Автор: Лисунова Елена Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СШ № 6" городского округа город Фролово Населённый пункт: город Фролово, Волгоградская область Наименование материала: конспект урока Тема: "Доли" Раздел: начальное образование
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний.
Цели:
Обучающие:
1.
Формировать представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур.
2.
Познакомить с понятием «доля», с образованием долей.
3.
Формировать умения читать и записывать доли в виде дроби.
Развивающие:
1.
Развивать умения самостоятельно применять полученные знания.
2.
Развивать мышление, речь, внимание, коммуникативные качества.
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
2.
Воспитывать устойчивый интерес к математике.
Планируемый результат: учащиеся узнают, что такое доли, научатся читать, записывать и сравнивать доли.
Тип урока: «открытие новых знаний».
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование:
Для учителя: ПК, мультимедийный проектор, демонстрационный материал: яблоко, мандарины
Для учащихся: геометрический материал, полоски
1. Самоопределение к деятельности (1-2
мин).
Цели для учителя:
-
создание
условий
для
возникновения
у
учащихся внутренней потребности включения
в учебную деятельность («хочу»);
-установление тематических рамок
(«могу»).
Для учащихся:
(
Слайд 1): Ребята, еще за тысячи лет до нашего рождения Аристотель говорил, что «…
математика … выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды
прекрасного». И после каждого урока
неопределенности в мире математики у нас становится
меньше, а овладевать новыми знаниями просто прекрасно. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами
откроем для себя что-то новое.
-включение в учебную деятельность.
2. Актуализация теоретических знаний
(4-5 мин).
Цели для учителя:
-актуализация изученных способов действий,
достаточных для построения нового знания, их
обобщение и знаковая фиксация;
- а к т у а л и з а ц и я
с о о т в е т с т в у ю щ и х
мыслительных
операций
и
познавательных
процессов;
-мотивирование
учащихся
к
пробному
учебному
действию
и
его
самостоятельное
осуществление.
Для учащихся:
-фиксирование индивидуальных затруднений в
выполнении пробного учебного действия или
его обосновании.
Запишите
в
тетрадях
дату,
классная
работа.
Сейчас
вам
предлагается
выполнить
арифметический диктант (в тетрадь записывать только ответ):
(Слайды 2 - 3): (выполняется диктант)
Учитель: выполните самопроверку (слайд 4):
(выполняется самопроверка)
Учитель: А сейчас посмотрите на парты. Перед вами лежит оценочный лист работы на уроке.
Оцените своё выполнение диктанта по количеству верно выполненных заданий, т.е. верно
выполненное задание – 1 балл.
3.Постановка учебной задачи (4-5 мин).
Цели для учителя:
-создание
условий
для
постановки
учебной
задачи.
Для учащихся:
-выявление
места и
причины
затруднения,
постановка цели урока
Учитель: Поставьте эти числа в порядке возрастания. (слайд 5):
- Какое слово составили из данных букв? (апельсин)
Показываю апельсин
Учитель: Вы скажете, при чем тут апельсин, когда у нас урок математики?
Ученики: А он нам поможет назвать тему урока.
Учитель: Правильно! Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
- Давайте послушаем одну песенку!
- Слушайте внимательно, потому что я потом задам вопросы. (Прослушивание)
Учитель: Почему рассердился волк?
Ученики: Ему не досталось апельсина.
Учитель: В чем его ошибка?
Ученики: Он не умеет дружить.
Учитель: Как в песенке животные называют равные части?
Ученики: Дольки.
Учитель: Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине?
Ученики: Пять долек.
Учитель: Сколько долек получил каждый?
Ученики: Одну дольку апельсина.
Учитель: Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин?
Ученики: Да.
Учитель: Как по – другому, можно назвать эти равные части?
Ученики: Доли.
Учитель: Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры . (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Ученики: Тема урока: «Доли». (слайд 6):
Учитель: Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил
каждый из животных?
Ученики: Не знаем
Учитель: Какая же будет цель нашей деятельности на уроке сегодня?
Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться?
Ученики: Научиться записывать, называть и сравнивать доли.
Учитель: В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока:
научиться записывать, называть и сравнивать доли. (слайд 7):
4. «Открытие» учащимися нового знания.
(7-8 мин).
Цели для учащихся:
-выбор способа решения учебной задачи;
-выдвижение и обоснование гипотезы.
Для учителя:
-
фиксирование
в
речи
и
знакового
нового
способа действий.
1. Постановка проблемы, введение нового понятия.
Учитель: А как это разделить на доли? Что такое доля?
Ученики: Доля – это часть
На доске:
Учитель: (Беру яблоко и говорю):
С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
Ученики: Разрезать
Учитель: Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.
Правильно я поступила?
Ученики: Нет
Учитель: Получились доли?
Ученики: Нет
Учитель: Почему?
Ученики: Части не равные
Учитель: А как правильно разрезать?
Ученики: Части должны быть равные
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики:
Доля – это равная часть
На доске:
Учитель: Как второе яблоко правильно разрезать на доли?
Ученики: Сначала разрезать пополам
Учитель: (Держу в руках две половинки и спрашиваю):
-На сколько равных долей разрезано яблоко?
Ученики: На 2 доли
Учитель: А если я возьму одну из двух долей?
Как назовем долю?
Ученики: Одна доля из двух. Вторая
Учитель: Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Ученики: На 4
Учитель: Какая доля получилась?
Ученики: Четвертая
Учитель: Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли
при записи.
(Дети предлагают свои варианты записи)
На доске дети видят следующую запись: ½, ¼
Учитель: Что эта запись обозначает? (Мнения детей)
Учитель: Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак ( :) .
Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта» - и соответственно
числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
Учитель: Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей)
Учитель: А число над чертой? (Мнения детей)
Учитель: В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили
целое, а верхняя – сколько таких частей взяли
На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»
Учитель: Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали
дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы.
Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке) (слайд 8):
А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного
числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное –
вторая, третья, четвёртая и т.д. ) (слайд 9 - 10):
Учитель: Прочитайте (слайд 11):
Работа в группах
- А сейчас работа в группах. Возьмите карточки и запишите какая доля закрашена на фигурах
Проверка со слайдов (слайд 12 - 17):
Учитель: Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно
выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
5. Первичное закрепление (4-5 мин).
Цели для учителя:
- с о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
п е р в и ч н о г о
закрепления.
Для учащихся:
-усвоение нового способа действий.
Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.
А сейчас поработаем в парах
Учитель: Возьмите 1 полоску на парте и разделите её на две доли.
Как сделаем?
Ученики: Перегнем полоску пополам.
Учитель: Сколько таких долей во всей полоске?
Ученики: Две
Учитель: Какие они между собой?
Ученики: Равные
Учитель: Заштрихуйте часть.
Как назовем долю?
Ученики: Одна вторая
Учитель: Кто сможет написать название второй части? (Записываем на полоске)
Ученики:
½
Учитель: Что обозначает эта запись?
Ученики: Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Учитель: Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.
Как это сделать?
Ученики: Сложить пополам, а затем еще раз пополам.
Учитель: Какие доли между собой?
Ученики: Равные
Учитель: Заштрихуйте одну четвертую долю.
Напишите на этой части её обозначение.
Ученики:
¼
Учитель: Что обозначает эта запись?
Ученики: Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть
Учитель: Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?
Ответы детей
Учитель: Какие доли между собой?
Ученики: Равные
Учитель: Как назвать одну долю?
Ученики: Одна восьмая
Учитель: Как записать её название математически?
Ученики:
⅛
Учитель: Что обозначает эта запись?
Ученики: Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)
Учитель: Заштрихуйте долю и запишите её название.
Проверка по эталону ( на доске)
Учитель: Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно
выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону (4-5 мин).
Цели для учителя:
- создание условий для
интериоризации (переход
извне
в н у т р ь )
нового способа действий;
-создание ситуации успеха.
Для учащихся:
-индивидуальная рефлексия достижения цели.
Работа по учебнику
Учитель: Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно
выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
7.
Включ ение
в
систем у
знаний
и
Поиск названия долей в пословицах (слайд 18):
повторение (7-8 мин).
Цели для учителя:
- создание условий для включения «открытия»
в систему знаний, повторение и закрепление
ранее изученного.
Для учащихся:
- включение «открытия» в
систему
знаний,
повторение и закрепление ранее изученного.
Учитель: Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах и запишите их в тетрадь
* Один блин и тот пополам.
* Один улей – улей, а пять – пасека.
* Семеро одного не ждут.
Учитель: Возьмите оценочный лист. Оцените своё выполнение задания по количеству верно
выполненных заданий, т.е. верно выполненное задание – 1 балл.
ФИЗМИНУТКА
Создание проблемной ситуации для сравнения долей. (слайд 19):
Учитель: Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.
На сколько частей нужно разделить шоколадку?
Ученики: На три части
Учитель: Какую долю получит каждый гость?
Ученики: 1/3
Учитель: Запишите дробь. Проверьте себя .
Учитель: А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.
На сколько частей надо ее разделить?
Ученики: 6 детей, значит на 6 частей
Учитель: Какую долю получит каждый гость?
Ученики: 1/6
Учитель: Запишите дробь.
А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили?
Ученики: 1/3 больше, чем 1/6
Учитель: Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6?
Ученики: 1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что
чем больше частей, тем меньше часть
Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.
Учитель: И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером
получается больше, чем 1/6.
Работа по учебнику
Учитель: Найдите в учебнике на стр.92 №2 (устно)
Учитель: А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось? (слайд 20):
Учитель: А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
Ученики: Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на
неравные части
Учитель: Можем ли мы эти части записать дробью?
Ученики: Нет, так как это не доли, доли – это равные части
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог урока) (2-3 мин).
Цели для учителя:
-создание
условий
для
рефлексии
учебной
деятельности учащихся на уроке.
Для учащихся:
-самооценка результатов деятельности;
- осознание
метода
п о с т р о е н и я , границ
применения нового знания.
Учитель: вернёмся к цели нашего урока (слайд 21):
- достигли ли мы своей цели?
- каков результат нашей деятельности на уроке?
Урок для меня прошел с пользой. Я понял, что такое доли и могу объяснить другим.
Урок для меня прошел с пользой. Но тема доли для меня недостаточно понятна.
Мне было трудно на уроке.
Цель на будущее : Где будем использовать доли?
Оценочные листы сдаются,
- В завершение нашего урока я хочу вас угостить мандаринами. Но я вам дам не каждому по
мандарину, а по одному на двоих. Как вы думаете, почему?
Ученики: Чтобы поупражняться в делении на доли
– Урок закончен. Спасибо!
Домашнее задание
(если это необходимо на
уроке)
С.93 №9 и №10