Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Автор: Зяблова Мария Григорьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Троицкая средняя школа" Населённый пункт: хутор Троицкий Михайловский район Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка Раздел: полное образование
Развитие орфографической зоркостина уроках русского языка.
Перед человеком три пути:
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый путь.
Конфуций.
Очень
интересно
проникать
в
удивительный
и
многоцветный
мир
слова,
разбирать,
изучать его, рассматривать в разных ракурсах и аспектах.
Мы так привыкли к словам: читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем… Язык
нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики
преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии.
Насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение
ребенка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать
родной язык в письменной форме.
Вот уже несколько лет я работаю по теме: "Развитие орфографической зоркости на уроках
русского языка". Использую в своей работе разнообразные методы и приемы, которые
помогают повышать уровень грамотности учащихся, регулярно провожу орфографические
пятиминутки,
словарные,
объяснительные
диктанты,
тренировочные
упражнения
по
определенным темам, на каждый урок выбираю ученика-консультанта, который проводит
проверку выполнения самостоятельной работы
.
Проблема над которой я работаю “Развитие
орфографической зоркости”. Она является одной из главных проблем обучения русскому
языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на
сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил,
предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся, на умении школьников
осуществлять
самоконтроль,
т.е.
осознавать
все
частные
операции,
необходимые
для
производства сложного действия, а так же обосновывать правильность своих действий. Эти
сложные для учащихся задачи решаются не только в процессе первоначального изучения
орфографического материала, но и при повторении.
Формирование орфографической зоркости (умения видеть орфограмму в слове) и орфо-
графического слуха (умения слышать орфограмму в слове) - основная задача учителя на
уроке. Орфографический слух– явление сложное, поэтому первоначально отрабатывается
орфографическая зоркость и на этой основе идет становление умения находить в слове на
слух орфограмму.
Орфографические ошибки всегда рассматривались применительно к отдельным словам
и словосочетаниям. Но в реальной учебной речевой деятельности (сочинение, изложение,
диктант) учащиеся в качестве минимальной речевой единицы пользуются предложением
и, следовательно, нарушают прописные нормы не в отдельных словах и сочетаниях, а в
словах и сочетаниях, имеющих линейную последовательность.
Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнооб -
разных упражнений. Но все упражнения нужно проводить целенаправленно, систематиче -
ски, только тогда может быть положительный результат.
Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочета -
ниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также быстро
определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать
допущенные ошибки (свои и чужие).
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных
упражнений. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и
самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить
в определенной последовательности.
1. Письмо с проговариванием.
В основе этого письма – проговаривание по слогам. Результат такого письма – грамотное
письмо, которое исключает пропуски и замену букв.
2. Списывание.
Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слы-
шат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и так -
же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово.
3. Комментированное письмо.
Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и об -
основывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Сначала комментируют
сильные учащиеся, а потом постепенно включаются и все остальные ученики.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Развивает зрительную память, речь, фонематический слух, внимание, интерес. В детях вос -
питывается
трудолюбие,
организованность,
ответственность,
самоконтроль,
объективная
самооценка.
5. Письмо под диктовку.
Повышает внимание к слову, развивает слуховую память, интуитивное письмо.
6. Письмо по памяти.
Такой вид письма развивает речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, само -
контроль.
7. Творческие работы.
Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты. Самые лег -
кие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Проверка работы
обязательна.
8. Грамматические зарядки.
Помогают развивать сознательное восприятие слова.
Очень часто грамматические зарядки составляю на основе анализа ошибок письменных ра -
бот.
Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибка-
ми с памяткой.
Все указанные выше виды работ нужно проводить систематически. Только тогда данная си-
стема оправдывает себя, дает неплохие результаты.
Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:
1) правила передачи фонем буквами в составе слов;
2) правила употребления прописных (заглавных, больших) и строчных (малых) букв;
3) правила переноса слов из одной строки в другую;
4) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;
5) правила графических сокращений слов.
Части орфографии различаются общими принципами, лежащими в основе
конкретных правил. Принципы орфографии — это основные, исходные начала,
которых строятся конкретные правила, а также обобщение этих правил.
Принципы указывают основной путь достижения целей орфографии —
единообразного написания слов.
Но у частей орфографии есть и общее, что и объединяет их в единую
систему. Все они так или иначе ориентированы на слово: буквенное
обозначение звукового состава слов, слитное и раздельное написание слов,
перенос слов, сокращения слов, употребление больших и малых букв в словах.
Это и является основой общего определения орфографии как системы правил написания
слов.
Теоретические основы орфографии — это прежде всего принципы, на
которых она построена. Принципы орфографии — наряду с типом письма
(звуковым, слоговым или иным) и составом его знаков — являются одним из
важнейших
характеризующих
ее
признаков,
и
построение
методики
преподавания
орфографии прямо от них зависит.
Каждый из этих разделов покоится на определенных принципах.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось
направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц,
опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм.
В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение
орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих
правил, и грамматических условий их применения.
Каждому
учителю
хорошо
знакома
ситуация,
когда
после
изучения
правила,
например,
безударные в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями на вставку
пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию
нетрудно; чтобы вставить букву, ученику нужно лишь решить орфографическую задачу, а
чтобы осознанно, правильно написать слово в своем тексте, ему нужно сначала поставить эту
задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы,
именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим
умением. Но орфографическая зоркость- это не только умение обнаружить орфограмму в
написанном
слове,
но
и
в
первую
очередь
умение
обнаружить
орфограмму
в
слове,
воспринятом на слух. Неумение выделять орфограммы в слове - одна из причин, тормозящих
развитие орфографического навыка.
Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более
или
менее
определенные
группы
в
соответствии
с
логикой
языка,
с
законами
русской
орфографии.
Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно
отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление
орфографической
зоркости
учащихся
и
на
формирование
основ
орфографического
самоконтроля,
на
возникновение
у
них
потребности
узнать
правила,
чтобы
освоить
«взрослое» письмо.
В данной статье хочу поделиться, как успешно и эффективно провожу уроки по орфографии,
применяя следующие таблицы и схемы.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ.
МОЖНО
НЕЛЬЗЯ
Ду-маю
Ого-род
Оставлять на строке или переносить одну
букву
Паль-чик
Бой-цы
Подъ-езд
Переносить на другую строку буквы Й,Ъ,Ь.
Отрывать от приставки конечную согласную
Отрывать от корня первую согласную
Оставлять на строке или переносить
удвоенные согласные
Отрывать от корня часть, не составляющую
слога
При переносе слов с двойными согласными
оставлять их на одной строке
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ.
Об вести, от дать, над строить, под готовка, пред сказание, в ход, на слаждение, за явить, до гнать,
о становить, пере езд, по ход, про ложить, с бить.
ПРИСТАВКИ НА З(С)
З
С
Перед буквами, обозначающими звонкие
согласные:
без дарный , раз бить, из брать, воз вести,
низ вергнуть , роз вальни, чрез мерный.
Перед буквами, обозначающими глухие
согласные:
бес платный, рас пилить, ис пугать,
вос станавливать, нис ходить, рос пись,
черес полосица.
РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ЗНАЧЕНИЮ.
ПРЕ-
ПРИ-
1. Приставка близка по значению слову
очень :
Пре глупый
Пре забавный
2. Приставка близка по значению к приставке
пере -:
Пре градить
Пре ступник
пре рывистый
1. Приближение, присоединение:
При плыть
При шить
При двинуть
2. Близость:
При морский
При дорожный
3. Неполнота действия:
При задуматься
при открыть
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
СЛОВА с пол -
1. Ставится дефис:
- перед прописными буквами
пол-Москвы
- перед гласными
пол-апельсина
- перед согласной л
пол-лимона
2. В остальных случаях пишутся слитно
полдыни
СЛОВА с полу -
Всегда пишутся слитно:
полукруг, полумера
СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ
СЛОВА
Между буквами точка не ставится:
МГУ, ПТУ, ИТАР
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
- образованные из подчинительных словосочетаний, пишутся
слитно
заготовка хлеба – хлебозаготовка
- образованные из сочинительных словосочетаний, пишутся
через дефис
русский и английский – русско-английский
- сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов,
стороны света, пишутся через дефис
северо-запад, желто-зеленый
СЛОВА С
СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ
ГЛАСНЫМИ
О пишется после твердых согласных:
земноводный
Е пишется после мягких согласных:
пешеход, землемер
Орфографическую работу необходимо реализовывать через:
- углубление познавательных интересов;
- чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов
работ;
- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе4
- положительную самооценку;
- введение гибкой системы контроля и оценки знаний и умений;
- организацию взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвалу за успех.
Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих
развитие орфографического навыка. Чтобы найти орфограмму, написание, требующее
проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Слуховое
восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития
не только устной, но и письменной речи.
Чтобы помочь ребёнку овладеть грамотным письмом, я стараюсь разнообразить формы
деятельности учащихся. Чтобы сформировать орфографическую грамотность у каждого
ученика, чтобы создать ситуацию успеха на уроках, я тщательно продумываю каждый этап
урока и пытаюсь, как можно больше форм деятельности внести на каждый урок.
Для формирования устойчивых навыков и чтобы усвоение было в системе, я продумываю
урок так, чтобы найти время для формирования орфографической зоркости на каждом уроке.
Много
лет
мне
в
работе
помогают
тетради-словарики.
Проверяя
диктанты,
письменные работы я выделяю слова, в которых ученики допускают ошибки. На уроках
работаем над этими словами: проводим фонетический разбор, выделяем сильные и слабые
позиции, определяем орфограмму, находим проверочные слова и записываем слова в тетради.
Орфографическая
зоркость –
это
способность
быстро
обнаруживать
в
тексте
орфограммы
и
определять
их
типы,
находить
свои
и
чужие
ошибки.
Отсутствие
орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных
причин допускаемых ошибок.
Орфографические
задачи
действительно
сложны,
но
путь
обучения
правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания. Большую
помощь в обучении и воспитании грамотного человека приносит проведение различных
внеклассных предметных мероприятий, привитие интереса к чтению.
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к
знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие
технологии
–
использование
компьютера
и
мультимедийного
проектора,
оформление
портфолио учащихся, проектная деятельность, презентации и тесты – всё это оживляет
учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.