Напоминание

"Организация здоровьесберегающего урока"


Автор: Шмелева Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г.Хотьково, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация здоровьесберегающего урока"
Раздел: среднее образование





Назад





Организация здоровьесберегающего урока

Цель технологии:
воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
1. отсутствие назидательности и авторитарности 2. воспитание, а не изучение культуры здоровья 3. элементы индивидуализации обучения 4. наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников 5. интерес к учебе, желание идти в школу 6. наличие физкультминуток
Принципы , которые положены в основу здоровьесберегающего урока
1. учет возрастно-половых особенностей; 2. учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; 3. структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная) 4. использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Здоровьесберегающие действия:
1. оптимальная плотность урока : a. количество видов учебной деятельности b. их смена c. длительность и чередование d. отвлечения от учебной работы 2. чередование видов учебной деятельности: a. чтение, b. письмо, c. слушание, d. рассказ, e. рассматривание пособий, f. ответ на вопрос,
g. решение примеров.
Рекомендации по планированию здоровьесберегающего урока
1. считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным. 2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке проводятся с целью профилактики утомления и

релаксации ЦНС
1. физкультминутки, динамические паузы 2. минутки релаксации 3. дыхательная гимнастика 4. гимнастика для глаз 5. массаж активных точек
Примеры оздоровительных моментов на уроке.

Тренажер для глаз
Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке. Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.
Цветотерапия.
Игра – цветные сны. В положении сидя после напряженной работы . учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин. Желтый – стимулирует умственную деятельность; зеленый – умиротворяет, успокаивает; голубой – снижает кровяное давление, успокаивает; синий – располагает к серьезности, строгости в поведении; фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание. Физкультминутки
На растягивание отделов позвоночника
. • Наклоны вперед, назад, в сторону. • Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому. • Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
Упражнение на снижение утомления.

Упражнение «Дерево».
• И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.
Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.

«Железная дорога».


Руки имитируют движение поезда по рельсам. Кисти сцеплены в замок, руки вытянуты и подняты до уровня плеч. Кисти рук описывают большие восьмерки по горизонтали и по вертикали.
Смена статических поз во время урока:
• Слушание протекает в следующей позе: расслабились, откинулись на спинку стула, руки свободно висят вдоль тела или сцеплены в замок за спинкой стула.


В раздел образования