Напоминание

программа по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет


Автор: Карнакова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №51
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: программа по экологическому воспитанию дошкольников 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Утверждаю» Заведующий МАДОУ Будаева Е.С._________ МАДОУ детский сад № 51 «Красная Шапочка» г.Улан-Удэ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Автор: воспитатель Карнакова Е.В. 2015г. ВВЕДЕНИЕ Концептуальные основы программы Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. МАДОУ детский сад № 51 реализует в своей педагогической деятельности программу «От рождения до школы», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В
связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой. Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность создания рабочей программы Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей, наблюдение педагогического процесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривает ФГО. Экологическое образование дошкольников — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность
поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. . Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской музей Природы Бурятии, дворец Детского и Юношеского творчества(экологический кружок) , школа №46. Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы: 1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной родного края; 2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3.Укрепление партнёрских отношений с городским музеем Природы Бурятии, дворцом Детского и Юношеского творчества(экологический кружок) , школой №46. Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она: выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента; обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» в полном объёме; способствует ранней социализации детей 6 – 7 лет, обозначенной в ФГОС; соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа; формирует у ребенка 6 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельно сти и охватыватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Цель программы: Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента. Задачи: обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон; формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. Виды деятельности: 1. Организованные: – экскурсии, – непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе. 2. Совместная деятельность: – наблюдения и труд в уголке природы, в живом уголке; – целевые прогулки в природу; – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К. Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф. Юона и др; – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе. – работа детей с моделями; – беседы и разговоры с детьми на экологические темы; – сбор коллекций, семян, камней, листьев; – экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.); – опыты и эксперименты детей, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя; – марафоны, акции; – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций; – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”, – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, – работа с календарями природы, дневниками наблюдения, – изготовление и обыгрывание макетов; Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью
наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию. График работы кружка: День недели Время среда 15.15 – 15. 45 пятница 15.15 – 15. 45 Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы «Юный эколог». Перед педагогами ДОУ, а также перед специалистами городского краеведческого и художественного музея, зоопарка и станции юных натуралистов стоят следующие задачи. Учебные: Овладение детьми действия наглядного моделирования. Формирование и поддержка познавательного интереса к природе. Формирование первичных учебных универсальных действий. Развивающие: Развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности. Воспитательные: Формирование и закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в
быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию регионального компонента. Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы: 1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. 2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности. 3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Содержание рабочей учебной программы по темам: Тема 1. «Явления природы осенью». Цель: Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Тема 2. «Я и природа» Цель: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ Тема 3. «Наш дом - природа» Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Тема 4. «Солнце – большая звезда» Цель: Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении солнечной системы . Тема 5. «Почему бывают разные времена года» Цель: Уточнить, что Солнце – источник света и тепла. Как происходит смена времен года .Какие сезонные изменения в природе происходят осенью. Объяснить роль Солнца в жизни человека. Тема:6. Цель: «Растительный мир осенью» Цель: Закрепить правила поведения в природе. Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев.
Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Тема 7. «Уход за хомячком». Цель: учить кормить и чистить клетку. Эксперимент с кормлением. Закрепить правила поведения с животными в природе и живом уголке. Тема 8. «Почва» Цель: Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы. Тема 9. «Поможем дождевому червю найти дом» Цель: Закрепить знания: почва как верхний слой земли. Уточнить, что обитатели почвы - дождевые черви, объяснить их роль в формировании почвы. Эксперимент. Тема 10 «Сравнение рыб и лягушек» Цель: Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели, лягушки –и воды и суши. Тема 11. «Уход за аквариумом». Цель: познакомить с понятием экосистема, объяснить, что аквариум – это тоже экосистема. Формировать бережное отношение к водным ресурсам. Тема 12. «Беседа о перелетных птицах» Цель: Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Связь птиц со средой обитания. Воспитывать заботливое отношение к птицам. .Тема 13. «Цветущие растения» Цель: Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с
разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений и их функции. Воспитывать бережное отношение к природе. Тема 14. «Комнатные растения» Цель: учить самостоятельно ухаживать за цветами в группе, определять степень полива и условия содержания. Воспитывать привычку ухаживать регулярно. Тема 15. «Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики» Цель: - Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками; Дать обобщенное понятие - «птицы» .Объяснить роль птиц в жизни человека. Тема 16. «Хлеб всему голова» Цель: Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; Уточнить понятие «Культурные растения»; Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу. Тема 17. «Планета Земля в опасности» Цель: Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, о том , чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Объяснить роль человека в природоохранной деятельности. Тема 18. «Спасите Лес – дом для животных» Цель: Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах;
воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. Тема 19. «Лес – многоэтажный дом. Цепочка в лесу» Цель: Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; Уточнить понятие: лес - как пример сообщества. Тема 20. «Кто в лесу главный?» Закрепить, главное звено в лесу – растение; Уточнить последствия уничтожения деревьев; Воспитывать бережное отношение к лесу. Тема 21. «Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» Цель: Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Тема 22. «Круговорот воды в природе» Цель: Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Тема 23. «Вода и её загрязнение» Цель: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; Закрепить знания о исследовании воды человеком. Формировать понятие о необходимости экономии воды. Обсудить суть выражения «Чистая вода - залог здоровья». Тема 24. «Что мы знаем о воздухе» Цель: Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.
Тема 25. «Как рождается ветер» Цель: Дать представление о движении воздуха (ветре). Роль ветра в природе и жизни человека. Опыт с вентилятором. Тема 26. «Приборы – помощники» Цель: Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Ведение дневника наблюдений. Тема 27. «Зимние явления в неживой природе» Цель: Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. Тема 28. «Как растения приспособились зимовать» Цель: Учить замечать деревья и кустарники без листьев; Наблюдения за растениями зимой. Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы – их характерные признаки. Тема 29. «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения». Цель: Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. Тема 30. « Комнатные растения – живой организм» Цель: Научить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Тема 31. « Морские свинки» Цель: научить осуществлять уход и кормление морских свинок. Объяснить
необходимость регулярно чистить клетку и заботиться о питомцах. Воспитывать любовь к животным. Тема 32. «Как животные проводят зиму в лесу?» Цель: Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения в жизни животных. Тема 33. «Животные холодных стран» Цель: Приспособление диких животных к жизни в суровых природных условиях; Особенности погодных условий Крайнего Севера. Взаимосвязь образа жизни и внешнего вида. Тема 34. « «Почему белые медведи не живут в лесу?» Цель: Приспособление животных к жизни в природных условиях; Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Тема 35. «Животные жарких стран» Цель: Приспособление животных к жизни в природных условиях; Дать первоначальное представление о пустыне. Приспособление всего живого к жаркому климату пустыни. Тема 36. «Беседа о зимующих птицах» Цель: Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. Тема 37. «Зимовка диких и домашних животных. Декоративный кролик – уход и кормление» Цель: Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных: линька,
изменение окраса и др. Уточнить признаки домашних и диких животных. Воспитывать доброжелательное заботливое отношение к животным. Тема 38. «Красная книга Бурятии» Цель: Формировать бережное отношение к растениям и животным, занесенным в красную книгу Бурятии; - Уточнить правила поведения в природе. Тема 39. « Заповедные места Бурятии» Цель: Воспитывать бережное отношение к природе; Как осуществляется охрана редких видов животных и растений. Тема 40. «Как солнце жизнь дает Земле» Цель: Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Эксперимент с рассадой. Тема 41. «Весенние явления в неживой природе» Цель: Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; Взаимосвязь с живой природой. Наблюдения в природе. Тема 42. «Камни, песок, глина» Цель: Уточнить знание о свойствах и качествах песка –сыпучесть, рыхлость…; Глины – плотность, пластичность, вязкость. Вспомнить отличительные признаки камней. Тема 43. «Экскурсии в парк, сквер» Цель: Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе. Учить «грамотно» обращаться с природой: не ломать ветки, не рвать цветов, не обижать птиц и животных. Цикл наблюдений «Пробуждение природы».
Тема 44. ««Растения весной» Цель: Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… Учить видеть разнообразие видов растений в природе. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. Тема 45. «Берегите первоцветы» Цель: Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; рассмотреть особенности строения и назначения всех органов растений. Познакомить с редкими, исчезающими растениями Бурятии. Воспитывать ответственность за свои поступки. Тема 46. «Посев семян на рассаду. Начало проекта - Огород на окне» Цель: Закрепление навыков по уходу за растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды. Болезни и вредители растений. Тема 47. «Размножение растений» (два занятия) Цель: Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями). Тема 48. «Особенности жизни зверей весной» Цель: Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных; Размножение животных. Учить бережному отношению к животным, их детенышам. Тема 49. «Красноухие морские черепахи» Цель: Знакомство с некоторыми представителями пресмыкающихся, рептилий. Их отличительные черты. Объяснить и уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. Тема 50. «Встречаем птиц»
Цель: Совершенствовать знания о перелетных птицах; Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов); Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. Тема 51. «Когда животных в природе становится много или мало» Цель: Учить замечать нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Вмешательство человека в природу: польза или вред? Тема 52. « Море бывает в беде» Цель: Отношение современного человека с природой; Факты отрицательного воздействия человека на природу. Выход из проблемной ситуации: Как защитить обитателей моря от массовой гибели? Тема 53. «Земля – живая планета» Цель: Формировать понятие о том, что жизнь на Земле- это общие условия для растений, животных и людей. Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. Тема 54. «Мы в ответе за тех, кого приручили» Цель: Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Необходимость создания соответствующих условий близких к природным местам обитания. Тема 55. «Мы туристы» (экскурсия в природу) Цель: Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Тема 56. «Этот удивительный мир насекомых»
Цель: Уточнить многообразие насекомых. Обобщить представление о сезонных изменениях в жизни насекомых. Роль насекомых в природе. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Тема 57. «Беседа о Весне». Цель: Учить видеть сезонные изменения в природе. Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, поле. Труд людей в природе. Воспитывать желание беречь природу – наш общий дом. Ожидаемые результаты: У детей сформированы элементарные научные экологические знания, элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Сформированы представления о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Юные экологи заботятся о соблюдении экологических правил, у них сформирована потребность и желание жить в гармонии с природой, ответственность за свои поступки. Умеет формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.


В раздел образования