"Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"
Автор: Мурзагалиева Айнагуль Аслбековна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ"Семибугровская ООШ" Населённый пункт: Камызякский район,Астраханская область,село Семибугры Наименование материала: Статья Тема: "Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста.
В последнее время родители и педагоги всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность
которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке.
С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не
ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут,
принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают,
взгляд
трудно
поймать.
Взрослые
жалуются
на
то,
что
ребёнок
не
даёт
им
покоя
–
он
постоянно
вмешивается в разговоры с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания,
приходится
повышать
голос,
но
замечания
не
приносят
результатов.
Во
время
организационной
деятельности в детском саду такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них
воспитатель,
не
могут
выполнить
задание
до
конца,
получают
больше
всех
замечаний,
окриков,
«отрицательного внимания», мешают другим детям и обычно попадают в число «изгоев». Претендуя на
лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие,
вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Главное отличие активного ребенка от
гиперактивного
заключается
именно
в
том,
что
последний
будет
бегать,
бесцельно
двигаться,
не
задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в
гостях или кабинете врача. То есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил
окончательно, плачет и истерит.
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается
до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые
черты
гиперактивности:
излишнюю
подвижность,
суетливость,
импульсивность,
эмоциональность
и
болтливость. Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают
тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке,
приговаривая
ласковые,
добрые
слова.
Благодаря
этому
мышечное
беспокойство
и
эмоциональная
напряжённость будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать
отдохнувшим,
менее
импульсивным.
Эмоциональный
и
тактильный
контакт
очень
эффективен
при
взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
У детей гиперактивность проявляется через:
чрезмерную невнимательность;
отвлекаемость;
импульсивность;
подвижность.
Основными же причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является:
•
патология беременности, родов;
•
инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
•
генетическая обусловленность.
Часто синдром гиперактивности сопровождается синдромом дефицита внимания.
Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, среди родителей и педагогов всё
ещё бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и
просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. В конце своего выступления я
сделаю вывод ,что это ошибка.
Чрезмерная активность на фоне нарушений внимания приблизительно в пять раз чаще встречается у
мальчиков, чем у девочек,как вы видите на слайде. В нашем дошкольном учреждений по количеству
гиперактивных детей преобладают мальчику, их 12%,соответственно девочек 5-6 %. Эти расстройства
могут обнаруживаться ещё до того, как ребёнок начинает ходить.С появлением гиперактивного ребёнка в
группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих
взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком.
Есть метод,часто используемый педагогами и психологами для коррекции тех или иных нарушений в
развитии ребенка-это игротерапия т.е.лечение игрой. Многолетняя практика показывает,что именно этот
способ
воздействия
на
ребенка
дает
самые
эффективные
результаты.
Играя,
ребенок
обретет
навыки,которые пригодяться ему в дальнейшем, ведь, как известно,гиперактивные дети испытывают
особые трудности, начиная обучение в школе.
Игры должны способствовать:
•
снятию напряжения;
•
снижению агрессивности;
•
развитию умения концентрировать внимание.
Как показала практика эффективными в работе с гиперактивными детьми являются следующие
игры:
НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»
•
Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.
•
Описание
игры: ребёнок
рисует
любую
несложную
картинку
(котик,
домик
и
др.)
и
передаёт
её
взрослому,
а
сам
отворачивается.
Взрослый
дорисовывает
несколько
деталей
и
возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются
ролями.
•
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют
на
доске
какой-либо
рисунок
и
отворачиваются
(при
этом
возможность
движения
не
ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны
сказать, что изменилось.
•
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»
•
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное
восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.
•
Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек
меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку
предлагается оголить руку по локоть.
•
Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками.
Надо
с
закрытыми
глазами
угадать,
какой
«зверёк»
прикасается
к
руке
–
отгадать
предмет.
Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
•
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с
ребёнком местами.
•
«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
•
Цель: развивать умение распределять внимание.
•
Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим
теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и
выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно
выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры –
установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
•
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»
•
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
•
Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее
передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу
или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение
можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно
несколько мячей.
•
«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ
•
Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает
быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.
•
Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они
повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое
нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.
•
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры,
кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать
в ладоши (или кружиться на месте).
Таким образом можно выделить основные моменты во взаимодействии с гиперактивным ребёнком:
«не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума
возбуждение усиливается;
применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по
головке, прижать к себе;
во время организованной деятельности размещать ребёнка ближе к себе чтобы уменьшить
отвлекающие моменты;
давать возможность в процессе организованной спокойной деятельности подвигаться выполняя
какое-либо поручение;
хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг,
если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
Игры с песком-одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на
эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Также
игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики,тактильных ощущений и координаций
движений.
Все
это
связано
напрямую
с
развитием
речи,мышления,внимания,памяти.
А
также
положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей.
Проблему
гиперактивности
невозможно
решить
волевыми
усилиями,
авторитарными
указаниями
и
убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может.
Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не
приведут к улучшению поведения ребёнка, а скорее, ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при
оптимальном
взаимодействии
медиков,
психологов
и
педагогов.
Если
по
всем
признакам
у
вас
гиперактивный ребенок, и вы не знаете что делать, то прежде всего наберитесь терпения. Возьмите себе в
помощники невропатолога и психотерапевта следуйте их советам и рекомендациям. При необходимости
начните лечение, но самое главное – любите своего малыша, заботьтесь о нем. И тогда у вас получится
избежать негативных последствий этого диагноза и воспитать из неугомонного баловника полноценную
личность. Могу теперь сделать вывод своего выступления следует всегда помнить, что гиперактивность –
это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский диагноз, который может
быть поставлен по результатам специальной диагностики.