Автор: Жиркова Ирина Петровна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Ойская СОШ имени А.В.Дмитриева Населённый пункт: с.Ой Хангаласский улус Республика Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Экологическая направленность обучения физики Раздел: среднее образование
Экологическая направленность обучения физики
Жиркова Ирина Петровна
учитель МБОУ «Ойская СОШ им.А.В.Дмитриев а»
Хангаласский улус
Республика Саха (Якутия)
Новое время требует от учителя коренного улучшения учебной и воспитательной
работы. Одно из решений этой задачи – экологическая направленность обучения физики.
Как известно, экологическая обстановка на Земле и в нашей стране продолжает
ухудшаться:
озоновая
дыра
не
уменьшается,
а
загрязненность
мирового
океана
и
воздушной оболочки планеты повышается.
Огромный ущерб природе наносят небрежное хранение и неграмотное применение
химических
удобрений
и
ядохимикатов:
гибнут
насекомые
и
микроорганизмы,
без
которых оскудевает животный и растительный мир; почва оказывается перенасыщенной
тяжелыми металлами и другими элементами, их соединениями , попадание которых через
растительную пищу в организм животных и людей приводит к нарушению их нормальной
жизнедеятельности.
Значение охраны природы как непременного условия выживания человека и каждого
человека сейчас осознается нашим обществом, но оно мало готово к последовательной и
безусловной
реализации
природоохранных
мер,
причем
не
только
из-за
недостатка
необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры
населения,
несформированности
экологического
мышления
у
работников
народного
хозяйства.
Таким образом, решение экологических проблем в огромной степени зависит от
постановки экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
Вступающие в трудовую жизнь люди должны хорошо знать законы природы,
понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия
вмешательства
в
естественное
течение
различных
процессов.
У
них
должно
быть
выработано
«экологическое
мировоззрение»,
т.е.
сознание
приоритетности
решения
экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современной
технологии, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также
твердое убеждение в то, что без уверенности в безвредности для окружающей среды для
того или иного мероприятия оно не должно реализоваться. Такое мировоззрение может
формироваться
лишь
в
том,
случае,
если
уже
с
детских
лет,
в
школе
давать
соответствующие знания о природе, знакомить с экологическими проблемами, прививать
любовь к природе, учить вести себя так, чтобы не наносить ей вреда, побуждать к
общественно трудовой деятельности окружающей среды, ее улучшению. При этом важно
укрепить такую жизненную позицию: небрежное безответственное отношение к природе
безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы обогащает его моральные
принципы. Ведь по словам писателя С.П.Залыгина, «отношение человека к окружающей
среде – это уже сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к
другим людям».
Современная тенденция гуманизации образования диктует необходимость
возвращения
физике
ее
изначального
содержания
как
науки
о
природе.
Подобную
переориентацию
может
обеспечить
экологизация
школьной
физики.
Физическое
обоснование имеют два аспекта проблемы «человек и природа»:
1)
Энергетический – рациональное использование природных ресурсов.
2)
Природоохранный
–
методы
предотвращения
нарушения
–
вследствие
антропогенного воздействия или восстановления природного равновесия.
Эти аспекты можно рассматривать при изучении большинства вопросов физики.
Поскольку древние якуты поклонялись природе, важно акцентировать внимание учащихся
на
вопросах
рационального
природопользования,
воспитывая
у
них
чувство
ответственности перед природой. Постараюсь показать на каком экологическом материале
и при изложении каких физических вопросов это можно сделать.
Содержание экологического образования и воспитания учащихся в 7 классе.
Вопрос курса физики
Экологический материал
Физические явления
Физика и техника
-
Опасность
неправильного
применения
и
хранения
минеральных удобрений;
- Понятие предельно допустимой концентрации вещества;
-
Влияние
на
жизнь
водоема
нефтяной
пленки
на
его
поверхности;
П р и т я ж е н и е
и
отталкивание молекул
- Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и
смачивание его нефтью;
Т р и
с о с т о я н и я
вещества
- Загрязнение атмосферы;
- Озоновая дыра;
- Загрязнение воды нефтепродуктвми и его последствия;
Движение . Скорость.
- Вред приносящий ураганным ветром;
- Изменение скорости течения воды и его последствия;
- Разлив воды;
-
Меры
уменьшения
выброса
вредных
веществ
в
окружающую среду;
Плотность вещества
- Применения материалов с малой плотностью;
- Значение плотности почвы для сельского хозяйства;
Сила упругости
-
Изменение
свойства
материалов,
меняя
их
упругость
и
прочность;
Сила трения
- Вред от посыпания на лед песчано- солевой смесью (гибель
придорожной растительности, разъединение автомобильных
шин, обуви, коррозия трубопроводов);
Давление твердых тел,
жидкостей и газов
- Давление на почву трактора;
-
Прорывы
нефте-
и
газотрубопроводов
под
действием
высокого давления;
- Высокое давление опасно при буровых работах;
Атмосферное давление
- Озоновая «дыра» и его последствия;
- Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы;
- Особенности распространения выбросов при циклонах и
антициклонах;
Шлюзы
-
Нарушение
природного
равновесия
при
строительстве
каналов;
- Последствия «поворота рек»;
Водопровод
- Уменьшение запасов пресной воды на Земле;
- Необходимость экономии пресной воды;
Условия
плавания
тел.
Архимедова сила.
- Образование нефтяной пленки на поверхности воды;
- Способы ее уничтожения;
- Экологические аспекты сплава древесины по река;
Плавание судов
-
Экологически
пагубные
последствия
судоходства:
разрушение берегов, оглушение рыбы, загрязнение водоемов;
-
Экологические
катастрофы,
обусловленные
авариями
нефтяных танкеров;
Воздухоплавание
- Разрушение озонового слоя атмосферы;
- Экономическая неэффективность ;
- Использование аэростатов;
Работа и мощность
- Мощность КПД и экологическая безопасность различных
механизмов;
- Оценить примерно мощность смерча;
Энергия
- Уменьшение запасов природных ресурсов;
- Экологически чистая электростанция;
- Перспективы использования безотходных и возобновляемых
источников энергии.
Каждый человек должен спросить себя: «А что я сам лично могу сделать для
сохранения Мира от экологической катастрофы?».
Во – первых, нужно наблюдать, анализировать происходящее вокруг явления с
позиций физики и экологии.
Во – вторых, как можно действовать? Явления нужно не только наблюдать, но и
исследовать.
Другим видом действия может быть участие в природоохранном движении в состав
экологического кружка, лагеря.
Экологизация уроков физики способствует повышению эффективности осознания к
природе по принципу природосообразности, т.к. важно, чтобы учащиеся знали и умели
наблюдать за природой, умели осознать и использовать все полезное в природе для
сохранения здоровья, изучали вековую мудрость народа.
Учащиеся, занимаясь в кружках, летних лагерях развивают творческую
способность. А это развитие происходит на уроках и во внеурочное время, в результате
чего
достигаются
прочные
знания
предмета,
успешное
участие
в
конкурсах,
конференциях, определяется сознательный выбор профессии и творческое отношение к
любому виду деятельности.
Использованная литература
1.
М.И.Блудов Беседы по физике М., Просвещение, 1972 г.
2.
А.В.Перышкин, Н.А.Родина Физика, 7 класс
3.
А.П.Рыженков Физика. Человек. Окружающая среда М., Просвещение, 1996 г.
4.
А.И.Новгородова педагогическое обеспечение развития творческих способностей
учащихся на основе принципе природосообразности, 2002 г.