Автор: Леонтьева Татьяна Евгеньевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МОУ "Озерная основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск, поселок Озерный Наименование материала: статья Тема: "Развитие критического мышления на уроках химии" Раздел: среднее образование
"Развитие критического мышления на уроках химии"
Леонтьева Татьяна Евгеньевна - учитель химии МОУ "Озерная
основная общеобразовательная школа"
Очень
часто
в
последнее
время
мы
говорим
о
педагогических
технологиях
в
образовательном
процессе.
Впервые
о
технологии
развития
критического
мышления
учащихся я услышала на курсах по истории.Эта технология заинтересовала меня, я
пробовала использовать ее элементы на уроках обществознания и основах православной
культуры, но вот на уроках химии пока еще не использовала, поэтому сегодня хотела бы
представить теоретический материал - знакомство с этой технологией.
Почему эта технология заинтересовала меня? Всем понятно, что мы
по иному
должны
относиться
к
судьбе
детей
с
высокими
показателями
интеллектуальных
возможностей. Им нужна мощная мотивация саморазвития, реализация своих творческих
способностей.
Я
придерживаюсь
мнения
тех
ученых,
которые
считают,
что
творческие
способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с
самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить
оригинальные
решения
известным
проблемам,
то
личность
этого
школьника
будет
формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии
- повторение сказанного учителем.
Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может
дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в
отрыве
от
других
социальных
ситуаций
взаимодействия,
не
обеспечит
растущему
поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.
Именно
поэтому
организация
учебного
процесса,
связанная
с
развитием
склонностей к критическому мышлению, представляется мне инструментом, который
позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного
образования
и
авангардными
идеями,
позволит
в
большей
степени
реализовать
те
педагогические задачи, о которых было сказано выше.
"Критическое мышление" - обозначение некоторого педагогического подхода. Это
педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту.
"Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового
способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не
задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей
самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология
"критиче ского
мышления"
позволяет
а к т и в и з и р о в ат ь
интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения
личностное начало ребенка.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить
ученика
самостоятельно
мыслить,
осмысливать,
структурировать
и
передавать
информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов
XX
в.
американские
педагоги
Дж.Стил,
К.Мередит,
Ч.Темпл
как
особую
методику
обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить [2].
Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек
использует
исследовательские
методы
в
обучении,
ставит
перед
собой
вопросы
и
планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская [4] отмечает, что технология развития
критического
мышления,
или
ТРКМ,
это
разновидность
личностно-ориентированного
обучения.
“Разница
лишь
в
том,
что
в
данном
варианте
личностно-ориентированное
1
обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической
проработки метода”.
Раскрывая
особенности
технологии
развития
критического
мышления
как
интегративного
способа
обучения,
Е.О.Галицких
выделяет
четыре
существенных
компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на
собственные ценности;
предполагает смену ролевых позиций учащихся;
настраивает на доверие участников группы друг к другу;
выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение,
систематизация, анализ, обобщение и др.).
Выполняя
групповое
задание,
общаясь
между
собой,
ученики
участвуют
в
активном
построении
знаний,
в
добывании
необходимой
информации
для
решения
проблемы.
Школьники
приобретают
новое
качество,
характеризующее
развитие
интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют
следующие признаки критического мышления:
мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что
происходит с человеком;
самостоятельное, ответственное;
аргументированное,
поскольку
убедительные
доводы
позволяют
принимать
продуманные решения;
многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных
сторон;
индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;
социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием
взаимодействия - дискуссия.
Критическое
мышление
начинается
с
вопросов
и
проблем,
а
не
с
ответов
на
вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает
ему жить среди людей, социализироваться.
Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс:
вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).
Рассмотрим использование технологии на примере структуры и содержания урока.
Стадия (фаза) 1 – стадия вызова
Деятельность учителя.
Задачи данной фазы
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу,
активизация учащихся,
мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся
Ученик
вспоминает,
что
ему
известно
по
изучаемому
вопросу
(делает
предположения),
систематизирует информацию до ее изучения,
задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
2
Возможные методы и приемы
- Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по
ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки ;
- «мозговая атака» и т. д.
Информация полученная на первой стадии:
выслушивается,
заслушивается,
обсуждается,
работа ведется индивидуально – в парах – группах.
Стадия (фаза) 2 – стадия осмысления (реализации).
Деятельность учителя
Сохранение
интереса
к
теме
при
непосредственной
работе
с
новой
информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Деятельность учащихся
Ученик
читает
(слушает)
текст,
используя
активные
методы
чтения,
предложенные учителем,
делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой
информации.
Возможные приемы и методы
Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «+», «-», «?»,( по мере чтения
ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция,
материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии 3
Деятельность учителя
Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям,
внести изменения, дополнения,
дать
творческие
или
практические
задания
на
основе
изученной
информации.
Деятельность учащихся
Учащиеся
соотносят
«новую»
информацию
со
«старой»,
используя
знания,
полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы
3
- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно – следственных
связей между блоками информации;
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных круглых столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия –.синквейны, эссе);
- исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
Творческая
переработка,
анализ,
интерпретация
и
т.
д.изученной
информации,
работа ведется индивидуально – в парах – группах.
Синквейн.-
способ
творческой
рефлексии
–
«стихотворение»,
написанное
по
определенным правилам:
1.
1 строка – одно существительное,
2.
2 строка – два прилагательных,
3.
3- я – три глагола,
4.
4 –я – крылатая фраза,
5.
5 – я – одно существительное, которое отражает суть.
«Критическое мышление» можно смело отнести к инновационным технологиям,
так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения. Развитие
предложенной технологии является ступенью в модернизации образования России.
В своей практике я использовала художественную форму письменной рефлексии,
которая называется синквейн, так как оно помогает развивать важное умение у учащихся -
умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в
нескольких словах.
Если следовать вышеперечисленным правилам, могут получиться, например, такие
синквейны:
Кислород
Газообразный, бесцветный.
Окисляет, дает дышать, воспламеняет.
Самый распространенный элемент.
Неметалл.
Водород
Легкий, горючий.
Восстанавливает, окисляет, взрывается.
Космический элемент.
Неметалл.
Русь
Православная, крещеная.
Молится, верует, строит.
На Руси много храмов.
Святая.
Данная
форма
работы
позволяет
выявить
наиболее
важные,
запоминающиеся
понятия, свойства веществ, дает возможность в яркой форме поработать над понятийным
аппаратом, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
4
На стадии вызова иногда использую "кластеры" ("грозди"), выделение смысловых
единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде "грозди".
Например, Виды химической связи: ионная, ковалентная, металлическая, водородная. В
свою очередь ковалентная делится на полярную и неполярную. "Кластеры" - графический
прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а располагаются в
определенном порядке.
Эту технологию я только начала осваивать, полностью урок по этой технологии
пока еще не проводила. Но попробовать стоит.
5