Напоминание

Конспект образовательной организованной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения. "Листопадное путешествие"


Автор: Стрижова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №242"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект образовательной организованной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения. "Листопадное путешествие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект образовательной организованной деятельности с детьми

старшей группы с нарушением зрения «Листопадное путешествие»



Стрижова И.И.
воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида №242»г. Саратова
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное»
,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,»Физическое развитие»
Цель:
развивать творческие и познавательно-речевые способности детей с нарушением зрения в процессе ознакомления с явлениями природы осенью.
Коррекционно-образовательные задачи:
 Приобщать детей с нарушением зрения процессу познания.  Формировать представления детей об основных признаках осени.  Формировать навыки анализирующего восприятия, умение делать выводы.  Учить составлять из частей целую картину.  Закрепить обобщенные представления об овощах и фруктах.  Закрепить навыки звукового синтеза односложных слов.  Активизировать словарь детей по теме «Осень».  Упражнять детей в навыках диалогической речи.  Учить выразительному чтению стихов, отгадыванию загадок.
Коррекционно-развивающие задачи:
 Развивать у детей сознательное применение сенсорных ощущений в реализации практических задач.  Развивать навыки осязательного обследования, мелкую моторику.  Развивать цветовое восприятие и ориентировку в пространстве.  Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность.  Стимулировать естественный процесс развития двигательных способностей детей.  Развивать глазодвигательную и прослеживающую функции глаз.  Развивать интонационную выразительность речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
 Пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой золотой осени.
Словарная работа:
чародейка, волшебница, художница, припасиха.
Планируемые результаты:
ребенок активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предшествующая работа:
прогулки и экскурсии в парк, чтение художественных произведений на тему: «Осень», заучивание стихов, рассматривание картин, слушание музыки.

Оборудование:
лист клена, шапочки-маски овощей и листьев, костюмы белочки, ежика, Незнайки, «звучащие листочки», корзинки с овощами, фруктами, грибами, картина И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозаписи ветра, шороха листьев, картинки «Сад», «Огород», разрезные картинки «Грибы», мультимедийный проектор, макет дуба.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит музыка П.И. Чайковского «Октябрь».
Ведущий
приглашает детей на лесную полянку, загадывает загадку: Пришла без красок и без листьев И перекрасила все листья. О каком времени года идет речь?
Дети:
Об осени.
Ведущий:
Сегодня к нам в форточку влетел осенний кленовый лист (показывает и подносит его к уху). Ребята, он живой, приглашает нас в листопадное путешествие. Давайте и мы превратимся в листья, и полетим вслед за ним. Дети надевают шапочки-маски осенних листьев. Проводится физминутка «Листочки» под музыку «Ах, вы, сени, мои сени». Мы листочки все поднимем, И помашем нежно ими. Влево, вправо помаши, Вот как пляшут малыши. (Дети машут листочками влево, вправо). Прилетел вдруг ветерок, Хочет отобрать листок. Мы листочки не дадим, Пригодятся нам самим. (Прячут листочки за спину). С дерева листок слетел, Ветер листик завертел. В воздухе он заплясал, А потом легко упал. (Дети кружатся, а потом приседают, садятся на ковер). Включается мультимедийный проектор.
Ведущий:
Наш листочек упал на экран, где изображена картина. Вспомните, ребята, название этой картины и кто ее написал?
Дети:
Это картина «Золотая осень» Исаака Ильича Левитана.

Ведущий:
Дивно хорошо у Левитана изображена золотая осень. Эта свойственная для осени особая чистота прозрачность воздуха, когда так четки и звонки краски, написана Левитаном с особым мастерством. Я смотрю на эту картину и вспоминаю слова: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. А что вы, ребята, вспоминаете, глядя на эту картину?
1 ребенок.
Затерялось где-то лето, Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил, Под ногами коврик новый Желто-розово-кленовый.
2 ребенок.
Утром мы во двор идем, Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят.
3 ребенок
Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый дуб, Желтый в небе солнца круг, Желтый дом, желтый двор, Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень, не весна.
Ведущий:
Осень на опушке краски разводила, По листве зеленой кистью проводила. Как можно еще назвать осень?
Дети:
Художница, чародейка, волшебница.
Ведущий:
Нужно ли природе отдыхатьпосле жаркого лета? - Как птицы готовятся к перелету? -Что люди делают осенью в садах и огородах? -Расскажите о пользе птиц? -Нужно ли сжигать листву? Ответы детей.
Ведущий

:
Ребята, давайте закроем глаза и послушаем шелест падающих листьев (дети слушают аудиозапись шелеста листьев). О чем вы думали, когда слушали шелест листьев?

Дети
: Я вспоминал о теплом лете. Я представил, как летят, летят листья и т.д.
Ведущий:
Ребята, наш листочек упал на старый дуб. Мне кажется, что кто- то плачет (слышится плач; дети подходят к макету дуба с дуплом).
Дети:
Кто здесь? Отзовись!
Бельчонок
(голос из дупла): В дупле на старом дубе Живу в густом лесу, Хожу в пушистой шубе, Орешки я грызу. Кто я?
Дети:
Это бельчонок. Почему ты плачешь?
Бельчонок:
Мама поспешила в дальний лес за шишками, а мне наказала грибов на полянке набрать. Они у меня на картинках изображены. А я все перепутал и теперь не знаю, какие грибы нужно собирать (дети собирают разрезные картинки «Грибы»).
Бельчонок:
Ребята, назовите мне съедобные грибы. Как их нужно срывать, чтобы сохранить грибницу?
Дети:
Это подосиновик, маслята, подберезовик, сыроежки, белый гриб. Этот гриб есть нельзя, это мухомор. Он ядовит (дети показывают грибы на собранных картинках). Грибы нужно срезать ножом.
Ведущий:
Ребята, а мухомор используют в лечебных целях? (ответы детей).
Бельчонок:
Спасибо, ребята, за помощь, теперь я знаю, какие грибы надо собирать. Нам с мамой будет, чем полакомиться зимой.
Ведущий:
Подул легкий ветерок, Дальше полетел листок. И упал он на пенек. (слышится шорох листьев, дети подходят к пеньку) Что-то, кажется, я слышу, Гость какой-то к нам спешит. Он листочками шуршит.
Ежик:
Я старый, добрый еж, На клубочек я похож, По дорожке пробегу, Пищу я себе найду. Где грибок, а где листок, Все несу я под пенек. На зиму я засыпаю, Никому я не мешаю
.

Ведущий:
Ежик, что ты несешь?
Ежик:
Я несу мешок с листьями (роняет мешок, листья рассыпаются). Ой, они рассыпались. Подскажите, с каких деревьев эти листья?

Дети:
Этот лист с дуба - дубовый, этот лист с березы - березовый и т. д. (собирают листья и отдают ежику).
Ежик:
Мои листочки волшебные - «звучащие». Посмотрите и скажите, как они звучат? (Кладет рядом три листочка, дети переворачивают их и называют звуки- символы:
С
(насос свистит),
О
(овал),
К
(капли капают: к-к).
Ежик:
Какое слово получилось из звуков: с-о-к.
Дети:
Сок.
Ежик:
Не случайно листочки вам это слово загадали. Осень мы называем «припасихой». Она богата урожаем фруктов, из которых мы получаем полезные соки. Какие соки вы больше всего любите?
Дети:
Я люблю яблочный сок и т.д.
Ежик:
Правильно назвали. Получайте за это корзину с яблоками (передает ведущему, дети благодарят ежика).
Ведущий:
Ребята, кто из зверей ложится в зимнюю спячку? Как мы можем помочь зимой птицам, не улетевшим на юг, и животным, которые не ложатся в долгую спячку? (ответы детей).
Ведущий:
Листочек дальше полетел (проводится зрительная гимнастика «Ветерок подул», сопровождающаяся движениями рук и глаз). Вьется в воздухе листва, В желтых листьях вся земля. Ветерок подул, подул, Листик вверх поднялся, Полетел вправо,полетел влево. Сел и отдохнул. (проводится два раза)
Ведущий:
Листочек дальше полетел. Звучит отрывок из песни «Что нам осень принесла» муз. З. Левина, сл. Некрасова. И залетел в художественную мастерскую к Незнайке.
Незнайка:
Здравствуйте, ребята! Я тоже люблю осень. Посмотрите, какие картины я нарисовал.
Ведущий:
Ребята, найдите, что неверно изобразил здесь художник (дети исправляют ошибки на картинах «Сад» и «Огород», вставляя в прорези овощи и фрукты).
Незнайка:
Спасибо, ребята. Теперь я хорошо запомню, где, что растет. А вам за помощь подарю к обеду корзину с овощами.
Ведущий
предлагает детям вспомнить стихотворение С. Михалкова «Овощи». Дети надевают шапочки-маски овощей, инсценируют.

Ребенок:
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: (Каждый ребенок называет овощ, который изображен у него на шапочке- маске). Картошку. Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу.
Все овощи хором:
Ох!..
Ребенок:
Вот овощи спор завели на столе- Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Овощи:
Картошка, Капуста. Морковка, Горох, Петрушка иль свекла. Ох!..
Ребенок:
Хозяйка тем временем ножик взяла, И ножиком этим крошить начала:
Овощи:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..
Ребенок:
Накрытые крышкою в душном горшке, Кипели, кипели в крутом кипятке:
Овощи:
Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!..
Все хором:
И суп овощной оказался не плох! Звучит музыка «Осень постучалась к нам» И. Смирнова.
Ведущий:
Наш листочек упал на землю, на маленькую зеленую травинку. Та прошептала ему: «Прикрой меня поплотней, чтобы я не озябла зимой. Весной, когда пригреет солнышко, я буду расти». Давайте и мы прижмемся к земле и согреем маленькую травинку.
Релаксация.
Дети садятся на корточки и опускают головы вниз.


В раздел образования