РОБОТОТЕХНИКА. "Лабиринт. Программирование" Разновозрастные группы.
Автор: Олзоев Андрей Петрович Должность: учитель информатики Учебное заведение: МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 Населённый пункт: Усть-Ордынский Наименование материала: авторская программа Тема: РОБОТОТЕХНИКА. "Лабиринт. Программирование" Разновозрастные группы. Раздел: среднее образование
РОБОТОТЕХНИКА.
Мастер - класс:
«Лабиринт. Программирование»
Разновозрастные группы.
Технологическая карта.
Конструирование и робототехника.
4-8 классы. ФГОС.
Олзоев Андрей Петрович
учитель информатики
Цели
занятия:
разработать
и
проверить
проект
по
проведению
исследовательского
эксперимента - лабиринт, выполнить групповое задание с программированием,
в котором
используются пиктограммы,
- научить работать в команде;
- научить постановке задач, контролю их решений, выступлению перед публикой.
Задачи урока:
Предметные:
разработать и проверить
формирование ключевых компетентностей учащихся с
применением робототехники;
закрепить
навыки
работы
с
материалами,
деталями
конструктора,
умения
разработать и выполнить проект;
умение программировать робота, с использованием пиктограмм;
умение корректировать соответствие с программированием поведение робота.
Метапредметные:
уметь устанавливать
и управлять базовым комплектом
LegoMindstormsEV3,
знать, как подключены моторы и датчики, загружать программы в модуль EV3.
уметь проводить экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния
отдельных факторов
Личностные:
развитие способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии
решений, инициативности.
стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Структура урока
1.
Организационный момент
2.
Презентация учениками своих моделей роботов.
План защиты:
1.
Название модели робота
2.
Состав и архитектура робота
3.
Функции, конструктивные особенности роботов
3.Целеполагание (СА). Постановка задачи. Работа по платформе.
4. Демонстрация (испытание) робота.
5. Итог работы по платформе.
6. Рефлексия.
Этапы урока
Материал
ведения
урока
Деятельность
учащихся
УУД на этапах урока
1
Организацио
нный момент
Здравствуйте,
ребята.
….
Сегодня
каждая
к о м а н д а
б у д е т
презентовать
своего
робота
и
проведет
и с п ы т а н и е
н а
платформе.
-
о т в еч а ют
н а
приветствие
учителя.
Коммуникативные:
п л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками;
2
Целеполагани
е.
Настроить
класс
на
начало работы.
Активизировать
мыслительные
операции,
познавательные
процессы
(внимание,
р е ч ь ,
п а м я т ь ,
мышление).
-
настраиваются
на работу.
Регулятивные:
Умение
ставить
цель,
выявлять
з а д а ч и ,
п л а н и р о в а т ь
п у т и
достижения цели.
3
Презентация
своих
моделей
роботов
Ребят ам
по
п л а н у
нужно
презентовать
своих роботов.
План защиты:
-
Название
модели
робота
- Состав и архитектура
робота
-
Ф у н к ц и и ,
конструктивные
особенности роботов
-
а н а л и з и р у ю т
формы
представления
информации;
-
в
к о м а н д а х
о б с у ж д а ю т
и
представляют
презентование
сво их
м од е л е й
роботов.
Познавательные:
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
анализировать
объекты
с
целью
выделения
признаков;
умение
отличать новое уже от известного.
Коммуникативные:
У м е н и е
п л а н и р о в а т ь
с о
сверстниками
общие
способы
работы,
договариваться
с
людьми,
согласуя с ними свои интересы и
взгляды.
Регулятивные:
Умение
адекватно
самостоятельно
о ц е н и в а т ь
п р а в и л ь н о с т ь
выполнения
действия
(на
основе
представленных
критериев)
и
вносить
необходимые
коррективы;
у м е н и е
с а м о с т о я т е л ь н о
контролировать
свое
время
и
управлять им.
4
Постановка
задачи.
Демонстрация
(испытание)
робота.
Постановка
учебной
з а д а ч и
п е р е д
учащимися. Учащиеся
программируют
робота на реализацию
п р о с т ы х
у ч е б н ы х
задач: перемещение по
заданной
траектории
о т
о д н о г о
местоположения
до
другого
- на игровом поле
-
платформе
два
робота
поочередно
выполняют
симметричную
задачу,
направленную
на
перемещение
по
траектории
робота.
Познавательные:
Формирование
умения
извлекать
информацию,
добывать
знания,
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую;
умение
строить
логические
рассуждения,
в к л ю ч а ю щ и е
у с т а н о в л е н и е
причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
-выражение
своих
мыслей
с
достаточной полнотой и точностью;
5
Итог работы
Комментарии учителя
6
Рефлексия.
Личностные:
О су щ е с т вл я е т
с а м о о ц е н к у
собственной учебной деятельности,
соотносит цель и результаты.
Дата проведения: 25.02.2015
Преподаватель/руководитель Олзоев Андрей Петрович
Место проведения: МОУ Усть-Ордынская СОШ №1
Количество учащихся: 12
1.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
2.
Название программы, в рамках которой проводится занятие: Конструирование и
робототехника.
3.
Место занятия в рамках раздела программы: занятие №25.
4.
Виды
деятельности
учащихся
на
занятии:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
5.
Форма проведения занятия: кружок по робототехнике.
6.
Уровень воспитательного результата: второй уровень.
7.
Соответствие цели занятия содержанию и результатам деятельности: цель занятия
являлась разработка программы для прохождения лабиринта заранее собранным
роботом. Для достижения цели были образованы 2 команды. В результате обе
команды справились с поставленной задачей.
8.
Формируемые на занятии универсальные учебные действия:
УУД
По плану
Фактически
Личностные
Осуществление
самооценки собственной
учебной деятельности, соотношение цели
и результатов.
Осуществление
самооценки
с о б с т в е н н о й
у ч е б н о й
деятельности,
соотношение
цели и результатов.
Познавательные
Формирование
умения
анализировать
объекты
с
целью
выделения
признаков;
умение отличать новое уже от известного.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
и з в л е к а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
д о б ы в а т ь
з н а н и я ,
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую;
умение
с т р о и т ь
логические
рассуждения,
включающие
установление
причинно-следственных
связей.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
анализировать
объекты
с
целью
выделения
признаков;
умение отличать новое уже от
известного.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и я
и з в л е к а т ь
и н ф о р м а ц и ю ,
д о б ы в а т ь
з н а н и я ,
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую;
умение
строить
логические
рассуждения,
включающие
у с т а н о вл е н и е
п р и ч и н н о -
следственных связей.
Регулятивные
Умение
ставить
цель,
выявлять
задачи,
планировать пути достижения цели.
Умение
адекватно
с а м о с тоя т е л ь н о
оценивать
правильность
выполнения
действия
(на
основе
представленных
критериев)
и
вносить
необходимые
коррективы;
умение
самостоятельно
контролировать
свое
время
и
управлять
им.
Умение ставить цель, выявлять
задачи,
планировать
пути
достижения цели.
У м е н и е
а д е к в а т н о
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
д е й с т в и я
( н а
о с н о в е
представленных
критериев)
и
в н о с и т ь
н е о б х о д и м ы е
к о р р е к т и в ы ;
у м е н и е
самостоятельно
контролировать
свое
время
и
управлять им.
Коммуникативные
Планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
П л а н и р о в а н и е
у ч е б н о г о
сотрудничества
с
учителем
и
Умение
планировать
со
сверстниками
общие способы работы, договариваться с
людьми, согласуя с ними свои интересы и
взгляды.
Выражение своих мыслей с достаточной
полнотой и точностью.
сверстниками;
Ум е н и е
п л а н и р о в а т ь
с о
сверстниками общие способы
работы,
договариваться
с
людьми, согласуя с ними свои
интересы и
взгляды.
Выражение своих мыслей
с
до ст аточной
полнотой
и
точностью.
9.
Общая оценка занятия:
Робот
WeDo
предоставляет
учителям
средства
для
достижения
целого
комплекса
образовательных целей:
Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
Установление причинно-следственных связей.
Анализ результатов и поиск новых решений.
Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
Экспериментальное
исследование,
оценка
(измерение)
влияния
отдельных
факторов.
Проведение систематических наблюдений и измерений.
Использование таблиц для отображения и анализа данных.
Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Написание
и
воспроизведение
сценария
с
использованием
модели
для
наглядности и драматургического эффекта
На предыдущих занятиях дети были поделены на 2 команды, каждая из которых
собрала своего робота.
Занятие началось с самоопределения учебной деятельности. Задача на данном этапе:
мотивировать
учащихся
к
учебной
деятельности.
Также
для
повторения
ранее
пройденного
материала
было
предложено
ответить
на
несколько
теоретических
вопросов.
На следующем этапе каждая из команд представляла своего робота: описывали его
состав и архитектуру, рассказывали про функции и особенности своей модели.
На следующем этапе урока шло формирование регулятивных умений, когда учащиеся
прогнозировали, чем они будут заниматься на уроке.
Исходя из поставленных целей и задач, учащиеся, работая в группах, создавали проект
для прохождения роботом лабиринта в среде программирования EV3. В течение 15
минут каждая из команд должна была успеть написать программу для прохождения
лабиринта, испытывая его на платформе и корректируя ошибки.
В результате каждый из роботов смог преодолеть лабиринт. С поставленной задачей
ребята справились.
Наши первые работы
Презентация своих моделей роботов
Демонстрация (испытание) робота.
Анализ занятия по внеурочной деятельности
Конструирование и робототехника.
Класс: смешанная группа 4-8кл.
Руководители: Олзоев Андрей Петрович, учителя информатики
МОУ Усть-Ордынская СОШ № 1 им.В.Б.Борсоева
Тема занятия : «Лабиринт. Программирование»
№
Параметры
Показатели
+
-
1
Соответствие темы интересам
учащихся , их возрастным
особенностям
Тема внеурочного мероприятия
соответствует интересам учащихся, их
возрастным особенностям
2
Заинтересованность учащихся в
тематике предлагаемого внеурочного
мероприятия
Высокая заинтересованность, увлеченность,
интерес к программированию, к
конструированию и испытанию роботов.
3
Цель занятия
Разработать и проверить на основе
программирования проект по проведению
исследовательского эксперимента
4
Направление внеурочной
деятельности
Социально- исследовательское развитие
личности обучающегося, его творческой
самореализации, практическая
направленность занятия.
5
Вид внеурочной деятельности
Познавательная деятельность, практическая
деятельность с экспериментальным
исследованием, проблемно-ценностное
общение.
6
Форма проведения
Внеурочное занятие, включающее разные
формы обучения: индивидуальная,
групповая, фронтальная
7
Структурированность материала и
способ его подачи
Структура и содержание внеурочного
занятия продуманы в соответствии с
требованиями ФГОС.
Время проведения каждого этапа
распределено рационально. Основная
дидактическая задача внеурочного занятия
соответствует его содержанию. На этапах
занятия использованы разнообразные
приемы, методы и средства обучения,
которые направлены на развитие
конструкторских навыков через
экспериментальную деятельность, через
работу с информацией, через интерактивное
взаимодействие обучающихся.
Прослеживается самостоятельная
творческая работа школьников,
коллективная выработка идей,
сотрудничество и упорство при их
реализации.
В
процессе
работы
над
составлением
программы испытания робота, обучающиеся
в и д е л и
с м ы с л
с в о е й
т в о р ч е с к о й
деятельности
и
реализацию
собственных
умений. Высокая мотивация способствовала
проведению
занятия
на
положительном
эмоциональном подъёме.
8
Обеспечены ли органическая,
двусторонняя связь урочной и
внеурочной деятельности ,
приближенность к естественно
мотивированной коммуникации,
расширение и варьирование урочной
тематики в новых ситуациях, поиск
путей интеграции содержания своего
предмета с другими областями знаний
На занятии педагогом обеспечена
органическая, двусторонняя связь урочной и
внеурочной деятельности, приближенность
к естественно - мотивированной
коммуникации, расширение и варьирование
урочной тематики в новых ситуациях, поиск
путей интеграции содержания своего
предмета с другими областями знаний
9
Какие УУД формировались
Личностные: Осуществление самооценки
собственной учебной деятельности,
соотношение цели и результатов.
Развитие способностей к творческому
мышлению, самостоятельности в принятии
решений, инициативности.
Формирование умений наблюдать,
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию
Регулятивные: Умение ставить цель,
выявлять задачи, планировать пути
достижения цели.
Умение адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения
действия (на основе представленных
критериев) и вносить необходимые
коррективы для достижения
запланированных результатов,владение
основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной
познавательной деятельности.
Познавательные: Формирование
умения
анализировать объекты с целью выделения
признаков; умение отличать новое
уже от
известного.
Формирование умения извлекать
информацию, добывать знания,
преобразовывать информацию из одной
формы в другую; умение строить
логические рассуждения, включающие
установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Умение
планировать
со
сверстниками
общие
способы
работы,
договариваться
с
людьми,
согласуя с ними свои интересы и взгляды.
Предметные:
Формирование
ключевых
компетентностей
учащихся с применением робототехники;
закрепить
навыки
работы
с
материалами,
деталями конструктора, умения разработать
и выполнить проект;
умение
программировать
робота,
с
использование пиктограмм;
умение корректировать соответствие с
программированием поведение робота.
10
Имеет ли занятие социальную
значимость
Робототехника
–
это
технологии
21
века,
объединяющие
в
себе
науку,
технологию,
инженерное
дело,
математику.
Занятие
по
робототехнике
поощряет
детей
мыслить
творчески,
анализировать
ситуацию,
применять
критическое
мышление
для
решения
реальных
проблем.
Работа
в
команде
и
сотрудничестве
укрепляют
коллектив.
Занятие
позволяет
развивать
н а в ы к и
и с с л е д о в а т е л ь с к о й
и
экспериментальной
работы,
планирования,
организации
и
экспериментирования,
что
необходимо
ученику
в
современном
обществе.
11
Какой уровень результатов
внеурочной деятельности
достигнут?
Второй уровень результатов – получение
школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым
ценностям общества
12
Взаимодействие с аудиторией:
На протяжении всего занятия Сергей
Алексеевич и Андрей Петрович были
сосредоточены, спокойны, уверены в знании
своего предмета, на занятии присутствовала
доброжелательная атмосфера, взаимное
сотрудничество педагогов и обучающихся.
13
Рефлексия
Рефлексия
проведена
вовремя,
дети
искренне
радовались,
что
справились
с
написанием
программы
для
прохождения
лабиринта, испытали робота на платформе,
получили желанный результат: каждый из
роботов смог преодолеть лабиринт.
Пожелания и замечания
Цель данного занятия была достигнута. Занятие прошло успешно, обучающиеся получили
образовательный продукт: роботы успешно прошли испытание.Присутствующие на занятии
учителя (18 педагогов) отметили, что многие из них впервые присутствуют на занятии по
робототехнике, было интересно
и познавательно. Отметили связь урочной и внеурочной
деятельности,
высокую
воспитательную
ценность
занятия:
развиваются
упорство,
настойчивость
в
достижении
цели,
формирование
личностных
качеств,
коллективного
сотрудничества. Учителя отметили профессионализм молодых, перспективных педагогов и
пожелали дальнейших успехов в творческой деятельности.
Модонова Н.Н., МОУ Корсукскаясош:Благодаря коллегам, мы увидели это занятие в новом
направлении, актуальном для нашего времени и детей. Уверена, что дети заинтересованы,
стараются,
высокий
воспитательный
эффект.Формируются
на
данном
занятии
УУД:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, прослеживается взаимосвязь
урочной и внеурочной деятельности.
- .Бадлуев О.Н., МОУ Усть-Ордынская сош №2: Внеурочная деятельность актуальна для
наших детей, связана с информатизацией, важно то, что ученики видят результаты своей
работы,
составив
программу,
проводят
испытание.
Можно
пожелать
вам
дальнейших
успехов.
-Коваленкова Е.Е, МОУ Харатскаясош: Молодые коллеги показывают другой стиль общения
с учениками. Пожелания – не останавливаться, продолжать эту интересную работу.
-Хаданова Е.П, МОУ Идыгинскаясош: Много слышала о робототехнике, сегодня посмотрела
занятие, было бы полезно показать это нашим ученикам. Такое занятие в рамках ФГОС, так
как это основано на деятельности, самостоятельности детей.
- Трусова Н.П., МОУ Усть-Ордынская сош №1: В новой программе ФГОС уже с 4 класса
вносят алгоритмическое мышление. Это занятие было структуировано, изучили теорию,
программировали, «учили» двигаться роботов. Это очень непросто, ведь любая неточность
препятствует движению.
Руководитель группы – Занхоева Л.Г
Секретарь -Онхонова О.А.