Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
Автор: Сучкова Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ лет сад № 17 общеразвивающего вида Населённый пункт: г Воронеж Наименование материала: план по самообразованию Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Раздел: дошкольное образование
Образование средне спец., Гомельское педагогическое училище
(ср-спец, высшее (указать), образовательное учреждение, год окончания)
специальность Воспитатель детского сада
квалификация
17 лет 17 лет 4 года
общий стаж работы педагогический стаж стаж работы в данном ДОУ
(квалификационная категория, дата присвоения)
Курсы повышения 2015 г.
(год, тема курсов)
Перспективный план самообразования:
Учебный год
Тема самообразования
Этап
Форма и срок
отчёта
2015/2016
Приобщение дошкольников к
истокам народной культуры»
практически
й
Открытый показ
2015/2016
2015/2016
3
2015/2016 учебный год
Тема : «
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
(название темы)
старшая группа 5-6 лет
(возрастная группа)
Этап практический
Цель :
Формировать
ценностные
ориентиры
и
нравственные
нормы,
основанные
на
культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи :
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных
способностей детей.
3. Расширить знания о народных промыслах
4. Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или
иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую
гамму.
5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных
промыслов России;
6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
7. Систематизировать изученную литературу.
Литература по теме :
1.Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,
2001.
4
2.
Детские
Частушки,
Шутки,
Прибаутки.
Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития:
Академия К, 2000. - 219 с.
3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. –
М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии
календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева,
О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. -
400с.
5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. :
ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.
6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в
фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. -
Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.
7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот
развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с.
8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством,
ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001.
9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки
для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
План работы на 2015-2016 уч.г.
Раздел
плана
Сроки
Форма работы
Практические выходы
(рефераты, доклады,
открытый просмотр,
выставка работ и т.д.)
Отчёт об
исполнени
и
Работа с детьми
сентябрь
Подготовить беседу с
детьми о культуре и
быте русского народа.
Подобрать для чтения
детям русские народные
сказки.
Познакомить с русским
фольклором.
Выставка народных
инструментов
выполнена
5
октябрь
Организация народных
подвижных игр
Ежедневно на прогулке
проведены
ноябрь
Подготовить беседу-
объяснение о значении
старинных слов, их
происхождении
.
Создание альбома
выполнено
декабрь
Подготовить беседа с
показом о русской
народной культуре,
предметах старины, о
традиционных
украшениях.
Выставка расписных
платочков
проведена
январь
Рассматривание
изделий с городецкой
росписью.
Организация выставки
предметов с городецкой
росписью
проведена
февраль
Подобрать материал для
проведения праздника
«Масленица».
Участие в проведении
масленицы (праздник)
проведена
март
Подготовить«Весенние
потехи и забавы»
Организовать показ для
детей старшей группы
апрель
Подготовить беседу
«Традиции русского
народа – народные и
государственные
праздники России»
Создание альбома
выполнено
май
Организовать выставку
детских рисунков по
мотивам народных
росписей, «Народные
игрушки своими
руками».
Выставка детских рисунков
выполнено
Работа с родителями
сентябрь
Подготовить
анкетирование на тему:
«Русские традиции в
нашей семье»
выполнено
ноябрь
Подготовить
индивидуальные беседы
выполнено
6
с родителями на тему
«Роль родителей в
возрождении русских
традиций
январь
Изготовить стенгазету
на тему «Семейные
традиции»
выставка
выполнено
март
Оформить стенд
«народная песня , как
средство воспитания».
выставка
выполнено
май
Подготовить
консультацию «Играйте
с детьми в народные
подвижные игры
выполнено
Работа с педагогами
Сентябрь
, декабрь
Оформить серию
выставок по русским
народным промыслам
выставка
выполнено
март
Организовать выставку
педагогической
литературы по теме
«Народные промыслы
как средство
патриотического
воспитания
выставка
выполнено
7
Отчёт о проделанной работепо самообразованию за 2015-2016 учебный год.
Сучкова Светлана Анатольевна
Воспитатель
Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Над данной темой работала один год.
Цель: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на
культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи :
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных
способностей детей.
3. Расширить знания о народных промыслах
4. Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или
иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую
гамму.
5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных
промыслов России;
6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
7. Систематизировать изученную литературу.
Актуальность темы
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне
необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным
русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы
рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства.
Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-
патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием
познавательных интересов и творческих способностей детей.
Формы и методы работы:
Проведение тематических занятий,
Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
8
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими
руками».
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
(ежедневно).
Работа с методической литературой
Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов,
исполнение ролей.
Обработка анкетных данных.
Подготовка и оформление документации.
Изучение теоретического материала.
За предыдущий год изучила следующую литературу:
1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС,
2001.
2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и
педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития:
Академия К, 2000. - 219 с.
3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. –
М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии
календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева,
О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. -
400с.
5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. :
ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.
6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в
фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. -
Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с.
7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот
развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с.
8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством,
ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001.
9
9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки
для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
Практическая реализация темы по самообразованию
1. Участвовали в Проведение осеннего праздника "Осенины".В январе организовала
посиделки «Раз в крещенский вечерок… ».
2. Проведение конкурса детских рисунков "Рисуем праздник".
3 Участие и победа в городском конкурсе поделки своими руками «Рождественская
сказка»,
4 .участие в выставке народно-прикладного искусства (Цветы родному городу»
5. Проведение мастер – класса "Народные праздники как средства приобщения детей к
истокам русской культуры".
Работая по приобщению детей к истокам русской народной культуры, организовала
особые условия в группе, создала яркие образности и наглядности, которые обеспечивали
детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе был создан
Музей «Хлеба», «Игрушек».
Были изготовлены альбомы «Русский быт», «Одежда» с помощью которых дети
знакомились с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных
промыслов.
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной
культуры у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским
бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное
искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие
способности детей.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное
нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
10
Приложение:
Накопленный практический материал!