Напоминание

Экологическая направленность обучения физики


Автор: Жиркова Ирина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Ойская СОШ имени А.В.Дмитриева
Населённый пункт: с.Ой Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Экологическая направленность обучения физики
Раздел: среднее образование





Назад





Экологическая направленность обучения физики
Жиркова Ирина Петровна учитель МБОУ «Ойская СОШ им.А.В.Дмитриев
а»
Хангаласский улус Республика Саха (Якутия) Новое время требует от учителя коренного улучшения учебной и воспитательной работы. Одно из решений этой задачи – экологическая направленность обучения физики. Как известно, экологическая обстановка на Земле и в нашей стране продолжает ухудшаться: озоновая дыра не уменьшается, а загрязненность мирового океана и воздушной оболочки планеты повышается. Огромный ущерб природе наносят небрежное хранение и неграмотное применение химических удобрений и ядохимикатов: гибнут насекомые и микроорганизмы, без которых оскудевает животный и растительный мир; почва оказывается перенасыщенной тяжелыми металлами и другими элементами, их соединениями , попадание которых через растительную пищу в организм животных и людей приводит к нарушению их нормальной жизнедеятельности. Значение охраны природы как непременного условия выживания человека и каждого человека сейчас осознается нашим обществом, но оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления у работников народного хозяйства. Таким образом, решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Вступающие в трудовую жизнь люди должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано «экологическое мировоззрение», т.е. сознание приоритетности решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработке современной технологии, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в то, что без уверенности в безвредности для окружающей среды для того или иного мероприятия оно не должно реализоваться. Такое мировоззрение может формироваться лишь в том, случае, если уже с детских лет, в школе давать соответствующие знания о природе, знакомить с экологическими проблемами, прививать любовь к природе, учить вести себя так, чтобы не наносить ей вреда, побуждать к общественно трудовой деятельности окружающей среды, ее улучшению. При этом важно укрепить такую жизненную позицию: небрежное безответственное отношение к природе безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы обогащает его моральные принципы. Ведь по словам писателя С.П.Залыгина, «отношение человека к окружающей среде – это уже сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям». Современная тенденция гуманизации образования диктует необходимость возвращения физике ее изначального содержания как науки о природе. Подобную переориентацию может обеспечить экологизация школьной физики. Физическое обоснование имеют два аспекта проблемы «человек и природа»: 1) Энергетический – рациональное использование природных ресурсов. 2) Природоохранный – методы предотвращения нарушения – вследствие антропогенного воздействия или восстановления природного равновесия. Эти аспекты можно рассматривать при изучении большинства вопросов физики. Поскольку древние якуты поклонялись природе, важно акцентировать внимание учащихся на вопросах рационального природопользования, воспитывая у них чувство
ответственности перед природой. Постараюсь показать на каком экологическом материале и при изложении каких физических вопросов это можно сделать. Содержание экологического образования и воспитания учащихся в 7 классе. Вопрос курса физики Экологический материал Физические явления Физика и техника - Опасность неправильного применения и хранения минеральных удобрений; - Понятие предельно допустимой концентрации вещества; - Влияние на жизнь водоема нефтяной пленки на его поверхности; П р и т я ж е н и е и отталкивание молекул - Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и смачивание его нефтью; Т р и с о с т о я н и я вещества - Загрязнение атмосферы; - Озоновая дыра; - Загрязнение воды нефтепродуктвми и его последствия; Движение . Скорость. - Вред приносящий ураганным ветром; - Изменение скорости течения воды и его последствия; - Разлив воды; - Меры уменьшения выброса вредных веществ в окружающую среду; Плотность вещества - Применения материалов с малой плотностью; - Значение плотности почвы для сельского хозяйства; Сила упругости - Изменение свойства материалов, меняя их упругость и прочность; Сила трения - Вред от посыпания на лед песчано- солевой смесью (гибель придорожной растительности, разъединение автомобильных шин, обуви, коррозия трубопроводов); Давление твердых тел, жидкостей и газов - Давление на почву трактора; - Прорывы нефте- и газотрубопроводов под действием высокого давления; - Высокое давление опасно при буровых работах; Атмосферное давление - Озоновая «дыра» и его последствия; - Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы; - Особенности распространения выбросов при циклонах и антициклонах; Шлюзы - Нарушение природного равновесия при строительстве каналов; - Последствия «поворота рек»; Водопровод - Уменьшение запасов пресной воды на Земле; - Необходимость экономии пресной воды; Условия плавания тел. Архимедова сила. - Образование нефтяной пленки на поверхности воды; - Способы ее уничтожения; - Экологические аспекты сплава древесины по река; Плавание судов - Экологически пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, оглушение рыбы, загрязнение водоемов; - Экологические катастрофы, обусловленные авариями нефтяных танкеров; Воздухоплавание - Разрушение озонового слоя атмосферы;
- Экономическая неэффективность ; - Использование аэростатов; Работа и мощность - Мощность КПД и экологическая безопасность различных механизмов; - Оценить примерно мощность смерча; Энергия - Уменьшение запасов природных ресурсов; - Экологически чистая электростанция; - Перспективы использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Каждый человек должен спросить себя: «А что я сам лично могу сделать для сохранения Мира от экологической катастрофы?». Во – первых, нужно наблюдать, анализировать происходящее вокруг явления с позиций физики и экологии. Во – вторых, как можно действовать? Явления нужно не только наблюдать, но и исследовать. Другим видом действия может быть участие в природоохранном движении в состав экологического кружка, лагеря. Экологизация уроков физики способствует повышению эффективности осознания к природе по принципу природосообразности, т.к. важно, чтобы учащиеся знали и умели наблюдать за природой, умели осознать и использовать все полезное в природе для сохранения здоровья, изучали вековую мудрость народа. Учащиеся, занимаясь в кружках, летних лагерях развивают творческую способность. А это развитие происходит на уроках и во внеурочное время, в результате чего достигаются прочные знания предмета, успешное участие в конкурсах, конференциях, определяется сознательный выбор профессии и творческое отношение к любому виду деятельности. Использованная литература 1. М.И.Блудов Беседы по физике М., Просвещение, 1972 г. 2. А.В.Перышкин, Н.А.Родина Физика, 7 класс 3. А.П.Рыженков Физика. Человек. Окружающая среда М., Просвещение, 1996 г. 4. А.И.Новгородова педагогическое обеспечение развития творческих способностей учащихся на основе принципе природосообразности, 2002 г.


В раздел образования