Инновации в школе. Применение игровых форм обучения в проектной деятельности.
Автор: Петров Валерий Анатольевич Должность: учитель изо, черчения и технологии Учебное заведение: МБОУ "Шимкусская СОШ" Янтиковского района Чувашской Республики Населённый пункт: с. Шимкусы Наименование материала: статья Тема: Инновации в школе. Применение игровых форм обучения в проектной деятельности. Раздел: полное образование
Инновации в школе. Применение игровых форм обучения в проектной деятельности.
Петров В. А., учитель ИЗО, черчения и технологии МБОУ «Шимкусская СОШ»
Изменения, происходящие в настоящее время
в производственной сфере, стали
настолько
динамичными,
что
выпускнику
школы,
желающему
стать
успешным
и
востребованным в современном обществе, приходится осваивать порой совершенно новые
виды и формы своей деятельности. Всему этому ребенок должен научиться уже в школе, в
процессе изучения программного материала общего образования по разным предметам.
Это
обуславливает
необходимость
применения
инновационных
технологий
в
образовательной деятельности школы. А что же такое «инновация»? В широком смысле
слова инновация – это нововведение в области техники, технологии, организации труда
или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта,
обеспечивающее
качественное
повышение
эффективности
производственной
системы,
качества
продукции
или
услуги.
Под
инновацией
в
образовательном
процессе
мы
понимаем выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся и освоение новых,
наиболее эффективных методов, приемов, форм обучения и воспитания. Причем не всякое
новшество или нововведение является инновационным, а только такое, которое серьезно
повышает
эффективность.
Инновационные
технологии
могут
сочетать
прогрессивные
креативные технологии и стереотипные технологии в образовании, доказывающие свою
эффективность в процессе педагогической деятельности.
Особенностью преподавания предмета «Технология» является направленность на
творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной
трудовой
деятельности,
развитие
и
воспитание
широко
образованной,
культурной,
творческой, инициативной и предприимчивой личности. Перед учителями технологии
стоит задача интенсивного освоения инновационных технологий для достижения этой
цели. Для этого педагогическая общественность, в том числе и учителя технологии, в ходе
своей
работы
апробируют
новые
методы,
формы
и
виды
в
организации
учебной
деятельности, делятся своим опытом.
Одними из наиболее эффективных форм организации урока технологии являются
деловые
и
ролевые
игры. Деловая игра является формой воссоздания предметного и
социального
содержания
будущей
профессиональной
деятельности
ученика,
моделирования профессиональных проблем, реальных затруднений и сложностей. Она
может включать в себя целый комплекс методов активного обучения:
- формирование у учащихся представления о производстве и производственной
деятельности;
- развитие теоретического и практического мышления;
- формирование умения работать в коллективе;
- воспитание креативности, самостоятельности и предприимчивости.
Суть ролевых игр состоит в имитации ролевого общения, способность видеть мир
глазами
другого
человека,
слышать
и
чувствовать,
как
он.
Ролевые
игры
часто
сопровождаются инсценировками, постановками коротких сценок.
Основными целями и задачами деловых и ролевых игр являются:
-
профессиональное
самоопределение
учащегося
и
формирование
личностных
качеств в современных условиях производства и бизнеса;
- формирование навыков успешного человека на работе и дома;
-
умение
преодолевать
трудности,
проблемы
в
игре,
а
затем
и
в
жизненных
ситуациях;
- развитие нравственных, деловых, творческих качеств личности при разработке
творческих проектов;
- Повышение качества знаний.
Учащиеся
зачастую
плохо
представляют,
каким
образом
организована
производственная деятельность на крупных и средних предприятиях, как работает малый
бизнес. Совсем не знают о таких разделах производства, как нормирование, плановость,
аналитика и отчетность. Чтобы научить сознательно применять эти категории, необходимо
включить
учащихся
в
такую
деятельность,
которая
по
своему
психологическому
содержанию
соответствовала
бы
производственной.
Это
возможно
только
при
использовании деловых и ролевых игр. Выполняя в процессе игры роли конструктора,
дизайнера,
эксперта,
технолога,
учащиеся
имеют
возможность
знакомства
с
рядом
профессий и почувствовать личную ответственность за качество конечной продукции.
Учитель
в
данной
ситуации
может
играть
роль
заказчика,
директора
предприятия,
инструктора и т. д.
Процесс
деловой
игры
может
сопровождаться
применением
компьютерных
технологий.
Я
в
своей
работе
часто
использую
систему
трехмерного
твердотельного
моделирования KOMPAS-3D.
ИКТ
можно
применяться
как
непосредственно
в
ходе
деловой или ролевой игры, так и для организации самостоятельной работы учащихся вне
школьных занятий. Применение информационных компьютерных технологий в обучении
не
только
облегчает
усвоение
учебного
материала,
но
и
предоставляет
новые
возможности для развития творческих способностей учащихся, повышает мотивацию
учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность.
Но постоянное однообразное использование на уроке компьютера как наглядное
пособие
–
для
демонстрации
готового
продукта
-
может
со
временем
привести
к
обратному эффекту. Поэтому я стараюсь использовать компьютер для самостоятельной
деятельности
учащихся.
Обучающая
система KOMPAS-3D
как
раз
создана
для
самостоятельной творческой деятельности ребенка. Но
прежде чем ученик начинает
осваивать
этот
продукт,
необходима
определенная
подготовка.
Это
касается
первоначальной
графической
подготовки
и
развития
у
ребенка
пространственного
мышления. Поэтому теме «Графические изображения» в 5 и 6 классах я уделяю особое
внимание. Также я хочу особо отметить, что развивать пространственное мышление
наших учащихся с раннего возраста мне помогают уроки изобразительного искусства по
программе В. С. Кузина, которые я веду со второго класса.
В связи с введением в школах Федерального государственного образовательного
стандарта
основного
общего
образования
(ФГОС
ООО),
образовательная
программа
«Технология» в 5-7 классах в основном подчинена проектной деятельности учащихся.
Творческий проект может выполняться как одним учеником, так и группой учеников.
Форма деловой или ролевой игры является наиболее эффективной формой сотрудничества
учителя и учащихся в начальной стадии технологического этапа выполнения проектной
работы в группе.
Инновационные методы в преподавании технологии – это новые методы общения с
учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним
проблемам, это путь к правильному выбору своей будущей профессии.