Напоминание

Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников


Автор: Белоусова Зинаида Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПДС "Ягодка".
Населённый пункт: Самарская область, г. Жигулевск
Наименование материала: статья
Тема: Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
З.В. Белоусовой Воспитатель СПДС «Ягодка» г.Жигулевск, Самарская область Изменения, в последние десятилетия происшедшие в российском обществе, отразились и на жизни дошкольников: изменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации. Это не может не отразиться на развитии детей, прежде всего на их эмоциональной сфере. Необходимость и важность изучения эмоций определяется той ролью, которую они играют в жизни человека, в процессе становления личности. Л.С. Выготский [2] определял эмоции как «центральное звено» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Эмоции определяют, организуют, предвосхищают и оценивают деятельность субъекта. В отличие от интеллектуального развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается, ее – необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Известно, современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует и агрессивность в их поведении. Какие же задачи следует решать исследователям в первую очередь? Исследования, как считает А.Д. Кошелева [5], должны идти в следующем направлении: необходимо, во–первых, «уточнить роль эмоций для всего хода психического развития ребенка»; во–вторых, «раскрыть роль эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения ребенка»; в–третьих, «искать методы, приемы, технику управления развитием эмоциональной сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений». Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития. Именно на данном этапе онтогенеза речь должна идти об усложнении у детей знаний об эмоциях, о развитии эмоциональной саморегуляции и умения понимать эмоции окружающих людей по выражению лица. Тенденция к усложнению знаний об эмоциях у детей проявляется в нескольких направлениях. Ввиду быстрого когнитивного развития ребенок все более точно осознает оттенки эмоций в повседневной жизни и выражает их в речевой форме. Установлено [2],: с возрастом ребенок лучше идентифицирует эмоции, границы эмоциональных понятий становятся более четкими, увеличивается число параметров, по которым он различает эмоции. Кроме того, усложняются знания об эмоциях. Под усложнением следует понимать разрушение жесткой сцепленности между отдельными компонентами. Наиболее интенсивно в дошкольный период развивается способность понимать эмоции других людей по мимике. Данную проблему подробно изучила А.М. Щетинина [8], работая с детьми старшего дошкольного возраста. Изучением эмоциональных состояний занимались такие исследователи как П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.П. Воропаева, А.Н. Леонтьев, Е.В. Никифорова, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Д. Кошелева и др. В процессе работы мы столкнулись с такой проблемой, как неспособность детей дошкольного возраста выражать чувства раздражения, гнева, обиды надлежащим образом. Повышенная раздражительность и агрессивность свойственны многим детям, независимо от их возраста и социального положения семей. Современным детям достаточно часто приходится сталкиваться с насилием, разводом родителей, а главное –
с недостаточным вниманием к их проблемам со стороны близких взрослых, вынужденных большую часть времени отдавать работе. Дети не чувствуют себя довольно защищенными в среде, в которой находятся, отсюда и раздражительность, агрессивность, страхи. Обычно ребенку сложно понять, что раздражение и гнев – чувства нормальные и вполне допустимые, но их вовсе не обязательно проявлять в агрессии. Считаем, что нашей важной задачей является обучение ребенка адекватным способам выражения собственных чувств и эмоций. Как видим, дошкольный период – это время интенсивного эмоционального развития. И что примечательно: на данном этапе усложняются знания об эмоциях, развивается эмоциональная саморегуляция, дети лучше начинают понимать окружающих по выражению лица. Эти направления можно считать ключевыми в дошкольный период детства. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому значение игр для детей дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка. В силу того, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, мы выбрали игротерапию как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Игротерапия для детей обладает безграничными возможностями – начиная от профилактики поведенческих отклонений и заканчивая коррекцией уже появившихся проблем в различных сферах – коммуникативной, эмоционально-волевой и т.д. Игровая терапия эффективна для детей с социальной дезадаптацией, поскольку помогает сформировать новые, более здоровые отношения, основанные на сотрудничестве и свободе самовыражения — взамен агрессии и принуждения. Большое распространение получили так называемые имитационные игры, позволяющие ребенку стать таким, каким он хочет быть, постепенно усваивая желаемый стиль поведения и начиная использовать его в реальной жизни. Игротерапия помогает развивать творческий потенциал, снимает болезненное внутреннее напряжение, тревожность, устраняет ощущение недоверия к миру и взрослым, избавляет ребенка от враждебности и агрессивных тенденций. Ребенок через игру познает свой внутренний мир, свое эмоциональное состояние, следовательно, через игротерапию можно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, придавать ей более яркую окраску. Исследованиями в области применения игровой терапии в целях познания ребенка занимались такие известные ученые-психологи как З. Фрейд, Д. Леви, Дж. Тафт, Ф. Аллен, К. Роджерс, развитие игрового взаимодействия с ребенком в рамках психотерапевтического процесса можно увидеть в работах М. Клейн, Г. Гуг-Гельмут. В связи с выше изложенным
целью нашего исследования было определено -
теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования игротерапии в процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

Объектом

исследования
явилась педагогическая деятельность ДОУ по развитию эмоциональной сферы у дошкольников.
Предметом

исследования
- игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза

исследования
. Мы исходили из предположения о том, что эффективность процесса развития эмоциональной сферы у старших дошкольников обеспечивается: 1) определением уровня развития с помощью комплекса диагностических методик; 2) разработкой и внедрением программы развития эмоциональной сферы у старших дошкольников, включающей игровую терапию. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие
задачи
: 1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме игротерапии. 2. Выявить теоретические и практические основания развития эмоциональной сферы ребенка-дошкольника. 3. Разработать программу эмоционального развития старших дошкольников, реализуемую в педагогической деятельности ДОУ. 4. Теоретически выявить и экспериментально проверить возможности использования игротерапии в процессе развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Результаты проведенного теоретиче ского исследования т ре буют экспериментальной проверки выдвинутой нами гипотезы. В ходе организации эксперимента мы ставили цель: экспериментально проверить влияние игротерапии на эффективность развития эмоциональной сферы у старших дошкольников. Педагогический эксперимент осуществлялся нами в естественных условиях образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста в МБ СОУ № 37 «Радуга» города Майкопа. В экспериментальном исследовании принимало участие 14 детей 6-7 лет, из них 7 мальчиков и 7 девочек. Н а
констатирующем этапе

эксперимента
нами были использованы три диагностические методики. При выборе методик учитывались индивидуальные особенности детей, атмосфера в группе и их способности. Первой из проведенных нами методик была методика М.А Панфиловой «Кактус» [6], цель которой выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. На листе бумаги (формат А4) ребенку предлагается нарисовать кактус, такой, какой он его себе представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершению рисования с ребенком проводится беседа. При выполнении задания дети были разделены на пять подгрупп, с целью избежания копирования, так как известно, что дети в данном возрасте подражательны. В процессе проведения данной методики некоторые дети неохотно приступали к выполнению задания, проявлялись неуверенность в себе, страх нарисовать не правильно, такими фразами как: «Я не умею», «Я не знаю». При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение; размер рисунка; характеристики линий; сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.); характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.); характеристика иголок (размер, расположение, количество).
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, скрытность, осторожность, о п т и м и з м , т р е в о ж н о с т ь , ж е н с т в е н н о с т ь , э к с т р а в е р т и р о в а н н о с т ь , интровертированность. Результаты диагностики по методике «Какткус»: высокий уровень агрессии показали – 4 ребенка, тревожности – 7 детей, стремление к защите – 11 детей, эгоцентризма – 6 детей, интровертированности – 6 детей. Следующая методика, которую мы использовали, в нашей работе – это проективная методика – Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко «Дерево с человечками» [7]. Цель: выявление уровня самооценки ребенка. Детям предлагались листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый ребенок получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок). Не рекомендуется предлагать детям вначале подписывать на листе свое имя, так как это может повлиять на их выбор. Инструкция дается в следующей форме: Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться. Завершающей методикой нашего исследования является тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) [ 4 ] . Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Психодиагностический материал представлен серией рисунков размером 8,5 на 11 см. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Каждый рисунок выполнен в 2-х вариантах: для мальчиков и для девочек. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию - разъяснение содержания. Выбор ребёнком соответствующего лица фиксируется в специальном протоколе. Результаты диагностики по данной методике: высокий уровень тревожности показали 11 детей (5 мальчиков, 6 девочек), средний уровень 3 человека (2 мальчика, 1 девочка). Как видно, ни один ребенок не набрал того количества баллов, которое соответствует низкому уровню тревожности. Однако из 14 испытуемых - 11 имеют высокий уровень тревожности. Такие дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Их интересовало, что записывает взрослый, не узнают ли о результатах теста родители, как отвечают другие дети и правильно ли отвечают они сами. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У
отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони, появлялись покраснения кожных покровов в области лица и шеи. Полученные данные говорят о том, что довольно большое количество детей имеют высокий уровень тревожности. То есть фактически у каждого третьего ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, ребенок нуждается в целенаправленной и планомерной психологической коррекции. Подсчитали общий результат по трем методикам: высокий уровень агрессии, тревожности и эмоционального состояния детей - 8 человек, средний уровень - 6 человек, низкий уровень – 0. Данные, полученные на констатирующем этапе эксперимента, убедили нас в необходимости проведения целенаправленной педагогической работы по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ. Н а
формирующем этапе
эксперимента нами была разработана программа по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников, включающая в себя игровую терапию. При составлении программы мы использовали следующие источники: А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова Практический психолог в детском саду. – М., 2012; Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993; Чистякова М.И. Психогимнастика. – 2-е изд. – М., 1995; Ермалаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М., Воронеж, 1998; Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997; Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996; Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – Санкт – Петербург, 2003; Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М., 1996; Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.
Программа «Эмоции и ребенок».

Цель программы:
Снижение уровня тревожности и агрессии дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения. Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному развитию и общению со сверстниками и взрослыми. Программа состоит из трех блоков.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

З а д ач и .
Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; обучить приемам ауторелаксации.
Блок 2. Коррекция тревожности и агрессии.

Задачи.
Снижение психического напряжения, коррекция поведения агрессивных детей, снижение агрессии. Помочь в преодолении негативных переживаний, снятии страхов и агрессии; уменьшить тревожность.
Блок 3. Коррекция эмоциональной сферы.

З а д ач и .
Помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания, справляться с ними, преодолевать негативные эмоции. На первые два блока задач отводится 3 занятия, на третий блок отводится 4 занятия. Темп и продолжительность занятий. Занятия могут проходить 1 - 2 раза в неделю по 20-25 мин. Продолжительность всех занятий не должна превышать 30 минут. Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание (2- 4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал прощания.
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Построенные таким образом занятия дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Последнее связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстника, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать. Важно не давать детям заранее «правильного» ответа, а ставить их в ситуацию выбора. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни. На занятиях большое внимание мы уделяли сохранению тесной взаимосвязи знания, чувства, поведения в раскрытии и осмыслении решаемых проблем. То, что познается детьми, проводится через эмоциональную сферу, чтобы ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, обогащая этим свою личность. Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другими, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижение тревожности, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу с самим собой и окружающими людьми. После проведения коррекционных занятий, включающих игровую терапию, мы осуществили повторную диагностику эмоциональной сферы детей экспериментальной группы
(контрольный

этап

эксперимента)
с помощью тех же диагностических методик, что и на констатирующем. Результаты диагностики агрессии, тревожности и эмоционального состояния дошкольников экспериментальной группы на заключительном этапе эксперимента: высокий уровень -1 человек, средний уровень - 5 человек, низкий уровень - 8 человек. По завершению эксперимента мы можем утверждать, что в результате использования нашей программы «Эмоции и ребенок» наблюдается повышение уровня развития эмоциональной сферы экспериментальной группы: на коррекционных занятиях в процессе игр дети стали более активными, с большим интересом включались в игру, научились ярко выражать свои эмоции, у большинства детей повысилась самооценка, перестали проявлять агрессию по отношению друг к другу и ко взрослому. Прослеживалась динамика изменений на заключительном этапе в процессе повторной диагностики. Так, при выполнении методики «Кактус» М.А Панфиловой, дети охотнее включались в продуктивный вид деятельности, из всех испытуемых только один неохотно приступил к заданию, ссылаясь на то, что не умеет рисовать. После ободрения и не долгих уговоров приступил к заданию. Из рисунков детей видно, что ярко выраженная агрессия отсутствует, тревожность только у некоторых испытуемых проявляется в низкой степени. Если ребенок изображает кактус с иголками, то в большей степени, эти колючки короткие, и их мало. При проведении методики Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко «Дерево с человечками» многие испытуемые поменяли расположение человечков на более позитивные ступени, чем при первой диагностике.
При повторном проведении теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) большая часть детей совсем по-другому прокомментировала некоторые картинки, прилагающиеся к тесту, увидев в них положительные моменты. Итак, мы можем заключить, что проведенное экспериментальное исследование показало эффективность использования игровой терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Результаты проведенного нами исследования позволили разработать методические рекомендации педагогам ДОУ и сделать следующие выводы: 1. Констатирующий эксперимент показал, что развитие эмоциональной сферы старших дошкольников на низком уровне, не все дети умеют справляться со своими эмоциями, чаще всего с негативными, отрицательными проявлениями. У испытуемых преобладают негативные эмоции, такие как агрессия, страх, тревога, вследствие чего отсутствуют такие качества как сочувствие, сострадание, сопереживание. 2. Выбранные нами методики для выявления уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста являются разносторонними, испытуемые проявили к ним интерес, большинство активно принимали участие. Данные методики типичны для детей дошкольного возраста и позволяют нам говорить об определенных тенденциях развития эмоциональной сферы у старших дошкольников. 3. Анализ материалов опытно-экспериментальной работы показал, что наибольший сдвиг в развитии эмоциональной сферы воспитанников удалось обеспечить за счет проведения авторской коррекционной программы «Эмоции и ребенок», включающей игротерапию в педагогическом процессе ДОУ. 4. Гипотеза о том, что реализация разработанной нами коррекционной программы по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников, включающей в себя игротерапию, будет эффективной, подтвердилась. Среди методов коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста важное место занимает игротерапия. Игра – это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от детей определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у ребенка способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок-дошкольник. Вступая в игре в реальные отношения со своими сверстниками, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей. Список литературы: 1. Васильевой М.А., В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.Практический психолог/Под ред: Мозаика – синтез, 2012. – 144с. 2. Выготский А.С. Психология искусства. – М., 1965.-256с. 3. Денисова. Н.Д.. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет/ сост.– Волгоград: Учитель, 2013.-202с.
4. Костина. Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. Санкт – Петербург.: Речь, 2003. – 160с. 5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 6. Панфилова М.А. Игротерапия общения // Тесты и коррекционные игры, 200 7. Пономаренко Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999. 8. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. Великий Новгород.: 2004.- 216с.


В раздел образования