Напоминание

Эксперименты с водой


Автор: Хромцова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУд\с "Березка"
Населённый пункт: ЯНАО Красноселькупский район п. Толька
Наименование материала: Конспект
Тема: Эксперименты с водой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности. Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения. Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности. Тема «Вода» Тип: опытно-экспериментальная деятельность. Форма: игра-путешествие. Цель: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Задачи: · развивать умения детей планировать свою деятельность; · развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение; · воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Организация непосредственно-образовательной деятельности Воспитатель заводит детей в зал.
Джек: Здравствуйте дети! Я пират Джек. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а

любитель приключений и путешествий.

Джек: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы

его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне?

Джек: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. У меня

есть карта , она обязательно вам поможет! Успехов вам!

Воспитатель:Ну что ребята поможем Джеку? Для этого нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной: «Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя). (Играет «волшебная» мелодия). Дети указывают по карте дорогу. Нам нужно дойти до Соляного рифа. Дети идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде. К морю быстро мы спустились, Наклонились и умылись. А теперь поплыли дружно. Вместе раз-это брасс, Одной.другой –это кроль. Вышли на берег, обтерлись полотенцем так , чтоб каждый был сухой. И отправились домой. 1 остановка. Соляной риф. На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 - емкостью 1 л. На первом сосуде написано - соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка. Джек: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете? Ответы детей. Джек: А для чего нам нужно яйцо? Предположения детей. Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала? Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно. Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему? Ответы детей.
(Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет).Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной реки. Джек: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится? Ответы детей. Проводится опыт. Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора. После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в виде символов в мнемотаблицу. Джек: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте? Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.
2 остановка
. Мыс чистой воды. Джек: Что у нас здесь? Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе. Джек: Пить хочу! Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).
Джек: Какую воду можно пить? Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую). Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить? Дети: Её можно очистить. Джек: А как? Ответы детей. Воспитатель показывает активированный уголь. Джек: Кто-нибудь знает, что это такое? Предположения детей. Джек: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен? Выслушиваются предположения детей. Джек: Где же его можно взять? Дети: В аптеке. Джек: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр. Джек показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы. Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода. Джек: Ребята, что у вас получилось? Ответы детей. Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь. Джек: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр. На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы. Джек: Идём дальше? Куда? Дети указывают направление на карте.
Джек читает на карте название.
3остановка. Остров золотых рыбок.
Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову». Джек: Что же здесь нас ждёт? Дети перечисляют всё, что видят на столе. Вода набирается в трубочку по принципу пипетки Закрывая пальцем верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха , который может вытолкнуть воду, Таким образом в трубочке сохраняется равновесие. Когда палей убираем , воздух попадает в трубочку и выталкивает воду. По такому же принципу мы с вами сейчас попробуем заставить рыбку плыть, не касаясь ее и не дуя. ( масло распределяется по дорожке, и вследствии противодействия рыбка получит толчок и поплывет по поверхности пока масло не выйдет полностью.)
Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя Нептуна. Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу. Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к золоту! В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.
Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!» (Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова) Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу.


В раздел образования