Автор: Райфигестр Анна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ Д/сад "Огонек" Населённый пункт: р.п. Линево Новосибирская область Наименование материала: Статья Тема: Приобщение детей к здоровому образу жизни Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к здоровому образу жизни
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть
сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как
к общественной ценности. Известно, что здоровье и безопасность
жизнедеятельности человека в большей степени зависит от него
самого. Люди часто теряют здоровье и гибнут не только в
результате аварий и катастроф, но и в быту, на отдыхе и на природе.
Нельзя в связи с этим не согласиться с И.К. Топорковым, что «…чаще
всего мы сами виноваты в своих несчастьях – по тем или иным
причинам чего- то не учли, не предусмотрели или …нарушили
правила, пренебрегли средствами защиты»
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а
также состояние его здоровья во многом определяется моделью
поведения, формируемой в детстве.
Проблема сохранения жизни и здоровья детей сегодня стала
приковывать к себе пристальное внимание общественности,
педагогов и родителей, считающих возможным изменить ситуацию
в лучшую сторону. Закладывать основы здорового образа жизни
наиболее оптимально в дошкольном возрасте. Задача дошкольного
воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для
наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и
способностей, в организации педагогического процесса,
сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное
отношение к здоровью.
Основные цели и задачи работы по формированию основ
здорового образа жизни дошкольников:
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, используя
доступные способы закаливания и оздоровления
Задачи: * прививать необходимые культурно-гигиенические
навыки;
*Формировать представления о собственном теле, способах
ухода за ним;
1
*Развивать двигательную активность детей, потребность в
оздоровительных и закаливающих процедурах
*Определить отношение родителей к системе оздоровления,
привлечь их к непосредственному участию
Используя рекомендации ведущих ученых, работающих в области
здоровьесбережения, а так же благодаря внедрению авторской
методической разработки Л.Кротовой, Е.Бохорского «Здоровячок»
мы постарались создать в группе все условия для организации
двигательной деятельности детей, как организованной, так и
самостоятельной, а также отвечающей возрастным,
индивидуальным особенностям детей.
Физкультурный уголок, оснащенный нетрадиционным
физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным
совместно с родителями (кольца с лентами, нестандартные
дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия,
«конфетки», «кочки», мячи и т.д.) пользуется большим спросом у
наших воспитанников, так как они могут в самостоятельной
деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи
организовывать игры различной подвижности.
Нами подобраны и разработаны комплексы дыхательной
гимнастики, динамических пауз, релаксации, пальчиковой
гимнастики.
В своей работе я использую такие формы оздоровления детей , как
психогимнастику, самомассаж, мимическую гимнастику, что
значительно обогатило режимные моменты, а использование
нетрадиционных форм и методов оздоровления является
средством обогащения развития личности каждого нашего
воспитанника.
Основу ЗОЖ в дошкольном возрасте составляет формирование
гигиенических навыков. Через игру я учу детей правильно
пользоваться салфеткой и носовым платком, прививаем навыки
одевания, раздевания, поведения за столом, правила умывания.
2
Каждое утро в детском саду я начинаю с утренней гимнастики,
которая сопровождается музыкой, усиливая ее оздоровительный
эффект. Физкультурные занятия являются неотъемлемой частью
формирования основ ЗОЖ, они способствуют укреплению здоровья
детей, развитию их физических качеств.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды
зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и
от своевременного и правильного проведения специальных
оздоровительных мероприятий:
ежедневные прогулки на свежем воздухе, дыхательная и
пальчиковая гимнастика, «минутки безопасности», гимнастика
пробуждения и ходьба по «дорожкам здоровья», плавание в
бассейне – все это важные составляющие ЗОЖ дошкольников,
которые мы активно используем в своей практике.
Закаливание является важным звеном в системе по сохранению и
укреплению здоровья детей, так как обеспечивает тренировку
защитных сил организма, повышение его устойчивости к
воздействию внешней среды. В своей работе мы используем
различные оздоровительные и закаливающие мероприятия:
*босохождение;
*массажные «дорожки здоровья»;
*умывание прохладной водой;
*полоскание рта после приема пищи;
*сухое обтирание «волшебной рукавичкой»;
Важное место в работе по формированию основ здорового образа
жизни дошкольников мы отводим непосредственной
образовательной деятельности по программе «Здоровячок»
Л.С.Кротовой, которая успешно реализуется в нашем детском саду
уже много лет. Введение нетрадиционных форм оздоровления
позволяют вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить
плотность НОД и работоспособность дошкольников. Кроме этого,
вводя каждый раз что то новое (текст, музыку и т.д), мы
3
способствуем не только повышению заинтересованности детей, но
и развитию у них познавательных способностей. Особое место в
работе с дошкольниками по формированию основ здорового
образа жизни занимает взаимодействие с семьей. В результате
тесного контакта с родителями мы узнаем о проблемах со
здоровьем в каждой семье, рассказываем мамам и папам о
существующих методах укрепления здоровья малышей,
приглашаем на открытые просмотры всех форм оздоровления и
закаливания, просим принимать активное участие в создании
необходимых условий для оздоровления (изготовление
«массажных дорожек», приобретение инвентаря) и участие в
активных формах работы с детьми – совместные спортивные
праздники и развлечения, походы. Таким образом, мы
поддерживаем очень тесную связь с семьей по вопросам
оздоровления и закаливания, информируя родителей о наших
успехах и неудачах. И та оздоровительная работа, которая ведется в
детском саду, имеет продолжение в домашних условиях,
обеспечивая ее непрерывность, а значит и эффективность.
Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных
нами мер в формировании у дошкольников основ здорового
образа жизни.
4