Автор: Шмелева Ольга Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5" Населённый пункт: г.Хотьково, Московской области Наименование материала: Статья Тема: "Организация здоровьесберегающего урока" Раздел: среднее образование
Цель технологии:
воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать
радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у
них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
1.
отсутствие назидательности и авторитарности
2.
воспитание, а не изучение культуры здоровья
3.
элементы индивидуализации обучения
4.
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
5.
интерес к учебе, желание идти в школу
6.
наличие физкультминуток
Принципы , которые положены в основу здоровьесберегающего урока
1.
учет возрастно-половых особенностей;
2.
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических
особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
3.
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной
работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
4.
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности
и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия:
1.
оптимальная плотность урока :
a.
количество видов учебной деятельности
b.
их смена
c.
длительность и чередование
d.
отвлечения от учебной работы
2.
чередование видов учебной деятельности:
a.
чтение,
b.
письмо,
c.
слушание,
d.
рассказ,
e.
рассматривание пособий,
f.
ответ на вопрос,
g.
решение примеров.
Рекомендации по планированию здоровьесберегающего урока
1.
считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной
деятельности, 1-2 – нерациональным.
2.
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут
(нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются
признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке проводятся с целью профилактики утомления и
Тренажер для глаз
Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по
периметру класса.
На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см.
Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской.
Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке,
против часовой стрелки, по восьмерке.
Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется
чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и
различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый,
зеленый.
Цветотерапия.
Игра – цветные сны.
В положении сидя после напряженной работы . учащиеся закрывают глаза,
прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся
стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая
трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что
они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая
продолжительность – 1 мин.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
Физкультминутки
На растягивание отделов позвоночника .
•
Наклоны вперед, назад, в сторону.
•
Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому
плечу, к левому.
•
Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз
возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
Упражнение на снижение утомления.
•
Упражнение «Дерево».
•
И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и
сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание
свободное.
Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.
•
«Железная дорога».
•
Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки
вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по
горизонтали и по вертикали.
Смена статических поз во время урока:
•
Слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку
стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.