“Педагогические технологии как средство повышения качества образования в рамках новых стандартов.”
Автор: Филясова Галина Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: П. Торбеево Наименование материала: Методическая разработка Тема: “Педагогические технологии как средство повышения качества образования в рамках новых стандартов.” Раздел: начальное образование
.”
Одной из задач современной начальной школы сегодня становится формирование
творческой личности ребёнка, способной нестандартно мыслить в любой ситуации,
обладающей решимостью, ответственностью за принятые решения, уверенностью в
собственных силах. (Слайд 2)
Набрав детей в первый класс, нынешний 2 класс, я поставила перед собой задачу
развивать их творческие способности, создать условия для проявления ими творче-
ской активности и активизации их воображения.
В первую очередь, я среди детей своего 1-а класса, провела диагностику на изучение
уровня сформированности их творческой активности.
Из таблицы видно, что в середине 1-го класса
8 человек имели низкий уровень развития творческой активности. Этих детей шко-
ла привлекала играми, красивыми школьными атрибутами. Они приходили в школу
играться, а не учиться. Дети не стремились к самостоятельному выполнению работ.
При первых трудностях возникали отрицательные эмоции.
10 человек имели средний уровень , то есть они понимали, что пришли в школу
учиться, могли предложить свои идеи, но проявить творчество и воплотить его без
помощи взрослых не могли.
6 человек имели недостаточно высокий уровень. Они брались за любую творче-
скую работу, но не всегда доводили её до конца.
И только 3 человека имели высокий уровень творческой активности. Постоянно
хотели что-то узнать, пополнить свои знания. Всегда самостоятельно выполняли
творческие задания. Часто предлагали оригинальные ответы.
Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоя-
тельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей
практике я применяю проблемное обучение.
(Слайд 3)
Так на уроке обучения грамоте предлагаю детям прочитать слова: солнце, Солнце,
осень, Осень, пушок, Пушок.
-Возможно ли такое? Чем интересны эти слова? (Звучат одинаково, а значение раз-
ное и пишутся по-разному) (Слайд 4)
Затем предлагаю детям узнать по толковому словарю лексическое значение первых
двух слов солнце и Солнце.
1.
Небесное светило – раскалённое плазменное тело шарообразной формы, во-
круг которого обращается Земля и другие планеты.
2.
Свет, тепло, излучаемые этим светилом.
3.
То, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого,
жизненно необходимого.
4.
Гимнастическое упражнение – вращение тела вокруг перекладины.
5.
Раскрой одежды в виде круга.(Слайд 5)
- Что означает слово осень, Осень? (Время года и затрудняются ответить)(Слайд 6)
Осень – река в России, Тверской области.
Перед вами карта России на которой видна эта река.(Слайд 7)
- Что обозначает каждое слово пушок, Пушок? (Слайд 8)
-Почему так назвали собачку? (Кличка животного должна соответствовать цвету,
внешним особенностям.)(Слайд 9)
Затем дети составляют предложение о пухе или о собаке. Находят опасные буквы в
словах. ( Слайд 10) Ещё раз проговаривают, какие слова надо написать с большой
буквы. Лучшее предложение один ученик с комментированием записывает на доске,
а остальные ребята в тетрадях.
-Сформулируйте тему нашего урока? (Слайд11)
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
•
Цель: познакомится с новой орфограммой - заглавной буквой в именах соб-
ственных ;
•
учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных;
•
развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.
Одним из эффективных средств развития творческой активности учащихся является
дидактическая игра. (Слайд 12.)
Например (Найди парные согласные. Собери слово. Угадай слово по первым бук-
вам. Где спряталась буква к.)
Она помогает снять чувство усталости,(Слайд 13) раскрывает способности детей, их
индивидуальность,(Слайд 14) усиливает непроизвольное запоминание. (Слайд 15).
Творческую активность развиваю с помощью игр - драматизации (Слайд16), словес-
ного рисования, творческого пересказа от лица разных героев, чтения по ролям, в со-
ставлении устного рассказа об одном из героев. В процессе игры дети любят приду-
мывать чистоговорки.
Ша-ша-ша
Мама моет малыша
Та-та-та
У нас в доме чистота.
-любят придумывать мини стихи, загадки.
Во втором классе ребята пробуют сочинять сказки .
(Слайд 18).
Каждый ребенок индивидуален, поэтому я всегда помню о том, что требуется создать
на уроке такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие
индивидуальности ребенка. Для этого использую индивидуальную самостоятельную
работу. Разные дети работают над разными заданиями, как правило, 2-3 уровня. Не
редко домашняя работа носит индивидуальный характер. Кто-то из ребят получает
задание на закрепление знаний и практических умений, кто-то на обобщение приоб-
ретенных знаний, кто-то получает задание на подготовку к работе, которая будет про-
водиться на предстоящем уроке.
Каким должно быть домашнее задание:
· не тягостным, а привлекательным,
· необычным,
· посильным,
· обязательно проверенным и оцененным,
Для того, чтобы каждый ученик начал мыслить и фантазировать, организую на
уроке работу детей в группах . (Слайд 19) В группах рождаются споры, обсуждаются
разные варианты творческих работ, идёт взаимообучение детей в процессе учебной
дискуссии, учебного диалога. (Слайд 20)
Для того, чтобы поведение детей не выходило за рамки допустимого, на первых уро-
ках мы с детьми выводим правила или устав работы в группе.
Уважай своего товарища.
Говори, не мешая другим ( в паре - шепотом, в группе – вполголоса).
Не отвлекай другого лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай.
На своих уроках я использую несколько приёмов групповой работы:
1) когда группы получают одно и то же задание. (Например: придумать чистоговорку
или четверостишие), а затем один представитель от группы зачитывает её или вся
группа зачитывает хором.
2) когда группы получают разные задания. Здесь важно соблюдать регламент време-
ни.
3) часто использую приём “Лови ошибку!”. Он заключается в том, что группам раздаю
задания, в которых допущены ошибки. Ребятам необходимо найти эти ошибки и аргу-
ментировать свой выбор.
4) ребятам очень нравиться приём “Пресс – конференция”. По изучаемому произве-
дению или по изучаемой теме группы составляют список вопросов. Затем одни уче-
ники задают свои вопросы, другие отвечают на них.
Уже в 1 классе дети участвуют в проектной деятельности. Презентации проектов
проводятся в конце каждой четверти. Перед работой детям объясняю, что источника-
ми информации могут быть: книги, энциклопедии, научные журналы, научно-популяр-
ные фильмы, интернет, беседы со взрослыми, наблюдения и т.п.
Формами презентации результатов проекта могут быть рисунки, поделки, макеты, га-
зеты (бумажные и электронные), книжки-малышки, доклады, компьютерная презента-
ция, выставка, альбомы, коллекции и т.п.
(Слайд 23)Как показывает практика, без новых информационных технологий уже не-
возможно представить себе современного учителя. Лично мне информационно – ком-
муникативные технологии помогают решать профессиональные проблемы: поиск и
отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет – ре-
сурсов; применение готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспи-
тательных целях. Всегда учителю начальных классов приходилось делать к уроку
много наглядности. Сегодня эту работу выполняет монитор компьютера, а его воз-
можности намного выше, чем классной доски.
(Слайд 24)
Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и спе-
циальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппа-
рата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного
дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс фи-
зических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
(Слайд 25)
Мы учителя начальных классов, близко познакомились с Федеральным государ-
ственным образовательным стандартом начального общего образования. И одной из
отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания,
который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Вначале
ребёнок сам даёт оценку своей работе, а затем учитель оценивает его. Затем дети
могут сравнить свою и мою оценку, могут спросить у меня, почему они не совпадают.
(Слайд 26)
«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений
совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а
в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни.»
(Е.И. Рерих)