Напоминание

"Доли"


Автор: Лисунова Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СШ № 6" городского округа город Фролово
Населённый пункт: город Фролово, Волгоградская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Доли"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема урока «Доли»

Дидактическая цель:
создать условия для усвоения детьми новых знаний.
Цели:

Обучающие:
1. Формировать представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур. 2. Познакомить с понятием «доля», с образованием долей. 3. Формировать умения читать и записывать доли в виде дроби.
Развивающие:
1. Развивать умения самостоятельно применять полученные знания. 2. Развивать мышление, речь, внимание, коммуникативные качества.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки. 2. Воспитывать устойчивый интерес к математике.
Планируемый результат:
учащиеся узнают, что такое доли, научатся читать, записывать и сравнивать доли.
Тип урока:
«открытие новых знаний».
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование:
Для учителя: ПК, мультимедийный проектор, демонстрационный материал: яблоко, мандарины Для учащихся: геометрический материал, полоски
1. Самоопределение к деятельности (1-2

мин).
Цели для учителя: - создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности
включения
в учебную деятельность («хочу»); -установление тематических рамок («могу»). Для учащихся:
(

Слайд 1):
Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «… математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного». И после каждого урока
неопределенности
в мире математики у нас становится меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое.
-включение в учебную деятельность.
2. Актуализация теоретических знаний

(4-5 мин).
Цели для учителя: -актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; - а к т у а л и з а ц и я с о о т в е т с т в у ю щ и х мыслительных операций и познавательных процессов; -мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. Для учащихся: -фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сейчас вам предлагается выполнить
арифметический диктант
(в тетрадь записывать только ответ):
(Слайды 2 - 3):
(выполняется диктант)
Учитель:
выполните самопроверку
(слайд 4):
(выполняется самопроверка)
Учитель:
А сейчас посмотрите на парты. Перед вами лежит оценочный лист работы на уроке. Оцените своё выполнение диктанта по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
3.Постановка учебной задачи (4-5 мин).
Цели для учителя: -создание условий для постановки учебной задачи. Для учащихся: -выявление
места
и
причины
затруднения, постановка
цели
урока
Учитель:
Поставьте эти числа в порядке возрастания.
(слайд 5):
- Какое слово составили из данных букв? (апельсин)
Показываю апельсин

Учитель:
Вы скажете, при чем тут апельсин, когда у нас урок математики?
Ученики:
А он нам поможет назвать тему урока.
Учитель:
Правильно! Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока. - Давайте послушаем одну песенку!
-
Слушайте внимательно, потому что я потом задам вопросы.
(Прослушивание)

Учитель:
Почему рассердился волк?
Ученики:
Ему не досталось апельсина.
Учитель:
В чем его ошибка?
Ученики:
Он не умеет дружить.
Учитель:
Как в песенке животные называют равные части?
Ученики:
Дольки.
Учитель:
Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине?
Ученики:
Пять долек.

Учитель:
Сколько долек получил каждый?
Ученики:
Одну дольку апельсина.
Учитель:
Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин?
Ученики:
Да.
Учитель:
Как по – другому, можно назвать эти равные части?
Ученики:
Доли.
Учитель:
Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры
. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

Учитель:
А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Ученики:
Тема урока: «Доли».
(слайд 6):

Учитель:
Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных?
Ученики:
Не знаем
Учитель:
Какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня? Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться?
Ученики:
Научиться записывать, называть и сравнивать доли.
Учитель:
В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока: научиться записывать, называть и сравнивать доли.
(слайд 7):

4. «Открытие» учащимися нового знания.

(7-8 мин).
Цели для учащихся: -выбор способа решения учебной задачи; -выдвижение и обоснование гипотезы. Для учителя: - фиксирование в речи и знакового нового способа действий.
1. Постановка проблемы, введение нового понятия.

Учитель:
А как это разделить на доли? Что такое доля?
Ученики:
Доля – это часть
На доске:



Учитель: (Беру яблоко и говорю):
С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
Ученики:
Разрезать
Учитель:
Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. Правильно я поступила?
Ученики:
Нет
Учитель:
Получились доли?
Ученики:
Нет
Учитель:
Почему?
Ученики:
Части не равные

Учитель:
А как правильно разрезать?
Ученики:
Части должны быть равные
Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики:

Доля – это равная часть

На доске:

Учитель:
Как второе яблоко правильно разрезать на доли?
Ученики:
Сначала разрезать пополам
Учитель: (Держу в руках две половинки и спрашиваю):
-На сколько равных долей разрезано яблоко?
Ученики:
На 2 доли
Учитель:
А если я возьму одну из двух долей? Как назовем долю?
Ученики:
Одна доля из двух. Вторая
Учитель:
Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Ученики:
На 4
Учитель:
Какая доля получилась?
Ученики:
Четвертая
Учитель:
Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи. (Дети предлагают свои варианты записи)
На доске дети видят следующую запись: ½, ¼

Учитель:
Что эта запись обозначает? (Мнения детей)
Учитель:
Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (
:)
. Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» - и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
Учитель:
Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей)
Учитель:
А число над чертой? (Мнения детей)
Учитель:
В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли

На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»

Учитель:
Современная система
записи
дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке)
(слайд 8):
А при
чтении
дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и т.д. )
(слайд 9 - 10):

Учитель:
Прочитайте
(слайд 11):

Работа в группах
- А сейчас работа в группах. Возьмите карточки и запишите какая доля закрашена на фигурах
Проверка со слайдов (слайд 12 - 17):

Учитель:
Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
5. Первичное закрепление (4-5 мин).
Цели для учителя: - с о з д а н и е у с л о в и й д л я п е р в и ч н о г о закрепления. Для учащихся:
-усвоение
нового способа действий.
Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.

А сейчас поработаем в парах

Учитель:
Возьмите 1 полоску на парте и разделите её на две доли. Как сделаем?
Ученики:
Перегнем полоску пополам.
Учитель:
Сколько таких долей во всей полоске?
Ученики:
Две
Учитель:
Какие они между собой?
Ученики:
Равные
Учитель:
Заштрихуйте часть. Как назовем долю?
Ученики:
Одна вторая
Учитель:
Кто сможет написать название второй части?
(Записываем на полоске)

Ученики:

½

Учитель:
Что обозначает эта запись?
Ученики:
Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Учитель:
Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли. Как это сделать?

Ученики:
Сложить пополам, а затем еще раз пополам.
Учитель:
Какие доли между собой?
Ученики:
Равные
Учитель:
Заштрихуйте одну четвертую долю. Напишите на этой части её обозначение.
Ученики:

¼

Учитель:
Что обозначает эта запись?
Ученики:
Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Учитель:
Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды? Ответы детей
Учитель:
Какие доли между собой?
Ученики:
Равные
Учитель:
Как назвать одну долю?
Ученики:
Одна восьмая
Учитель:
Как записать её название математически?
Ученики:



Учитель:
Что обозначает эта запись?
Ученики:
Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)
Учитель:
Заштрихуйте долю и запишите её название.
Проверка по эталону ( на доске)

Учитель:
Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл
6. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону (4-5 мин).
Цели для учителя:
-
создание условий для
интериоризации
(переход извне в н у т р ь ) нового способа действий; -создание ситуации успеха. Для учащихся: -индивидуальная
рефлексия
достижения цели.
Работа по учебнику

Учитель:
Откройте учебники на стр.92.Найдите №1(1). Запишите, какие доли получатся.
(1/12 доля)

Учитель:
Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
7.

Включ ение

в

систем у

знаний

и

Поиск названия долей в пословицах (слайд 18):


повторение (7-8 мин).
Цели для учителя:
-
создание условий для
включения
«открытия»
в систему знаний, повторение и закрепление
ранее изученного. Для учащихся: -
включение
«открытия»
в

систему

знаний,

повторение и закрепление
ранее изученного.
Учитель:
Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах и запишите их в тетрадь * Один блин и тот пополам. * Один улей – улей, а пять – пасека. * Семеро одного не ждут.
Учитель:
Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
ФИЗМИНУТКА

Создание проблемной ситуации для сравнения долей. (слайд 19):

Учитель:
Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку?
Ученики:
На три части
Учитель:
Какую долю получит каждый гость?
Ученики:
1/3
Учитель:
Запишите дробь. Проверьте себя .
Учитель:
А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей надо ее разделить?
Ученики:
6 детей, значит на 6 частей
Учитель:
Какую долю получит каждый гость?
Ученики:
1/6
Учитель:
Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили?
Ученики:
1/3 больше, чем 1/6
Учитель:
Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6?
Ученики:
1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть
Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

Учитель:
И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.
Работа по учебнику

Учитель:
Найдите в учебнике на стр.92 №2 (устно)

Учитель:
А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
(слайд 20):

Учитель:
А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
Ученики:
Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части
Учитель:
Можем ли мы эти части записать дробью?
Ученики:
Нет, так как это не доли, доли – это равные части
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока) (2-3 мин).
Цели для учителя: -создание условий для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке. Для учащихся:
-самооценка
результатов деятельности; -
осознание

метода
п о с т р о е н и я ,
границ

применения
нового знания.
Учитель:
вернёмся к цели нашего урока
(слайд 21):

-
достигли ли мы своей цели?
-
каков результат нашей деятельности на уроке?
Урок для меня прошел с пользой. Я понял, что такое доли и могу объяснить другим.

Урок для меня прошел с пользой. Но тема доли для меня недостаточно понятна.

Мне было трудно на уроке.

Цель на будущее
: Где будем использовать доли? Оценочные листы сдаются, - В завершение нашего урока я хочу вас угостить мандаринами. Но я вам дам не каждому по мандарину, а по одному на двоих. Как вы думаете, почему?
Ученики:
Чтобы поупражняться в делении на доли – Урок закончен. Спасибо! Домашнее задание (если это необходимо на уроке) С.93 №9 и №10


В раздел образования