модель педагогической
поддержки развития часто болеющих детей 7-го года жизни в дошкольных
образовательных
организациях
включает
основные
компоненты:
целевой,
содержательный,
технологический
и
результативный.
Разработка
модели
основывалась
на
такой
психологической
особенности,
как
опыт
депривационного
синдрома,
представляющий
собой
комплекс
проблем,
возникающих у детей старшего дошкольного возраста вследствие частых
заболеваний.
«Я-концепция»
таких
детей
складывается
из
болезненных
переживаний, негативных эмоций, низкой самооценки, что обусловливает
возникновение
чувства
неполноценности,
неуверенности
и
дезаптации.
Выявленная
проблема
позволила
сформулировать цель:
педагогическая
поддержка развития часто болеющего ребёнка. Такой приоритет обусловлен
значимостью
педагогической
поддержки,
её
влиянием
на
возникновение
ценности
здоровья,
обуславливающей
изменение
также
в
когнитивном
эмоционально-чувственном, духовно-нравственном развитии ребёнка.
Принципами
педагогической
поддержки
часто
болеющих
детей
выступили:
уважение
интересов
и
потребностей
часто
болеющего
ребёнка,
обеспечивающего свободу суждений, творческое самовыражение;
признание и принятие часто болеющего ребёнка как равноправной и
свободной личности, независимо от особенностей его развития;
активности и деятельности, позволяющая часто болеющему ребёнку
проявлять
познавательные
интересы,
волевые
качества,
эмоции,
чувства, способы общения;
учёт
индивидуальных
особенностей
часто
болеющих
детей
в
оказании педагогической поддержки развития.
Содержательный компонент педагогической поддержки развития часто
болеющих
детей
представлен
парциальной
программой
«Педагогическая
поддержка часто болеющего ребёнка». Данная программа включает в себя
следующие разделы: «Мой организм: здоровье и болезнь», «Моё отношение к
здоровью», «Здоровье – ценность моей жизни». Содержание педагогической
поддержки часто болеющего ребёнка включает в себя формирование у него
представлений о ценности здоровья; способах его сохранения; позитивного
отношения к здоровьесбережению. Действующая в дошкольной организации
комплексная
образовательная
программа
(«Детство»,
«Развитие»,
«От
рождения
–
до
школы»,
«Радуга»
и
т.
д.)
дополняется
содержание
разработанной
в
исследовании
парциальной
программой
педагогической
поддержки часто болеющих детей.
Методы
педагогической
поддержки
часто
болеющих
детей
представлены двумя видами:
-
педагогической
поддержки
физического
здоровья
часто
болеющего
ребёнка
метод
оптимального
режима
жизни,
метод
рационального
закаливания,
метод
общеукрепляющий
и
лечебной
физкультуры,
метод
ароматерапии,
метод
фитотерапии,
метод
витоминнотерапии,
метод
рекреации.
- педагогической поддержки психологического здоровья часто болеющего
ребёнка,
метод
угашения
отрицательных
переживаний,
метод
поддержки
навыков
общения,
метод
интерактивного
вещания,
метод
поддержки
гармонических
отношений
в
семье,
метод
поощрения
и
похвалы,
метод
интерпресации сказочных текстов, метод рефлексии.
Внедрение в дошкольной образовательной организации представленной
модели
педагогической
поддержки
часто
болеющих
детей
позволяет
воспитать
уверенного
в
своих
возможностях
социокультурно-
адаптированного ребёнка даёт возможность ощутить дошкольнику состояние
защищённости
от
угроз
его
достоинству,
душевному
благополучию,
позитивному мировосприятию и самоотношению.
Используемая литература:
1.
Альбицкий, В.Ю. Образ жизни и состояние здоровья детей
дошкольного возраста // Здравоохранение Российской Федерации
[Текст] / В.Ю. Альбицкий // М.: - 1985. - №12, с.1-15;
2.
Анохина, Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования [Текст] / Т.В. Анохина. Новые ценности образования. –
1996. №6. – 24 с.
3.
Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной
путь модернизации образования. Доклад на августовской конференции
работников образования [Текст] / Е.В. Бондаревская – Ростов-на-Дону.
2002. – 23с.
4.
Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности
педагога [Текст] / В.Н. Введенский – Педагогика. – 2003. - №10. – 51-
55с.
5.
Гавалов, С.М. Часто и длительно болеющие дети [Текст] / С.М.
Гавалов: изд-во Новосибирского университета, 1993 – 283 с.
6.
Исаев, Д.Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д.Н.
Исаев – СПб.: Питер, 2000. – 512с.
7.
Куликовская, И.Э. Педагогические условия формирования основ
категориального ведения картины мира у старших дошкольников.
[Текст]: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01. / И.Э.
Куликовская. – Ростов-на-Дону. 1998. – 213 с.