Напоминание

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры


Автор: Сучкова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ лет сад № 17 общеразвивающего вида
Населённый пункт: г Воронеж
Наименование материала: план по самообразованию
Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад





муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 17»

города Воронеж

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

Сучкова Светлана Анатольевна
(Ф.И.О. педагога) воспитатель (должность)
2015 -2016 уч.г.

2
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Образование средне спец., Гомельское педагогическое училище
(ср-спец, высшее (указать), образовательное учреждение, год окончания)
специальность Воспитатель детского сада

квалификация
17 лет 17 лет 4 года общий стаж работы педагогический стаж стаж работы в данном ДОУ (квалификационная категория, дата присвоения)
Курсы повышения 2015 г.
(год, тема курсов)
Перспективный план самообразования:
Учебный год Тема самообразования Этап Форма и срок отчёта 2015/2016 Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» практически й Открытый показ 2015/2016 2015/2016
3
2015/2016 учебный год

Тема
: « Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» (название темы) старшая группа 5-6 лет (возрастная группа) Этап практический
Цель
: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи
: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей. 3. Расширить знания о народных промыслах 4. Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. 5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России; 6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов; 7. Систематизировать изученную литературу.
Литература по теме
: 1.Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
4 2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. 3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. 5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. 6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с. 7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с. 8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. План работы на 2015-2016 уч.г.
Раздел

плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады,

открытый просмотр,

выставка работ и т.д.)

Отчёт об

исполнени

и

Работа с детьми
сентябрь Подготовить беседу с детьми о культуре и быте русского народа. Подобрать для чтения детям русские народные сказки. Познакомить с русским фольклором. Выставка народных инструментов выполнена
5 октябрь Организация народных подвижных игр Ежедневно на прогулке проведены ноябрь Подготовить беседу- объяснение о значении старинных слов, их происхождении . Создание альбома выполнено декабрь Подготовить беседа с показом о русской народной культуре, предметах старины, о традиционных украшениях. Выставка расписных платочков проведена январь Рассматривание изделий с городецкой росписью. Организация выставки предметов с городецкой росписью проведена февраль Подобрать материал для проведения праздника «Масленица». Участие в проведении масленицы (праздник) проведена март Подготовить«Весенние потехи и забавы» Организовать показ для детей старшей группы апрель Подготовить беседу «Традиции русского народа – народные и государственные праздники России» Создание альбома выполнено май Организовать выставку детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками». Выставка детских рисунков выполнено
Работа с родителями
сентябрь Подготовить анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье» выполнено ноябрь Подготовить индивидуальные беседы выполнено
6 с родителями на тему «Роль родителей в возрождении русских традиций январь Изготовить стенгазету на тему «Семейные традиции» выставка выполнено март Оформить стенд «народная песня , как средство воспитания». выставка выполнено май Подготовить консультацию «Играйте с детьми в народные подвижные игры выполнено
Работа с педагогами
Сентябрь , декабрь Оформить серию выставок по русским народным промыслам выставка выполнено март Организовать выставку педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания выставка выполнено
7
Отчёт о проделанной работепо самообразованию за 2015-2016 учебный год.
Сучкова Светлана Анатольевна Воспитатель Тема: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» Над данной темой работала один год. Цель: Формировать ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи
: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей. 3. Расширить знания о народных промыслах 4. Закрепить умения детей при составлении декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. 5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России; 6.Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов; 7. Систематизировать изученную литературу.
Актуальность темы
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Формы и методы работы:
Проведение тематических занятий, Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам. Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
8 Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных). Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками». Заучивание стихов, загадок о народных промыслах. (ежедневно). Работа с методической литературой Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей. Обработка анкетных данных. Подготовка и оформление документации.
Изучение теоретического материала.
За предыдущий год изучила следующую литературу: 1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. 2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. 3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. 5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. 6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с. 7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с. 8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
9 9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.
Практическая реализация темы по самообразованию
1. Участвовали в Проведение осеннего праздника "Осенины".В январе организовала посиделки «Раз в крещенский вечерок… ». 2. Проведение конкурса детских рисунков "Рисуем праздник". 3 Участие и победа в городском конкурсе поделки своими руками «Рождественская сказка», 4 .участие в выставке народно-прикладного искусства (Цветы родному городу» 5. Проведение мастер – класса "Народные праздники как средства приобщения детей к истокам русской культуры". Работая по приобщению детей к истокам русской народной культуры, организовала особые условия в группе, создала яркие образности и наглядности, которые обеспечивали детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В группе был создан Музей «Хлеба», «Игрушек». Были изготовлены альбомы «Русский быт», «Одежда» с помощью которых дети знакомились с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, с изделиями народных промыслов.
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам народной культуры у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
10
Приложение:
Накопленный практический материал!


В раздел образования