Напоминание

"Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"


Автор: Мурзагалиева Айнагуль Аслбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Семибугровская ООШ"
Населённый пункт: Камызякский район,Астраханская область,село Семибугры
Наименование материала: Статья
Тема: "Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Взрослые жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания не приносят результатов. Во время организационной деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задание до конца, получают больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком. У детей гиперактивность проявляется через:  чрезмерную невнимательность;  отвлекаемость;  импульсивность;  подвижность. Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является: • патология беременности, родов; • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша; • генетическая обусловленность. Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания. Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. В конце своего выступления я сделаю вывод ,что это ошибка.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек,как вы видите на слайде. В нашем дошкольном учреждений по количеству гиперактивных детей преобладают мальчику, их 12%,соответственно девочек 5-6 %. Эти расстройства могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Есть метод,часто используемый педагогами и психологами для коррекции тех или иных нарушений в развитии ребенка-это игротерапия т.е.лечение игрой. Многолетняя практика показывает,что именно этот способ воздействия на ребенка дает самые эффективные результаты. Играя, ребенок обретет навыки,которые пригодяться ему в дальнейшем, ведь, как известно,гиперактивные дети испытывают особые трудности, начиная обучение в школе. Игры должны способствовать: • снятию напряжения; • снижению агрессивности; • развитию умения концентрировать внимание. Как показала практика эффективными в работе с гиперактивными детьми являются следующие игры:
НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»

Цель:
развивать умение концентрировать внимание на деталях. •
Описание

игры:
ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями. • Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось. •
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель:
снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым. •
Описание игры:
взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть. • Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. •
Вариант игры:
«зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами. •
«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель:
развивать умение распределять внимание. •
Описание игры:
все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге. •
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель:
снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры:
сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей. •
«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель:
игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём. •
Описание игры:
дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. • Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте). Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:  «не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;  применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;  во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить отвлекающие моменты;  давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя какое-либо поручение;  хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца. Игры с песком-одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики,тактильных ощущений и координаций движений. Все это связано напрямую с развитием речи,мышления,внимания,памяти. А также положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном взаимодействии медиков, психологов и педагогов. Если по всем признакам у вас гиперактивный ребенок, и вы не знаете что делать, то прежде всего наберитесь терпения. Возьмите себе в помощники невропатолога и психотерапевта следуйте их советам и рекомендациям. При необходимости начните лечение, но самое главное – любите своего малыша, заботьтесь о нем. И тогда у вас получится избежать негативных последствий этого диагноза и воспитать из неугомонного баловника полноценную личность. Могу теперь сделать вывод своего выступления следует всегда помнить, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.


В раздел образования