Напоминание

Авторская программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"


Автор: Топчиева Виктория Адамовна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: СОШ №18
Населённый пункт: г.Нерюнгри, РС(Якутия)
Наименование материала: авторская разработка
Тема: Авторская программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
Раздел: начальное образование





Назад





Авторская программа внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»
для учащихся начальной школы
Автор-составитель:
учитель информатики Высшей квалификационной категории Топчиева Виктория Адамовна СОШ №18 г.Нерюнгри РС(Якутия)
Пояснительная записка
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в начальной школе является наиболее благоприятным этапом для формирования и н с т рум е н т а л ь н ы х (операциональных) личностных ресурсов. Поэтому он может стать основой всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программа «Занимательная

информатика» рассчитана на детей младшего

школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.

Содержание

настоящей

программы

направлено

на

достижение

следующих
целей
:
 формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;  пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы необходимо решить следующие
задачи
:  показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;  организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;  организовать компьютерный практикум, ориентированный на: • формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); • овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; • формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;  создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Программа

составлена

с

учетом

санитарно-гигиенических

требований,

возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на

работу в учебном компьютерном классе.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю в каждом классе, всего в год: в 1-м

классе – 33 часа, во 2 – 4 классах по 34 часа в год. Таким образом, программа

рассчитана на 135 часов. Во время занятия обязательными являются физкультурные

минутки,

гимнастика

для

глаз.

Занятия

проводятся

в

нетрадиционной

форме

с

использованием разнообразных дидактических игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики школьники получат представление:
 о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;  о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;  о мировых сетях распространения и обмена информацией,  о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.); будут сформированы:  основы алгоритмической культуры;  навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),  представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики. Ученик научится:  понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;  различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;  приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;  приводить примеры информационных носителей;  иметь представление о способах кодирования информации;  уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;  определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;  различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;  запускать программы из меню Пуск;  уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;  вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; Ученик получит возможность:  уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;  уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
 уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор и табличного процессора MS Office Excel;  знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно- графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;  широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);  владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;  владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:  широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;  готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;  основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;  готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;  способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;  развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;  способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Содержание программы

1 год обучения
Знакомство с персональным компьютером Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Изучение простейшего графического редактора Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов. Проекты: «Птицы», «Зоопарк», «Цветы для мамы», «Мой северный край», «Зимние краски», «Поздравительная открытка». Освоение клавиатурного тренажёра Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв  "а" и "о",  "а", "л", "м", "р", "ы",  "в" и "л",  "д" и "ы",  "е" и "н",  "и" и "т",  "м" и "ь",  "п" и "р" Знакомство с текстовым процессором MS Office Word Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку. Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:  «Подбери слова»,
 «Путешествие в мир Анаграмм»,  «Собери клавиатуру». Обобщающее повторение Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
2 год обучения
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации». Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Кодирование информации Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование». Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря. азбука пляшущих человечков. Правила ввода букв и слов, удаления символов, форматирования и редактирования теста в MS Office Word. Числовая информация и компьютерные программы. Вычисление значений арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. Понятия «таблица», «ячейка», «столбец», «строка», «диапазон ячеек». Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word.Интерфейс MS Office Excel. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы в Excel, выполнение в них расчётов по вводимым пользователем формулам. Выполнение расчетов. Табличное решение математических задач в MS Office Excel. Учимся создавать презентации в MS Office Power Point Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в
презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации. Работа над творческим проектом. Защита творческих проектов. Обобщающее повторение Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.
3 год обучения
Информация вокруг нас. Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики. Понятия «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации». Сбор информации. Многообразие носителей информации. Правила работы с носителями информации. Объект. Имя и свойства объекта. Анализ объекта. Определение состава объекта. Объекты Рабочего стола ПК. Кодирование и декодирование информации. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Способы и виды представления информации в различных формах. Правила ввода букв и слов, удаления символов в тестовом процессоре MS Office Word. Создание презентации «Домашние животные». Структурирование и визуализация информации. Понятие визуальная информация.Построение диаграмм в текстовом процессоре. Построение диаграмм в табличном процессоре. Проект «Создание кроссворда по одному из учебных предметов». Знакомство с Интернетом Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы. Обобщающее повторение Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.

4 год обучения
Человек и информация. Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики. Понятие как форма мышления. Деление и обобщение понятий. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина» и «ложь». Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. Знакомство с алгоритмизацией. Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. СКИ. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные и циклические алгоритмы. Среда программирования КУМИР. Учебный исполнитель Робот. Циклом «N раз». Циклом «Пока». Вычислительные алгоритмы. Учебный исполнитель Черепаха. Обобщающее повторение. Закрепление основных понятий, изученных в течение года. Проверка сформированности навыков работы с ПК.

Тематический план программы

1 год обучения



Наименование раздела

Кол-во часов
1. Знакомство с персональным компьютером 2 2. Изучение простейшего графического редактора 17 3. Освоение клавиатурного тренажёра 9 4. Знакомство с текстовым процессором MS Office Word 3 5. Обобщающее повторение 1
Всего:

32

2 год обучения



Наименование раздела

Кол-во часов
1. Информация вокруг тебя. Человек и компьютер 2 2. Кодирование информации 5 3. Числовая информация и компьютерные программы. 9 4. Учимся создавать презентации в MS Office Power Point 17 5. Обобщающее повторение 1
Всего:

34

3 год обучения



Наименование раздела

Кол-во часов
1. Информация вокруг нас. 12 2. Структурирование и визуализация информации. 13 3. Знакомство с Интернетом 8 4. Обобщающее повторение 1
Всего:

34

4 год обучения



Наименование раздела

Кол-во часов
1. Человек и информация. 12 2. Знакомство с алгоритмизацией 21 3. Обобщающее повторение 1
Всего:

34

Всего по программе: 134 ч.


В раздел образования