Авторская программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"
Автор: Топчиева Виктория Адамовна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: СОШ №18 Населённый пункт: г.Нерюнгри, РС(Якутия) Наименование материала: авторская разработка Тема: Авторская программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" Раздел: начальное образование
«Занимательная информатика»
для учащихся начальной школы
Автор-составитель:
учитель информатики
Высшей квалификационной категории
Топчиева Виктория Адамовна
СОШ №18 г.Нерюнгри РС(Якутия)
Пояснительная записка
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в начальной школе является
наиболее
благоприятным
этапом
для
формирования
и н с т рум е н т а л ь н ы х
(операциональных)
личностных
ресурсов.
Поэтому
он
может
стать
основой
всего
школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов
– освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях.
Программа «Занимательная
информатика» рассчитана на детей младшего
школьного возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.
Содержание
настоящей
программы
направлено
на
достижение
следующих
целей :
формирование
общеучебных
умений
и
навыков
на
основе
средств
и
методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации,
самостоятельно
планировать
и
осуществлять
индивидуальную
и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое
(предварительное,
вводное,
ознакомительное)
изучение
понятий
основного
курса
школьной
информатики,
обеспечивающее
целенаправленное
формирование
общеучебных
понятий,
таких
как
«объект»,
«система»,
«модель»,
«алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы
необходимо решить следующие задачи :
показать
учащимся
роль
информации
и
информационных
процессов
в
их
жизни
и
в
окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными
навыками
исследовательской
деятельности,
получение
опыта
принятия
решений
и
управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
•
формирование
умений
использования
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
для
сбора,
хранения,
преобразования
и
передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде
соответствующих редакторов);
•
овладение
способами
и
методами
освоения
новых
инструментальных
средств;
•
формирование
умений
и
навыков
самостоятельной
работы;
стремление
использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в
жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в
понятной
собеседнику
форме;
умения
выступать
перед
аудиторией,
представляя
ей
результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Программа
составлена
с
учетом
санитарно-гигиенических
требований,
возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на
работу в учебном компьютерном классе.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю в каждом классе, всего в год: в 1-м
классе – 33 часа, во 2 – 4 классах по 34 часа в год. Таким образом, программа
рассчитана на 135 часов. Во время занятия обязательными являются физкультурные
минутки,
гимнастика
для
глаз.
Занятия
проводятся
в
нетрадиционной
форме
с
использованием разнообразных дидактических игр.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики школьники
получат представление:
о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной
науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой
и передачей данных;
о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в
локальные и глобальные сети;
о мировых сетях распространения и обмена информацией,
о
направлениях
развития
компьютерной
техники
(суперкомпьютеры,
мобильные
вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
основы алгоритмической культуры;
навыки
коммуникации
с
использованием
современных
средств
ИКТ,
включая
непосредственное
выступление
перед
аудиторией
и
дистанционное
общение
(с
опорой на предшествующее использование в различных предметах),
представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о
нормах информационной этики.
Ученик научится:
понимать
и
правильно
применять
на
бытовом
уровне
понятия
«информация»,
«информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
приводить
простые
жизненные
примеры
передачи,
хранения
и
обработки
информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять
устройства
компьютера,
моделирующие
основные
компоненты
информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования
рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор и табличного
процессора MS Office Excel;
знать
о
требованиях
к
организации
компьютерного
рабочего
места,
соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные
образовательные
результаты,
достигаемые
в
процессе
пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
уверенная
ориентация
учащихся
в
различных
предметных
областях
за
счет
осознанного
использования
при
изучении
школьных
дисциплин
таких
общепредметных
понятий
как
«объект»,
«система»,
«модель»,
«алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение
основными
общеучебными
умениями
информационно-логического
характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и
самостоятельное
достраивание
недостающих
компонентов;
выбор
оснований
и
критериев
для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов;
обобщение
и
сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление
причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно,
и
того,
что
требуется
установить;
планирование
–
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного
результата,
разбиение
задачи
на
подзадачи,
разработка
последовательности
и
структуры
действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора
средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация
полученного
результата,
его
соотнесение
с
имеющимися
данными
с
целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция –
внесение
необходимых
дополнений
и
корректив
в
план
действий
в
случае
обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им
решена учебно-познавательная задача;
владение
основными
универсальными
умениями
информационного
характера:
постановка
и
формулирование
проблемы;
поиск
и
выделение
необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование и
визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости
от
конкретных
условий;
самостоятельное
создание
алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-
графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные
структуры
для
описания
объектов;
умение
«читать»
таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из
одной
знаковой
системы
в
другую;
умение
выбирать
форму
представления
информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
широкий
спектр
умений
и
навыков
использования
средств
информационных
и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в
среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц
для
автоматизации
расчетов
и
визуализации
числовой
информации
в
среде
табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск,
передача
и
размещение
информации
в
компьютерных
сетях),
навыки
создания
личного информационного пространства;
опыт
принятия
решений
и
управления
объектами
(исполнителями)
с
помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
владение
базовыми
навыками
исследовательской
деятельности,
проведения
виртуальных
экспериментов;
владение
способами
и
методами
освоения
новых
инструментальных средств;
владение
основами
продуктивного
взаимодействия
и
сотрудничества
со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать
мысль
в
понятной
собеседнику
форме;
умение
осуществлять
в
коллективе
совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с
помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:
широкие
познавательные
интересы,
инициатива
и
любознательность,
мотивы
познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет
развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения
с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес
к
информатике
и
ИКТ,
стремление
использовать
полученные
знания
в
процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы
информационного
мировоззрения
–
научного
взгляда
на
область
информационных
процессов
в
живой
природе,
обществе,
технике
как
одну
из
важнейших областей современной действительности;
способность
увязать
учебное
содержание
с
собственным
жизненным
опытом
и
личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности
за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
способность
к
избирательному
отношению
к
получаемой
информации
за
счет
умений
ее
анализа
и
критичного
оценивания;
ответственное
отношение
к
информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие
чувства
личной
ответственности
за
качество
окружающей
информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания
основных
гигиенических,
эргономических
и
технических
условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Содержание программы
1 год обучения
Знакомство с персональным компьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек и
компьютер.
Основные
устройства
компьютера
и
технические
средства,
с
помощью
которых
может
быть
реализован
ввод
информации
(текста,
звука,
изображения)
в
компьютер.
Изучение простейшего графического редактора
Меню
и
интерфейс
графического
редактора.
Панель
палитра.
Панель
инструменты.
Настройка
инструментов
рисования.
Создание
рисунков
с
помощью
инструментов.
Создание надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши
Shift. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление,
перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.
Проекты:
«Птицы», «Зоопарк», «Цветы для мамы», «Мой северный край»,
«Зимние краски», «Поздравительная открытка».
Освоение клавиатурного тренажёра
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной
программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв
"а" и "о",
"а", "л", "м", "р", "ы",
"в" и "л",
"д" и "ы",
"е" и "н",
"и" и "т",
"м" и "ь",
"п" и "р"
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов. Специальные
клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в следующую строку.
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:
«Подбери слова»,
«Путешествие в мир Анаграмм»,
«Собери клавиатуру».
Обобщающее повторение
Закрепление
основных
понятий,
изученных
в
течение
года.
Проверка
сформированности навыков работы с ПК.
2 год обучения
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.
Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс»,
«источник
информации»,
«приёмник
информации»,
«естественный
источник
информации», «искусственный источник информации».
Человек и информация. Виды информации. Классификация видов информации по
способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические
средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука,
изображения) в компьютер.
Кодирование информации
Знакомство
с
понятиями
«код»,
«кодирование»,
«декодирование».
Понятие
«анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования
слов
и
текста.
Кодирование
информации
с
помощью
букв
русского
и
английского
алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря.
азбука
пляшущих
человечков.
Правила
ввода
букв
и
слов,
удаления
символов,
форматирования и редактирования теста в MS Office Word.
Числовая информация и компьютерные программы.
Вычисление
значений
арифметических
выражений
с
помощью
программы
Калькулятор.
Понятия
«таблица»,
«ячейка»,
«столбец»,
«строка»,
«диапазон
ячеек».
Создание и оформление таблиц для решения задач в MS Office Word.Интерфейс MS Office
Excel. Границы ячеек. Создавать электронные таблицы в Excel, выполнение в них расчётов
по
вводимым
пользователем
формулам.
Выполнение
расчетов.
Табличное
решение
математических задач в MS Office Excel.
Учимся создавать презентации в MS Office Power Point
Знакомство с мультимедиа технологиями. Интерфейс MS Office PowerPoint. Меню
программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в
презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и
рисунков.
Знакомство
с
понятием
«анимация».
Настройка
анимации.
Работа
над
творческим
проектом. Защита творческих проектов.
Обобщающее повторение
Закрепление
основных
понятий,
изученных
в
течение
года.
Проверка
сформированности навыков работы с ПК.
3 год обучения
Информация вокруг нас.
Правила
техники
безопасности
при
работе
с
компьютером
и
в
кабинете
информатики.
Понятия
«источник
информации»,
«приёмник
информации»,
«естественный
источник
информации»,
«искусственный
источник
информации».
Сбор
информации.
Многообразие носителей информации. Правила работы с носителями информации.
Объект. Имя и свойства объекта. Анализ объекта. Определение состава объекта.
Объекты Рабочего стола ПК.
Кодирование и декодирование информации. Правила кодирования и декодирования
слов и текста. Способы и виды представления информации в различных формах. Правила
ввода букв и слов, удаления символов в тестовом процессоре MS Office Word. Создание
презентации «Домашние животные».
Структурирование и визуализация информации.
Понятие
визуальная
информация.Построение
диаграмм
в
текстовом
процессоре.
Построение диаграмм в табличном процессоре. Проект «Создание кроссворда по одному
из учебных предметов».
Знакомство с Интернетом
Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы
поиска
информации,
панели
инструментов,
открытие
окна,
завершение
работы
в
программе. Копирование текста, рисунка, сохранение
и редактирование информации.
Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.
Обобщающее повторение
Закрепление
основных
понятий,
изученных
в
течение
года.
Проверка
сформированности навыков работы с ПК.
4 год обучения
Человек и информация.
Правила
техники
безопасности
при
работе
с
компьютером
и
в
кабинете
информатики.
Понятие
как
форма
мышления. Деление и обобщение понятий.
Совместимые и
несовместимые
понятия.
Понятия
«истина»
и
«ложь».
Отношения
между
понятиями
(тождество,
перекрещивание,
подчинение,
соподчинение,
противоположность,
противоречие). Определение понятия. Суждение как форма мышления. Умозаключение
как форма мышления.
Знакомство с алгоритмизацией.
Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. СКИ. Формы записи алгоритмов. Типы
алгоритмов.
Линейные
и
циклические
алгоритмы.
Среда
программирования
КУМИР.
Учебный
исполнитель
Робот.
Циклом
«N
раз».
Циклом
«Пока».
Вычислительные
алгоритмы. Учебный исполнитель Черепаха.
Обобщающее повторение.
Закрепление
основных
понятий,
изученных
в
течение
года.
Проверка
сформированности навыков работы с ПК.
Тематический план программы
1 год обучения
№
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Знакомство с персональным компьютером
2
2.
Изучение простейшего графического редактора
17
3.
Освоение клавиатурного тренажёра
9
4.
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
3
5.
Обобщающее повторение
1
Всего:
32
2 год обучения
№
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Информация вокруг тебя. Человек и компьютер
2
2.
Кодирование информации
5
3.
Числовая информация и компьютерные программы.
9
4.
Учимся создавать презентации в MS Office Power Point
17
5.
Обобщающее повторение
1
Всего:
34
3 год обучения
№
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Информация вокруг нас.
12
2.
Структурирование и визуализация информации.
13
3.
Знакомство с Интернетом
8
4.
Обобщающее повторение
1
Всего:
34
4 год обучения
№
Наименование раздела
Кол-во часов
1.
Человек и информация.
12
2.
Знакомство с алгоритмизацией
21
3.
Обобщающее повторение
1
Всего: