"Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время".
Автор: Леонтьева Татьяна Евгеньевна Должность: учительхимии Учебное заведение: МОУ "Озерная основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск, поселок Озерный Наименование материала: Статья Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время". Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей учащихся на уроке и
во внеурочное время.
учитель химии МОУ "Озерная основная общеобразовательная школа"
Леонтьева Т.Е.
По
мнению
С.
Соловейчика,
есть
три
силы,
заставляющих
детей
учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель
манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение
становится
тяжелой
повинностью.
Химия
–
один
из
самых
трудных
школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для
создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении
сырьевых,
энергетических,
продовольственных,
медицинских
проблем
человечества.
Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения
интересным,
творческим,
запоминающимся,
увлечь
ребят
этой
сложной
наукой?
Уверена,
что
только
вызвав
светлые
чувства
и
положительные
эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Моя позиция:
П е р е д
к а ж д ы м
у ч и т е л е м
в
т е ч е н и е
в с е й
е г о
педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение
этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость
учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить
детей
мыслить,
находить
и
решать
проблемы,
используя
для
этого
цели
познания из разных областей, коммуникативные умения.
Одной из главных задач в любой школе является развитие творческого
мышления
учащихся,
которое
формирует
сознательное
отношение
к
окружающей действительности.
Для
развития
умственных
способностей
учащихся
необходимо
использовать активные методы обучения, рассматривать предметы и явления
в их взаимосвязи, движении и развитии.
В
современной
психологии
доказано,
что
для
развития
мышления
учащихся
существенное
значение имеют
их
практические
действия:
составление схем, диаграмм, приборов, тренажеров. Мыслительные операции
развиваются на основе предметных действий, при этом знания становятся
более конкретными, лучше связываются с практикой.
Как на уроках так и во внеурочной деятельности я широко использую
работу учащихся с приборами , моделями, игровыми установками, схемами и
т.п. в процессе которой они учатся наблюдать , анализировать, сопоставлять,
обобщать, систематизировать и приобретают специальные умения и навыки.
Так, например, в 8-х и 9-х классах широко используют буквенные игры-
задачи такие как : анаграмма, шарада, составление ребусов, кроссвордов,
различного
рода
игр,
которые
развивают
сообразительность,
внимание,
1
логику и оригинальность мышления. Такие творческие задания предлагаю
составить
самим
учащимся
в
качестве
домашнего
задания,
которые
в
дальнейшем использую на уроках для разрядки.
Например: 1) третий лишний;
2)Продолжи ряд формул: С2Н5ОН ; С2Н4; С3Н6О ; С3Н7ОН ; С3Н6;
С4Н8О … .
На
старшей
ступени
предполагается
формирование
ключевых
компетенций. Их
становление
и
развитие
осуществляется
посредством
включения старших школьников в проектировочную и исследовательскую
деятельность, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.
Метод проектов я начала использовать несколько лет назад для развития
творческих
способностей
учащихся
и
подготовке
их
к
последующей
профессиональной деятельности.
Что такое проект?
Проект это пять «П»
П роблема П роектирование П оиск П родукт П резентация
Работа над проектом включает следующие этапы:
- подготовительный
(определить вид проекта по деятельности, по времени, по интеграции; цели и
задачи
развития,
обучения,
воспитания,
информационное,
учебно
–
методическое оснащение, список литературы)
- этап реализации (погружение в проект, организация деятельности)
- этап работы над проектом;
- презентация проекта.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать
что-то
интересное
самостоятельно,
в
группе
или
самому
максимально
используя свои возможности, позволяющий проявить себя, попробовать свои
силы,
приложить
свои
знания,
принести
пользу
и
показать
публично
достигнутый
результат,
это
деятельность,
направленная
на
решение
интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и
задачи,
когда
результат
этой
деятельности,
найденный
способ
решения
проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение,
что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Обычно такие проекты ребята выполняют по темам электива: "Химия и
искусство".
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику,
вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить
образовательный процесс в результативную созидательную работу.
«Ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знания на
деле».
(Аристотель.)
На
развитие
творческих
способностей
влияют
и
практико-
ориентировочные
задания:
для
успешного
выполнения
таких
заданий
2
необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько
умение логически мыслить и химическая интуиция, а это шаг к воспитанию
творчески активной личности.
Например:
В
середине
марта,
т.е.
за
месяц
до
посева,
начинают
готовить
семена
огурцов.
Их
подвешивают
для
прогревания
над
батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с
массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие
семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не
только
помогает
отобрать
полноценные
семена,
но
и
удаляет
с
их
поверхности
возбудителей
заболеваний.
Приготовьте
80
г
такого
раствора.
Можно также использовать задания, способствующие формированию
творческой информационной компетентности; написания химических сказок,
эссе, сообщений.
Обучение
с
использованием
практико-ориентировочных
заданий
приводит к
более
прочному
усвоению
информации,
т.к.
возникают
ассоциации с конкретными действиями и событиями.
Поиск методов форм обучения, способствует воспитанию творческой
личности, приводит к появлению игровых технологий. Особенностями игры
в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение
перед
обществом,
юмористическая
окраска,
стремление
к
розыгрышу,
ориентация на речевую деятельность.
Например игра: «Химическое фехтование». Ученики готовят по 5-10
вопросов по изученному материалу, затем по очереди задают друг другу эти
вопросы, кто ответит на большее количество вопросов, тот и победил.
Еще
один
из
главных
путей
развития
интеллектуально-творческого
потенциала личности ребенка-это исследовательская практика.
«Исследованию все возрасты покорны». Склонность к исследованию
свойственна
всем
детям.
Неутомимая жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
постоянное
стремление
экспериментировать
-
это
индикаторы детской одаренности.
Структура учебного исследования:
Выделение
и
постановка
проблемы
-
выдвижение гипотез-поиск
и
предложение
возможных
вариантов
решения
-
сбор
материала
-
обобщение полученных данных – подготовка проекта (сообщение, доклад,
макет и т.д.)-защита проекта.
Развитию
творческого
мышления
способствуют
ассоциации,
ассоциации мышления: необходимость представить тот или иной научный
химический процесс на несложном привычном уровне и связать с чем-то
привычным, и ребенок начинает понимать. (Например, сравнение строения
атома со строением солнечной системы.)
Кроме
других
способов
и
методов,
развивающих
творческие
способности обучающихся, я могу назвать метод опорных схем и конспектов,
использование информационных технологий.
3
Учителя,
работающие
над
развитием
творческих
способностей
учащихся на уроке и во внеурочное время должны помнить:
Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они
обязательно будут, но не торопите события.
Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских
работ –дело очень деликатное.
Нужно
всегда
помнить
о
равноправии.
Каждый
ребенок
имеет
право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей
на талантливых и «остальных»
Самое
главное- творите сами. Как нет детей без воображения,
так нет и педагога без творческих порывов.
Вывод.
1.
Обучение
следует
рассматривать
как
обучение
осмыслению
и
переосмыслению теоретических представлений, то есть обучение процессу
познания. Механизмом же такого познания является творчество.
2. Обучение должно быть направлено на творческое применение знаний
учащихся.
3.
Обучение
должно
формировать
у
учащихся
опыт
творческого
переосмысления
имеющихся
представлений,
то
есть
опыт
творческой
деятельности.
4