Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время".


Автор: Леонтьева Татьяна Евгеньевна
Должность: учительхимии
Учебное заведение: МОУ "Озерная основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Саранск, поселок Озерный
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время".
Раздел: среднее образование





Назад





Развитие творческих способностей учащихся на уроке и

во внеурочное время.
учитель химии МОУ "Озерная основная общеобразовательная школа" Леонтьева Т.Е. По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся, увлечь ребят этой сложной наукой? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Моя позиция: П е р е д к а ж д ы м у ч и т е л е м в т е ч е н и е в с е й е г о педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого цели познания из разных областей, коммуникативные умения. Одной из главных задач в любой школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности. Для развития умственных способностей учащихся необходимо использовать активные методы обучения, рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи, движении и развитии. В современной психологии доказано, что для развития мышления учащихся существенное значение имеют их практические действия: составление схем, диаграмм, приборов, тренажеров. Мыслительные операции развиваются на основе предметных действий, при этом знания становятся более конкретными, лучше связываются с практикой. Как на уроках так и во внеурочной деятельности я широко использую работу учащихся с приборами , моделями, игровыми установками, схемами и т.п. в процессе которой они учатся наблюдать , анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать и приобретают специальные умения и навыки. Так, например, в 8-х и 9-х классах широко используют буквенные игры- задачи такие как : анаграмма, шарада, составление ребусов, кроссвордов, различного рода игр, которые развивают сообразительность, внимание, 1
логику и оригинальность мышления. Такие творческие задания предлагаю составить самим учащимся в качестве домашнего задания, которые в дальнейшем использую на уроках для разрядки. Например: 1) третий лишний; 2)Продолжи ряд формул: С2Н5ОН ; С2Н4; С3Н6О ; С3Н7ОН ; С3Н6; С4Н8О … . На старшей ступени предполагается формирование ключевых компетенций. Их становление и развитие осуществляется посредством включения старших школьников в проектировочную и исследовательскую деятельность, которая позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся. Метод проектов я начала использовать несколько лет назад для развития творческих способностей учащихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности. Что такое проект? Проект это пять
«П»

П
роблема
П
роектирование
П
оиск
П
родукт
П
резентация Работа над проектом включает следующие этапы: - подготовительный (определить вид проекта по деятельности, по времени, по интеграции; цели и задачи развития, обучения, воспитания, информационное, учебно – методическое оснащение, список литературы) - этап реализации (погружение в проект, организация деятельности) - этап работы над проектом; - презентация проекта. Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому максимально используя свои возможности, позволяющий проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Обычно такие проекты ребята выполняют по темам электива: "Химия и искусство". Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.
«Ум заключается не только в знании, но и умении прилагать знания на

деле».

(Аристотель.)
На развитие творческих способностей влияют и практико- ориентировочные задания: для успешного выполнения таких заданий 2
необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция, а это шаг к воспитанию творчески активной личности.
Например:

В

середине

марта,

т.е.

за

месяц

до

посева,

начинают

готовить

семена

огурцов.

Их

подвешивают

для

прогревания

над

батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с

массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие

семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не

только

помогает

отобрать

полноценные

семена,

но

и

удаляет

с

их

поверхности

возбудителей

заболеваний.

Приготовьте

80

г

такого

раствора.
Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности; написания химических сказок, эссе, сообщений. Обучение с использованием практико-ориентировочных заданий приводит к более прочному усвоению информации, т.к. возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Поиск методов форм обучения, способствует воспитанию творческой личности, приводит к появлению игровых технологий. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.














Например игра:
«Химическое фехтование». Ученики готовят по 5-10 вопросов по изученному материалу, затем по очереди задают друг другу эти вопросы, кто ответит на большее количество вопросов, тот и победил. Еще один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка-это исследовательская практика.
«Исследованию все возрасты покорны».
Склонность к исследованию свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одаренности. Структура учебного исследования: Выделение и постановка проблемы - выдвижение гипотез-поиск и предложение возможных вариантов решения - сбор материала - обобщение полученных данных – подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.)-защита проекта. Развитию творческого мышления способствуют ассоциации, ассоциации мышления: необходимость представить тот или иной научный химический процесс на несложном привычном уровне и связать с чем-то привычным, и ребенок начинает понимать. (Например, сравнение строения атома со строением солнечной системы.) Кроме других способов и методов, развивающих творческие способности обучающихся, я могу назвать метод опорных схем и конспектов, использование информационных технологий. 3
Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время должны помнить: 
Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они

обязательно будут, но не торопите события.

Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских

работ –дело очень деликатное.

Нужно

всегда

помнить

о

равноправии.

Каждый

ребенок

имеет

право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей

на талантливых и «остальных»

Самое

главное- творите сами. Как нет детей без воображения,

так нет и педагога без творческих порывов.

Вывод.
1. Обучение следует рассматривать как обучение осмыслению и переосмыслению теоретических представлений, то есть обучение процессу познания. Механизмом же такого познания является творчество. 2. Обучение должно быть направлено на творческое применение знаний учащихся. 3. Обучение должно формировать у учащихся опыт творческого переосмысления имеющихся представлений, то есть опыт творческой деятельности. 4


В раздел образования