Взаимодействие и преемственность в работе педагога-психолога, социального педагога и воспитателей по подготовке детей к устройству в замещающие семьи.
Автор: Колбасина Раиса Анатольевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Гармония" Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие и преемственность в работе педагога-психолога, социального педагога и воспитателей по подготовке детей к устройству в замещающие семьи. Раздел: среднее профессиональное
психолога, социального педагога и воспитателей по подготовке
детей к устройству в замещающие семьи.
Семья
-
первая
школа
общения,
где
дети
с
ранних
лет
усваивают
целостную
систему
нравственных
ценностей
и
идеалов,
культурные
традиции общества и специфику социальной среды. Дети детского дома,
потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи,
настороженно
воспринимают
окружающий мир
и
людей,
с
которыми
им
приходится сталкиваться.
Замещающая семья дает возможность добиться более высокого уровня
адаптивности
ребенка
в
социуме,
чем
в
условиях
государственного
учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления
и развития его личности. Попадая в замещающую семью, ребенок порой не
умеет ладить с приемными родителями, требования взрослых кажутся ему
завышенными,
отношение
–
предвзятым.
Думают,
что
после
ухода
из
детского дома ему будет позволено делать все, что он захочет и не будет
никаких ограничений.
Практика показывает, что, попадая из интернатного учреждения в семью,
ребенок теряется, не знает, как жить ему в новом для него социальном
пространстве. Поэтому ребенка необходимо готовить к проживанию в семье
еще с момента поступления в интернатное учреждение.
Рассмотрим этапы подготовки ребенка к переходу в новую семью и
функции специалистов:
1) Комплексная диагностика развития воспитанника;
На
основании
медико-психологического
заключения,
а
также
заключений
педагога-психолога,
социального
педагога
определяются
направления
в
лечении,
обучении,
личностном
развитии,
планируются
жизненные
перспективы,
дальнейшее
жизнеустройство.
С
момента
поступления
воспитатели
оформляют
дневники
наблюдения
по
каждому
воспитаннику
и
разрабатывают
индивидуальную
педагогическую
коррекционную программу реабилитации.
2) Реабилитация и компенсация моральных травм и отрицательного
опыта детей;
Педагог-психолог: составление книги или карты жизни ребёнка. Беседы о
жизненном
пути
ребёнка.
Индивидуальные
консультации.
Коррекция
педагогической запущенности. Формирование навыков общения, рефлексии,
самоконтроля, представлений ребёнка о семье.
Социальный педагог: выпуск информационных листовок , анкетирование,
сотрудничество со СМИ.
Воспитатель: формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию
и совершенствованию позитивных родственных отношений. Формирование
навыков
продуктивного
общения,
самообслуживания,
учебного
труда,
профессиональной ориентации, профессионального самоопределения.
Привитие навыков гигиены. Осознание себя как будущего семьянина,
правовое самосознание.
При подготовке к жизни в семье важно построить представления ребенка о
своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в
детский дом и перспективах на будущее. Это необходимо сделать, чтобы дети
понимали
произошедшие
с
ними
изменения
и
смогли
переосмыслить
имеющийся, жизненный опыт.
3) Заочное и личное знакомство ребёнка с семьёй.
Психолог: заочное
знакомство:
индивидуальная
работа
с
ребенком
и
родителями в период их адаптации друг к другу. Психолого-педагогическое
консультирование будущих родителей.
Личное
знакомство:
психологическое
тестирование
граждан,
выразивших
желание стать опекунами.
Социальный педагог: выявление воспитательного потенциала и мотивации
кандидатов в опекуны и усыновители. Проведение консультаций по изучению
основ
законодательства
по
усыновлению
и
опеке.
Советы,
рекомендации
социального педагога родителям «Принципы отношений взрослых и детей».
Оформление гостевого режима.
Значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит
не только от времени и места , но от готовности ребенка к контакту .
Воспитатель:
консультации
по
управлению
поведением
ребенка.
Доверительные беседы с ребенком.
4)
Взаимодействие
образовательного
учреждения
и
семьи
в
интересах развития личности ребенка.
Психолог: контроль
за
условиями
жизни
и
воспитания
ребенка
(детей).
Оказание
профилактической
и
коррекционной
работы
с
семьёй:
психопрофилактика, консультации, коррекционные
занятия
и
тренинговые
занятия .
Социальный
педагог:
оказание
помощи
родителям
в
формировании
нравственного
образа
жизни
семьи,
в
предупреждении негативных
проявлений
у
детей
и
подростков.
Повышение
педагогической
культуры
родителей,
раскрытие
творческого
потенциала
родителей.
Привлечение
к
участию
в
совместной
общественно
значимой
деятельности,
массовых
мероприятиях.
Консультирование
и
оказание
профессиональной
помощи
приёмной
семье
по
вопросам
воспитания
детей,
защиты
личных
и
имущественных прав приёмных детей.
Воспитатель: формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию
и
совершенствованию
позитивных
родственных
отношений
(беседы,
практикумы,
семинары,
игры,
просмотр
и
обсуждение
фильмов).
Формирование
навыков
продуктивного
общения,
самообслуживания,
учебного
труда,
профессиональной
ориентации,
профессионального
самоопределения. Привитие навыков гигиены. Осознание себя как будущего
семьянина, правовое самосознание.
Воспитатель,
работая
по
направлениям
способствует
качественной
подготовке
воспитанников
к
переходу
в
приемную
среду.
Например,
групповые занятия по программе « Мир конфликта» формируют у детей
навыки сотрудничества при разрешении конфликта , учат управлять своими
чувствами и эмоциями, что немало важно в подростковом возрасте. Занятия
нравственно-этического
направления
по
программе
«Так
просто
быть
культурным» повышают уровень воспитанности детей через освоение правил
этикета,
а
также
развитие
нравственных,
высококультурных
и
морально-
этических качеств личности.
В подготовке ребенка к переходу в приемную семью важно не
форсировать события и строить работу в тесном взаимодействии со всеми
специалистами учреждения.
Колбасина Р.А.