Учимся играя. Применение упражнений для развития пространственного восприятия в обучении детей с ОВЗ.
Автор: Комарова Ольга Александровна Должность: учитель трудового обучения Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Учимся играя. Применение упражнений для развития пространственного восприятия в обучении детей с ОВЗ. Раздел: среднее образование
пространственного восприятия в обучении детей с ОВЗ.
Недостаточность пространственного восприятия «напрямую влияет на
у р о в е н ь
а ктуа л ь н о го
и н т е л л е ктуа л ь н о го
р а з в и т и я
р е б ё н к а ,
феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности,
чтения, письма, владения математическими операциями, различными видами
мышления
(особенно
абстрактно-логического),
которые
являются
составляющими всех интеллектуальных операций.
Для развития пространственного восприятия учащихся коррекционной
школы на уроках технологии используются различные упражнения.
Для учащихся пятых классов предлагаются несложные упражнения.
Например: «Нарисуй под кружком квадрат, в квадрате треугольник и т.д.».
Также учащимся предлагаются упражнения, которые необходимо
выполнить, следуя словесной инструкции педагога. Например:
1)
Тому, у кого на столе лежит треугольник, закрыть его правой рукой.
1)
Тому, у кого на столе лежит жёлтый квадрат, взять его в левую руку и
приложить к правому уху.
2)
Возьмите в левую руку круг, который меньше.
3)
Закройте правой рукой самый большой прямоугольник, а левой –
самый маленький.
Данные упражнения способствуют развитию ориентации учащихся в
пространстве.
Многие учащиеся с нарушением пространственного восприятия
сталкиваются
с
трудностями
при
выполнении
шва
«крест».
Дети
не
понимают, куда вводится и откуда выводится игла. Они теряются среди
огромного
количества
квадратиков
на
канве.
С
целью
усвоения
данного
материала детям предлагается выполнять шов «крест» на начальном этапе на
картоне, где пронумеровано каждое пошаговое действие ученика.
Поэтапное выполнение шва «крест» на картоне
(тренировочные упражнения)
Пошаговая нумерация
действий, позволяет детям с нарушением
пространственного
восприятия
выполнять
данные
работы
на
начальных
этапах с помощью словесной инструкции учителя.
Шов «крест» выполненный на картоне
(тренировочное упражнение)
Таким образом, через некоторое время учащиеся усваивают алгоритм
выполнения данного шва, после чего возможно усложнение работы и перенос
её на ткань (канву).
Шов «крест» выполненный на канве
Для учащихся старших классов с целью развития пространственного
восприятия предлагаются упражнения в технике изонить. В начале освоения
данной техники учащиеся выполняют упражнения по заполнению различных
геометрических фигур: окружностей, углов, овалов и т.д.
Заполнение угла
Заполнение круга
Заполнение овала
Далее из этих фигур составляются различные композиции:
Пошаговая нумерация действий, обозначенная по контуру данных фигур,
позволяет детям с нарушением пространственного восприятия выполнять
данные
работы
на
начальных
этапах
с
помощью
словесной
инструкции
учителя.
Например,
учитель
проговаривает
каждое
действие
учащегося:
«Вывести иглу снизу вверх в точке 1. Ввести иглу сверху вниз в точке 25. И
т.д.».
Через некоторое время учащиеся усваивают алгоритм выполнения данной
работы и способны самостоятельно выполнять композиции в данной технике.
Таким образом, дети с нарушением пространственного восприятия очень
часто
на
начальном
этапе
освоения
какой-либо
техники
нуждаются
в
упрощении подачи учебного материала и помощи со стороны учителя. С этой
целью
может
быть
рекомендовано
выполнение
отдельных
видов
работ
сначала
на
картоне
(тренировочные
упражнения,
сопровождающиеся
словесной инструкцией учителя), и лишь затем усложнение и перенос работ
на ткань.