программа по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет
Автор: Карнакова Елена Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №51 Населённый пункт: г. Улан-Удэ Наименование материала: методическая разработка Тема: программа по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет Раздел: дошкольное образование
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ
Будаева Е.С._________
МАДОУ детский сад № 51 «Красная Шапочка» г.Улан-Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор: воспитатель
Карнакова Е.В.
2015г.
ВВЕДЕНИЕ
Концептуальные основы программы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой
могут быть решены только при условии формирования экологического
мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и
культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого
развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы
экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года
прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста
приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания».
С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10
января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования
системы экологического образования.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период
начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и
общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с
ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого
периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний,
навыков и усвоения различных видов деятельности.
МАДОУ детский сад № 51 реализует в своей педагогической деятельности
программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу
придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной
активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В
связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких
ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». Это
процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании
ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что
развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не
только в деятельности, а посредством ее самой.
Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную
модель воспитания, которая предполагает создание отношений
сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её
содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и
нормативного компонента.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания рабочей программы
Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по
экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а
также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд
проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном
объеме, как это предусматривает ФГО. Экологическое образование
дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития
ребенка, направленный на формирование его экологической культуры,
которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе,
окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью
и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных
норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что
экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная
проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение,
экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету
и человечество из того катастрофического состояния, в котором они
пребывают сейчас.
. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к
образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих
образовательный, научный, познавательный потенциал: городской музей
Природы Бурятии, дворец Детского и Юношеского
творчества(экологический кружок) , школа №46.
Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с флорой и фауной родного края;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3.Укрепление партнёрских отношений с городским музеем Природы Бурятии,
дворцом Детского и Юношеского творчества(экологический кружок) ,
школой №46.
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной
подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную
деятельность регионального компонента;
обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до
школы» в полном объёме;
способствует ранней социализации детей 6 – 7 лет, обозначенной в ФГОС;
соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно
разработанной в ДОУ модели его образа;
формирует у ребенка 6 - 7 лет первичные универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных
видах
деятельно сти
и
охватыватывает
следующие
образовательные области:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие.
Цель программы:
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе
взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального
компонента.
Задачи:
обогащать представление детей о природе родного края и различных
природных зон;
формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно
изучать природный мир;
воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании
природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного
мира;
воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе
через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи
живым существам, сохранение природных объектов ближайшего
окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
1. Организованные:
– экскурсии,
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная,
комбинированная, интегрированная),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,
деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения и труд в уголке природы, в живом уголке;
– целевые прогулки в природу;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),
рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников
И.И.Левитана, А.К. Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф. Юона и
др;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе.
– работа детей с моделями;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День
рождения Леса” и т.д.);
– опыты и эксперименты детей, поисковая деятельность в экологическом
кружке или лаборатории юного исследователя;
– марафоны, акции;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные,
интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов;
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию
экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и
углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью
наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок,
слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов,
рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе
составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут в
соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя
диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний,
умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому
развитию.
График работы кружка:
День недели
Время
среда
15.15 –
15. 45
пятница
15.15 –
15. 45
Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы
«Юный эколог».
Перед педагогами ДОУ, а также перед специалистами
городского краеведческого и художественного музея, зоопарка и
станции юных натуралистов стоят следующие задачи.
Учебные: Овладение детьми действия наглядного
моделирования. Формирование и поддержка познавательного
интереса к природе. Формирование первичных учебных
универсальных действий.
Развивающие: Развитие коммуникационной культуры детей,
социальной активности.
Воспитательные: Формирование и закрепление навыков
экологически грамотного и бережного поведения в природе и в
быту, участия в посильной практической деятельности по охране
природы родного края.
Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог»
является выделение специального времени на занятии,
направленного на реализацию регионального компонента.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной
группы:
1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных
экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как
средства становления осознанно правильного отношения к
природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать
представления детей о природе родного края и различных природных зон
(пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира,
причинах природных явлений, об особенностях существования животных и
растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о
взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы
детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях
по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать
самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными
растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.
Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в
элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и
желание жить в гармонии с природой.
2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе,
желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы,
высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать
самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности,
способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу,
использовать разные способы проверки предположений, применять
результаты исследования в разных видах деятельности.
3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства,
выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные
с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного
отношения детей к природе, через понимание ценности природы,
ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных
объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои
поступки.
Содержание рабочей учебной программы по темам:
Тема 1. «Явления природы осенью».
Цель: Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и
их сезонными изменениями;
Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой
природе;
Тема 2. «Я и природа»
Цель: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о
растениях и животных;
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой
/человек – часть природы/
Тема 3. «Наш дом - природа»
Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.
Тема 4. «Солнце – большая звезда»
Цель: Дать представление о Солнце как о звезде.
Уточнить знания о строении солнечной системы .
Тема 5. «Почему бывают разные времена года»
Цель: Уточнить, что Солнце – источник света и тепла.
Как происходит смена времен года .Какие сезонные изменения в природе
происходят осенью.
Объяснить роль Солнца в жизни человека.
Тема:6.
Цель: «Растительный мир осенью»
Цель: Закрепить правила поведения в природе. Учить распознавать и
называть по листьям и плодам 5-6 деревьев.
Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений.
Тема 7. «Уход за хомячком».
Цель: учить кормить и чистить клетку. Эксперимент с кормлением.
Закрепить правила поведения с животными в природе и живом уголке.
Тема 8. «Почва»
Цель: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли:
«живая земля»;
Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы.
Тема 9. «Поможем дождевому червю найти дом»
Цель: Закрепить знания: почва как верхний слой земли.
Уточнить, что обитатели почвы - дождевые черви, объяснить их роль в
формировании почвы. Эксперимент.
Тема 10 «Сравнение рыб и лягушек»
Цель: Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни
в природных условиях/маскировка лягушки/Формировать обобщенное
представление: рыбы – водные обитатели, лягушки –и воды и суши.
Тема 11. «Уход за аквариумом».
Цель: познакомить с понятием экосистема, объяснить, что аквариум – это
тоже экосистема. Формировать бережное отношение к водным ресурсам.
Тема 12. «Беседа о перелетных птицах»
Цель: Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о
перелетных птицах. Связь птиц со средой обитания. Воспитывать
заботливое отношение к птицам.
.Тема 13. «Цветущие растения»
Цель: Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с
разнообразием видов растений в природе.
Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение
к природе.
Тема 14. «Комнатные растения»
Цель: учить самостоятельно ухаживать за цветами в группе, определять
степень полива и условия содержания.
Воспитывать привычку ухаживать регулярно.
Тема 15. «Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики»
Цель: - Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за
волнистыми попугайчиками;
Дать обобщенное понятие - «птицы» .Объяснить роль птиц в жизни
человека.
Тема 16. «Хлеб всему голова»
Цель: Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках)
и их выращивании;
Уточнить понятие «Культурные растения»; Прививать уважение к труду
хлеборобов, хлебу.
Тема 17. «Планета Земля в опасности»
Цель: Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.
Закреплять представления, о том , чтобы сохранить нашу планету, надо с
детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Объяснить
роль человека в природоохранной деятельности.
Тема 18. «Спасите Лес – дом для животных»
Цель: Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу,
заботится о живых существах;
воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.
Тема 19. «Лес – многоэтажный дом. Цепочка в лесу»
Цель: Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую
зависимость друг от друга;
Уточнить понятие: лес - как пример сообщества.
Тема 20. «Кто в лесу главный?»
Закрепить, главное звено в лесу – растение; Уточнить последствия
уничтожения деревьев;
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Тема 21. «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу
наших лесов»
Цель: Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на
сохранение елок, изображать его;
Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.
Тема 22. «Круговорот воды в природе»
Цель: Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; Уточнить
состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде
пара).
Тема 23. «Вода и её загрязнение»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; Закрепить
знания о исследовании воды человеком.
Формировать понятие о необходимости экономии воды. Обсудить суть
выражения «Чистая вода - залог здоровья».
Тема 24. «Что мы знаем о воздухе»
Цель: Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение
воздуха в жизни человека и других живых организмов.
Тема 25. «Как рождается ветер»
Цель: Дать представление о движении воздуха (ветре). Роль ветра в природе
и жизни человека.
Опыт с вентилятором.
Тема 26. «Приборы – помощники»
Цель: Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует.
Измерение температуры воздуха.
Ведение дневника наблюдений.
Тема 27. «Зимние явления в неживой природе»
Цель: Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует
холодный, порывистый ветер.
Тема 28. «Как растения приспособились зимовать»
Цель: Учить замечать деревья и кустарники без листьев; Наблюдения за
растениями зимой.
Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники,
травы – их характерные признаки.
Тема 29. «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и
теневыносливые растения».
Цель: Показать зависимость роста комнатных растений от условий.
Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и
теневыносливых растениях.
Тема 30. « Комнатные растения – живой организм»
Цель: Научить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме,
окраске листьев, цветов, стеблей.
Тема 31. « Морские свинки»
Цель: научить осуществлять уход и кормление морских свинок. Объяснить
необходимость регулярно чистить клетку и заботиться о питомцах.
Воспитывать любовь к животным.
Тема 32. «Как животные проводят зиму в лесу?»
Цель: Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить,
питание животных зимой, способы передвижения, места обитания.
Сезонные изменения в жизни животных.
Тема 33. «Животные холодных стран»
Цель: Приспособление диких животных к жизни в суровых природных
условиях;
Особенности погодных условий Крайнего Севера. Взаимосвязь образа
жизни и внешнего вида.
Тема 34. « «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Цель: Приспособление животных к жизни в природных условиях;
Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым
они приспособлены.
Тема 35. «Животные жарких стран»
Цель: Приспособление животных к жизни в природных условиях; Дать
первоначальное представление о пустыне.
Приспособление всего живого к жаркому климату пустыни.
Тема 36. «Беседа о зимующих птицах»
Цель: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению,
издаваемым звукам.
Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц.
Тема 37. «Зимовка диких и домашних животных. Декоративный кролик –
уход и кормление»
Цель: Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных: линька,
изменение окраса и др.
Уточнить признаки домашних и диких животных. Воспитывать
доброжелательное заботливое отношение к животным.
Тема 38. «Красная книга Бурятии»
Цель: Формировать бережное отношение к растениям и животным,
занесенным в красную книгу Бурятии;
- Уточнить правила поведения в природе.
Тема 39. « Заповедные места Бурятии»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе; Как осуществляется
охрана редких видов животных и растений.
Тема 40. «Как солнце жизнь дает Земле»
Цель: Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых
существ. Эксперимент с рассадой.
Тема 41. «Весенние явления в неживой природе»
Цель: Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи;
Взаимосвязь с живой природой. Наблюдения в природе.
Тема 42. «Камни, песок, глина»
Цель: Уточнить знание о свойствах и качествах песка –сыпучесть,
рыхлость…;
Глины – плотность, пластичность, вязкость. Вспомнить отличительные
признаки камней.
Тема 43. «Экскурсии в парк, сквер»
Цель: Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и
неживой природе. Учить «грамотно» обращаться с природой: не ломать
ветки, не рвать цветов, не обижать птиц и животных. Цикл наблюдений
«Пробуждение природы».
Тема 44. ««Растения весной»
Цель: Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и
цветы, трава… Учить видеть разнообразие видов растений в природе.
Воспитывать эстетическое отношение к растениям.
Тема 45. «Берегите первоцветы»
Цель: Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом;
рассмотреть особенности строения и назначения всех органов растений.
Познакомить с редкими, исчезающими растениями Бурятии. Воспитывать
ответственность за свои поступки.
Тема 46. «Посев семян на рассаду. Начало проекта - Огород на окне»
Цель: Закрепление навыков по уходу за растениями. Зависимость роста
растений от условий окружающей среды.
Болезни и вредители растений.
Тема 47. «Размножение растений» (два занятия)
Цель: Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами
вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами,
листьями).
Тема 48. «Особенности жизни зверей весной»
Цель: Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и
появлением необходимых условий для жизни растений и животных;
Размножение животных. Учить бережному отношению к животным, их
детенышам.
Тема 49. «Красноухие морские черепахи»
Цель: Знакомство с некоторыми представителями пресмыкающихся,
рептилий. Их отличительные черты.
Объяснить и уточнить значение внешних особенностей в жизни животных.
Тема 50. «Встречаем птиц»
Цель: Совершенствовать знания о перелетных птицах; Уточнить сезонные
изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов);
Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные.
Тема 51. «Когда животных в природе становится много или мало»
Цель: Учить замечать нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь
обитателей леса, цепочек питания.
Вмешательство человека в природу: польза или вред?
Тема 52. « Море бывает в беде»
Цель: Отношение современного человека с природой; Факты
отрицательного воздействия человека на природу.
Выход из проблемной ситуации: Как защитить обитателей моря от массовой
гибели?
Тема 53. «Земля – живая планета»
Цель: Формировать понятие о том, что жизнь на Земле- это общие условия
для растений, животных и людей.
Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в
Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего
живого, этот дом надо беречь.
Тема 54. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Цель: Обобщить представления о том, что животные, растения – живые
существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих
их потребности. Необходимость создания соответствующих условий
близких к природным местам обитания.
Тема 55. «Мы туристы» (экскурсия в природу)
Цель: Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и
деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.
Тема 56. «Этот удивительный мир насекомых»
Цель: Уточнить многообразие насекомых. Обобщить представление о
сезонных изменениях в жизни насекомых. Роль насекомых в природе.
Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Тема 57. «Беседа о Весне».
Цель: Учить видеть сезонные изменения в природе. Учить устанавливать
взаимосвязь живой и неживой природы.
Весенние работы на огороде, в саду, поле. Труд людей в природе.
Воспитывать желание беречь природу – наш общий дом.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы элементарные научные экологические знания,
элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по
отношению к окружающей среде. Сформированы представления о природе
родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь,
тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных
явлений, об особенностях существования животных и растений в
сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии
человека и природы. Юные экологи заботятся о соблюдении экологических
правил, у них сформирована потребность и желание жить в гармонии с
природой, ответственность за свои поступки. Умеет формулировать
познавательную задачу, использовать разные способы проверки
предположений, применять результаты исследования в разных видах
деятельности.