Напоминание

Приобщение детей к здоровому образу жизни


Автор: Райфигестр Анна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Д/сад "Огонек"
Населённый пункт: р.п. Линево Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Приобщение детей к здоровому образу жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад





Приобщение детей к здоровому образу жизни
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Известно, что здоровье и безопасность жизнедеятельности человека в большей степени зависит от него самого. Люди часто теряют здоровье и гибнут не только в результате аварий и катастроф, но и в быту, на отдыхе и на природе. Нельзя в связи с этим не согласиться с И.К. Топорковым, что «…чаще всего мы сами виноваты в своих несчастьях – по тем или иным причинам чего- то не учли, не предусмотрели или …нарушили правила, пренебрегли средствами защиты» Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. Проблема сохранения жизни и здоровья детей сегодня стала приковывать к себе пристальное внимание общественности, педагогов и родителей, считающих возможным изменить ситуацию в лучшую сторону. Закладывать основы здорового образа жизни наиболее оптимально в дошкольном возрасте. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Основные цели и задачи работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников:
Цель:
сохранение и укрепление здоровья детей, используя доступные способы закаливания и оздоровления
Задачи:
* прививать необходимые культурно-гигиенические навыки; *Формировать представления о собственном теле, способах ухода за ним; 1
*Развивать двигательную активность детей, потребность в оздоровительных и закаливающих процедурах *Определить отношение родителей к системе оздоровления, привлечь их к непосредственному участию Используя рекомендации ведущих ученых, работающих в области здоровьесбережения, а так же благодаря внедрению авторской методической разработки Л.Кротовой, Е.Бохорского «Здоровячок» мы постарались создать в группе все условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Физкультурный уголок, оснащенный нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным совместно с родителями (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, «конфетки», «кочки», мячи и т.д.) пользуется большим спросом у наших воспитанников, так как они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности. Нами подобраны и разработаны комплексы дыхательной гимнастики, динамических пауз, релаксации, пальчиковой гимнастики. В своей работе я использую такие формы оздоровления детей , как психогимнастику, самомассаж, мимическую гимнастику, что значительно обогатило режимные моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления является средством обогащения развития личности каждого нашего воспитанника. Основу ЗОЖ в дошкольном возрасте составляет формирование гигиенических навыков. Через игру я учу детей правильно пользоваться салфеткой и носовым платком, прививаем навыки одевания, раздевания, поведения за столом, правила умывания. 2
Каждое утро в детском саду я начинаю с утренней гимнастики, которая сопровождается музыкой, усиливая ее оздоровительный эффект. Физкультурные занятия являются неотъемлемой частью формирования основ ЗОЖ, они способствуют укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: ежедневные прогулки на свежем воздухе, дыхательная и пальчиковая гимнастика, «минутки безопасности», гимнастика пробуждения и ходьба по «дорожкам здоровья», плавание в бассейне – все это важные составляющие ЗОЖ дошкольников, которые мы активно используем в своей практике. Закаливание является важным звеном в системе по сохранению и укреплению здоровья детей, так как обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды. В своей работе мы используем различные оздоровительные и закаливающие мероприятия: *босохождение; *массажные «дорожки здоровья»; *умывание прохладной водой; *полоскание рта после приема пищи; *сухое обтирание «волшебной рукавичкой»; Важное место в работе по формированию основ здорового образа жизни дошкольников мы отводим непосредственной образовательной деятельности по программе «Здоровячок» Л.С.Кротовой, которая успешно реализуется в нашем детском саду уже много лет. Введение нетрадиционных форм оздоровления позволяют вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность НОД и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что то новое (текст, музыку и т.д), мы 3
способствуем не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них познавательных способностей. Особое место в работе с дошкольниками по формированию основ здорового образа жизни занимает взаимодействие с семьей. В результате тесного контакта с родителями мы узнаем о проблемах со здоровьем в каждой семье, рассказываем мамам и папам о существующих методах укрепления здоровья малышей, приглашаем на открытые просмотры всех форм оздоровления и закаливания, просим принимать активное участие в создании необходимых условий для оздоровления (изготовление «массажных дорожек», приобретение инвентаря) и участие в активных формах работы с детьми – совместные спортивные праздники и развлечения, походы. Таким образом, мы поддерживаем очень тесную связь с семьей по вопросам оздоровления и закаливания, информируя родителей о наших успехах и неудачах. И та оздоровительная работа, которая ведется в детском саду, имеет продолжение в домашних условиях, обеспечивая ее непрерывность, а значит и эффективность. Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в формировании у дошкольников основ здорового образа жизни. 4


В раздел образования