Игрушка "современная" и "народная" как фактор развития личности ребенка
Автор: Могильникова Венера Кашафовна Должность: воспитатель Учебное заведение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №5 "Белочка" Населённый пункт: Кемеровская область, город Киселевск Наименование материала: статья Тема: Игрушка "современная" и "народная" как фактор развития личности ребенка Раздел: дошкольное образование
Могильникова Венера Кашафовна, воспитатель, детский сад №5
Игрушка «современная» и «народная» как фактор в развитии личности ребенка.
Основные способности человека, определяющие его дальнейшее развитие,
формируются еще в раннем детстве. Игра – это не просто развлечение, это
сложная
повседневная
работа,
на
которой
он
учится
нормам
и
правилам
современной жизни, постигает истинные ценности. Игра, по мнению известных
психологов, это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин), школа морали
в
действии
(А.Н.
Леонтьев),
это
и
ведущая
деятельность
в
дошкольном
возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных
сил ребенка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и
сверстникам (А.В.Запорожец). Игрушка является не только сопровождением
игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения, а также образом
идеального мира.
С другой стороны, игрушка – тот товар, который взрослый выбирает и покупает
для своих детей. Чтобы сориентировать взрослых в необъятной стихии рынка
игрушек
родителям
необходимо
рассказать
о
наиболее
ценных
из
них
и
полезных. В большинстве случаев родители выбирают и покупают игрушки
стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных
признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку
и
пр.),
не
учитывая
развивающий
потенциал
игрушки,
ее
педагогическую
«полезность». Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет
кукла Барби. Игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и
материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти
богатыми и красивыми. Очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя
не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к
ней бой - френда. Вызывает беспокойство содержание игр, на которые они
вдохновляют детей, так как дети дошкольного возраста приучаются предаваться
фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам. На смену
Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных – американских и
японских
–
мультфильмов:
бэтмен,
человек-паук,
снайпер,
солдат
удачи,
трансформеры, и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках
многих магазинов. Эти герои отличаются, прежде всего, силой, ловкостью,
смелостью,
сверхчеловеческими
качествами,
разнообразными
умениями,
великолепными физическими данными. Их поведение как бы доказывает всем
окружающим:
на
чьей
стороне
сила,
тот
и
прав.
Используя
в
игре
такие
игрушки,
ребенок
воспроизводит
те
действия,
которые
характерны
для
конкретного персонажа. На самом деле в пропаганде смелости, решительности,
бесстрашия нет ничего плохого. Плохо другое – ребенок, как правило, не
соотносит свои действия с возможностями других участников игры, т.е. он
может «нападать» на более слабого, не контролируя последствия. Данный вид
игрушек можно рассматривать как скрытую пропаганду жестокости и насилия.
Особое
место
среди
игрушек-героев
современных
мультфильмов
занимают
неземные
существа:
уродливые
гномы,
мутанты,
тролли,
звездные
воины,
покемоны, монстры-бакуганы, которые своим поведением как бы утверждают:
добро
побеждает
зло,
но
только
при
помощи
применения
силы.
Особого
внимания требуют и виртуальные игрушки – компьютерные игры, тамагочи,
тетрисы, способствующие тому, что ребенок много времени, проводящий за
такими
играми
нередко
начинает
жить
в
виртуальном
мире,
неадекватно
воспринимает
реальность,
отказывается
от
общения
со
сверстниками,
чувствуют себя в их среде неуверенно, появляются агрессивные действия к
товарищам или животным.
Игрушкой,
а
точнее
антиигрушкой
можно
назвать
сегодня
и
компьютер,
который заполнил умы и сознание наших детей. Каждый современный ребенок
знаком с этим «инструментом цивилизации», причем возраст этого знакомства
сокращен до минимума. Компьютер заменяет традиционную игрушку не только
подростку но и совсем юному человеку, начиная уже с 3-х летного возраста, а то
и раньше. При этом взрослые не замечают (точнее стараются не замечать) тех
пагубных последствий, к которым приводит это знакомство. Компьютерные
игрушки
носят
преимущественно
жестокий,
злой
и
агрессивный
характер.
Ребенок, играющий в насилие, обязательно однажды реализует проигранную
жестокость в жизни, так как игрушка является своеобразным звеном между
ребенком
и
миром,
постепенно
воспитывая
в
детях
такие
качества,
как
нетерпимость, раздражительность и вспыльчивость. Вся информация, которую
ребенок
черпает
с
экрана
телевизора
или
монитора
компьютера,
воспринимается им как реальность и инструкция к жизни, таким образом,
происходит
трансформация
современного
мира,
создается
новая
система
бесчеловечных ценностей.
Безусловно, компьютер - необходимый инструмент современного человека, но
ребенок должен получать возможность общения с
компьютером, но дозировано
и под чутким руководством знающего взрослого.
Но
не
все
так
плохо.
Есть
ещё
хорошие
и
«умные»
игрушки,
которые
в
противовес
к
вышеперечисленным
игрушкам
оказывают
положительное
влияние
на
развитие
личности
ребёнка.
Рассматривая
как
средство
психического развития, В.С.Мухина разделяет игрушки на две большие группы:
- игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки,
матрешки,
пирамидки,
мисочки-вкладыши,
игрушки-заместители
реальных
предметов
человеческой
культуры,
орудий,
кубики,
пазлы,
конструктор,
мозаика, лото, домино); - игрушки, воздействующие на нравственную сферу
личности ребенка (куклы, мягкие игрушки – изображения зайца, обезьяны,
собаки, мишки и др.). Хотелось бы остановиться поподробнее на следующих
игрушках:
Матрешка - символ зарождения новой жизни, это принцип существования
ж и з н и .
М а т р ё ш к а
п р и в и в а е т
р е б е н к у
т а к и е
ц е н н о с т и
к а к
самосовершенствование, духовность, уверенность в себе, интеллект.
Пирамидка показывает ребенку иерархичность бытия, его слаженность и
последовательность красоты, способствует развитию координации движения,
совершенствует мелкую моторику, тренирует зрение и память.
Кубики
есть
двух
видов:
с
картинками
и
не
расписанные,
для
конструирования
всяких
фигурок
и
домиков.
Они
развивают
в
ребенке
понимание
структурности
бытия.
Постройки
из
кубиков
развивают
умение
действовать по образцу.
Благодаря мисочкам-вкладышам, ребенок учится соотносить величину и
форму предметов, а также координировать действия руки и глаза, способствуют
развитию мышления, воображения, ознакомлению с цветом.
Ванька-встанька
–
игрушка,
наполненная
жизнеутверждающим
оптимизмом: "сколько раз упал, столько раз и поднимайся". Подарить ребенку
игрушку – это значит подарить ему радость общения, радость познания мира,
удовлетворение от реализации творческих возможностей своего «Я».
Список литературы:
1. Абраменкова В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.-1998.-
№4.-С.33-34.
2.
Алешина
И.Н.,
Онощенко
С.В.
Влияние
игрушки
на
формирование
личностного
потенциала
ребенка-дошкольника
//
Потенциал
личности:
комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской конференции. 17-19
июня 2003г. /Отв. Ред. Е.А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина,
2003, С.3-7.
3.
Лосева
В.К.,
Луньков
А.И.
Игрушка
в
развитии
ребенка
и
игровая
коррекция // Народное образование. – 1999. – №9. – С.306-311