Возрастные особенности формирования здорового образа у дошкольников
Автор: Петрова Татьяна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Светлячок" Населённый пункт: г.Валдай Новгородская обл. Наименование материала: статья Тема: Возрастные особенности формирования здорового образа у дошкольников Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности формирования здорового образа у
дошкольников
Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в
жизни
ребенка.
На
протяжении
всего
дошкольного
детства
происходит
нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей
нервной
деятельности.
Нервные
процессы
отличаются
быстрой
истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты
пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в
этом
возрасте
родители
и
педагоги
часто
сталкиваются
с
такими
проявлениями
в
поведении
детей,
как
смена
настроения,
повышенная
раздражительность,
психомоторная
возбудимость,
плаксивость,
быстрая
утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут
наблюдаться
следующие
реакции:
они
грызут
ногти,
крутят
волосы,
длительное
время
не
засыпают,
совершают
беспорядочные
движения
(покачивания, подпрыгивания и т. д.).
В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в
обмене
веществ,
которые
связаны
с
максимальной
частотой
детских
инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.
Кроме того, этот возрастной период — это возможность формирования и
проявления
всевозможных
аллергических
реакций
и
хронических
соматических
заболеваний,
в
основном
у
часто
болеющих
и
предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.
Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со
стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка
формируется на протяжении всей его жизни.
Отношение
ребенка
к
своему
здоровью
напрямую
зависит
от
сформированности
в
его
сознании
этого
понятия.
У
детей
дошкольного
возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки для стойкого
формирования представлений о здоровом образе жизни:
- активно развиваются психические процессы;
-заметны
положительные
изменения
в
физическом
и
функциональном
развитии; дети стараются сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно выполнять
бытовые
поручения,
владеют
навыками
самообслуживания,
прилагают
волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении
физической активности».
На
физиологическое
состояние
детей
дошкольного
возраста
большое
влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в
свою
очередь,
от
ментальных
установок.
Поэтому
ученые
выделяют
следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:
-
эмоциональное
самочувствие:
психогигиена,
умение
справляться
с
собственными эмоциями;
-
интеллектуальное
самочувствие:
способность
человека
узнавать
и
использовать
новую
информацию
для
оптимальных
действий
в
новых
обстоятельствах;
-
духовное
самочувствие:
способность
устанавливать
действительно
значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
В
то
же
время
следует
учитывать,
что
каждый
возрастной
период
характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе
по формированию ЗОЖ.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать
самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие
этого
никакого
отношения
к
нему
у
маленьких
детей
практически
не
складывается.
В
среднем
дошкольном
возрасте
у
детей
формируется
представление
о
здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них
проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но
что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить
еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В
их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно
делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не
есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что
в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью
со
стороны
внешней
среды
(холодно,
дождь,
сквозняк),
а
также
своих
собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта,
отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается
смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» (вот здорово!) и
«здоровый»
-
как
не
больной.
Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с
болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих
собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду
грязными
руками»
и
пр.),
так
и
от
внешней
среды.
При
определенной
воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением
правил гигиены.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
начинают
соотносить
занятия
физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно,
и
взрослые)
на
первое
место
ставят
физическую
составляющую.
В
этом
возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и
социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня
голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и
способах
его
сохранения,
в
целом
отношение
к
нему
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
остается
достаточно
пассивным.
Причины
такого
отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о способах
сохранения
здоровья,
а
также
в
не
осознании
опасностей
нездорового
поведения человека для сохранения здоровья. Нездоровое поведение в ряде
случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое,
выпить
целую
бутылку
охлажденного
лимонада,
пробежать
по
луже,
поваляться
подольше
в
постели
и
т.п.),
а
долговременные
негативные
последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными.
Значительная
часть
само
охранительного
поведения
детей
старшего
дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При
целенаправленном
воспитании,
обучении,
закреплении
в
повседневной
жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой
отношение
детей
к
своему
здоровью
существенно
м е н я е тс я .
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в
жизни
(на
доступном
пониманию
детей
уровне)
становится
основой
формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую
психологическую
и
социальную
задачу
становление
у
ребенка
позиции
созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Итак,
активность,
любознательность,
подвижность,
с
одной
стороны,
а
с
другой – подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и
простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного
возраста
являются
важными
предпосылками
формирования
здорового
образа
жизни,
позволяющими
знакомить
и
учить
детей
правильному
отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В
то
же
время
каждый
возрастной
период
характеризуется
своими
особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.