Автор: Хромцова Ольга Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУд\с "Березка" Населённый пункт: ЯНАО Красноселькупский район п. Толька Наименование материала: Конспект Тема: Эксперименты с водой Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме
путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых
занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта
и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми.
Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет
становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах
деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.
Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для
создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта
и активного речевого общения.
Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи
развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.
Тема «Вода»
Тип: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма: игра-путешествие.
Цель: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у
детей конкретных представлений о свойствах воды.
Задачи:
· развивать умения детей планировать свою деятельность;
· развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление,
воображение;
· воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.
Организация непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель заводит детей в зал.
Джек: Здравствуйте дети! Я пират Джек. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а
любитель приключений и путешествий.
Джек: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы
его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне?
Джек: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. У меня
есть карта , она обязательно вам поможет! Успехов вам!
Воспитатель:Ну что ребята поможем Джеку? Для этого нужно сказать волшебные слова.
Повторяйте за мной:
«Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные
слова, поворачиваясь вокруг себя).
(Играет «волшебная» мелодия).
Дети указывают по карте дорогу.
Нам нужно дойти до Соляного рифа.
Дети идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Вместе раз-это брасс,
Одной.другой –это кроль.
Вышли на берег, обтерлись полотенцем
так , чтоб каждый был сухой.
И отправились домой.
1 остановка. Соляной риф.
На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 - емкостью 1 л. На первом сосуде написано -
соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.
Джек: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в
сосудах? Как вы думаете?
Ответы детей.
Джек: А для чего нам нужно яйцо?
Предположения детей.
Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?
Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с
водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет.
Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.
Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
(Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого
количества соли яйцо не тонет).Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.
Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной реки.
Джек: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится?
Ответы детей. Проводится опыт.
Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих
банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть.
Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.
После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в
виде символов в мнемотаблицу.
Джек: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?
Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.
2 остановка . Мыс чистой воды.
Джек: Что у нас здесь?
Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.
Джек: Пить хочу!
Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя
почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).
Джек: Какую воду можно пить?
Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую).
Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?
Дети: Её можно очистить.
Джек: А как?
Ответы детей.
Воспитатель показывает активированный уголь.
Джек: Кто-нибудь знает, что это такое?
Предположения детей.
Джек: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он
«активированный уголь». Для чего он нужен?
Выслушиваются предположения детей.
Джек: Где же его можно взять?
Дети: В аптеке.
Джек: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.
Джек показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя
собственные приборы.
Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а
сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через
воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь
останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода.
Джек: Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя
активированный уголь.
Джек: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав
такой фильтр.
На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы.
Джек: Идём дальше? Куда?
Дети указывают направление на карте.
Джек читает на карте название.
3остановка. Остров золотых рыбок.
Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову».
Джек: Что же здесь нас ждёт?
Дети перечисляют всё, что видят на столе.
Вода набирается в трубочку по принципу пипетки Закрывая пальцем верхнее отверстие
мы препятствуем попаданию воздуха , который может вытолкнуть воду, Таким образом в
трубочке сохраняется равновесие. Когда палей убираем , воздух попадает в трубочку и
выталкивает воду.
По такому же принципу мы с вами сейчас попробуем заставить рыбку плыть, не касаясь ее
и не дуя. ( масло распределяется по дорожке, и вследствии противодействия рыбка
получит толчок и поплывет по поверхности пока масло не выйдет полностью.)
Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя
Нептуна.
Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу.
Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед
к золоту!
В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.
Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я
окажусь!»
(Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова)
Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу.