Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы
Автор: Волкова Светлана Николаевна Должность: учитель трудового обучения Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК" Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы Раздел: среднее образование
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
Деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимой для
него проблемы может стать эффективной тогда, когда педагог будет иметь отчетливые представле -
ния о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению.
Поиском ответов на эти вопросы занимались в течение нескольких лет многие научные и
практические работники. Надежной опорой в данной поисковой деятельности стали идеи гумани -
стической психологии и педагогики (Р. Берне, У. Глассер, А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Фре-
не), положения концепции педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова,
Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин), теоретические и технологические разработки в обла -
сти психологического консультирования (Р.С Немов, Р.В. Овчарова, О.В. Хухлаева).
I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
№
Концепция
Основание
Условия поддержки
1.
Гуманистиче-
ская концепция
Создание и соблюдение
условий для оказания
помощи
- восприятие ребенком себя как человека, имею-
щего и желающего решать собственные пробле-
мы;
- конгруэнтность личности и поведения педаго-
га во взаимодействии со своими воспитанника-
ми;
- безусловно положительное отношение педаго-
га к ребенку;
- эмпатийное понимание ребенка воспитателем;
- ощущение воспитанниками конгруэнтности,
принятия и эмпатии педагога.
2.
Концепция пе-
дагогической
поддержки
Принципы педагогиче-
ского взаимодействия
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
- опора на личные силы и потенциальные воз-
можности личности учащегося;
- вера в эти возможности;
- ориентация на способность ребенка самостоя-
тельно преодолевать препятствия;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфиденциальность;
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, челове-
ческого достоинства;
- реализация принципа «не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процес-
су и результату.
От того, насколько педагог обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и
корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом за-
висит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и про -
явление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека - стать и
быть самим собой.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
№ Алгоритм дей-
ствий педагога
Педагогические
приемы и методы
Практическая деятельность
1.
Сигнальный
Педагогическое наблюдение,
беседа, размышления в парах и
малых группах, консультации
психолога, социального педаго-
га, медицинского работника и
других специалистов.
Обработать и проанализировать получен-
ную информацию о содержании и причинах
возникновения проблемы. Диагностика
предполагаемой проблемы, Психологиче-
ская готовность к восприятию проблемы
воспитанника.
2.
Контактно-
созидательный
Установление контакта с ребенком, вербали-
зация постановки проблемы (проговарива-
ние ее самим школьником), совместная
оценка проблемы с точки зрения значимости
ее для ребенка.
- Ситуативное тестирование;
Определение психологического состояния
воспитанника, его готовности к общению и
взаимодействию.
- приемы ритуального коммуни-
кативного взаимодействия;
Расспросить об увлечениях воспитанника, о
его впечатлении о прошедшем накануне ме-
роприятии в классе.
-приемы «Ты-высказывание»
Передать в беседе информацию воспитанни-
ку о том, как вы воспринимаете его нынеш-
нее эмоциональное состояние.
-приемы «Я-высказывание»
Сообщить собеседнику о том, что лично вы
чувствуете в настоящее время.
3.
Диагностиче-
ский
- прием активного эмпатийного
слушания, приемы невербаль-
ной эмоциональной поддержки.
Организовать совместно с ребенком поиск
причин возникновения проблемы (трудно-
сти), взгляд на ситуацию со стороны (прием
“глазами ребенка”);
Педагог внимательно слушает, подкрепляет
высказывания ученика своими эмоциями:
корректно удивляется, сочувствует, сопере-
живает, положительно или отрицательно ре-
агирует на сказанное.
- прием «Перифраза»;
Педагог делает очень близкое к оригиналу
краткое повторение вышесказанного ребен-
ком в виде утверждения или вопроса. Эф-
фективными являются перифразы:
-
Вы интересуетесь…;
-
Вы говорите, что…;
-
Вы спрашиваете о том, что…
-прием «Редакция»;
Педагог на основе нескольких фраз ученика
делает обобщение. Начинать обобщение
следующими словами:
-
Итак, если обобщить и в краткой
форме выразить то, что Вы сказали,
то можно ли это сделать так…;
№ Алгоритм дей-
ствий педагога
Педагогические
приемы и методы
Практическая деятельность
-
Если подвести краткий итог сказан-
ному, то можно ли это передать
так…;
-
Если я Вас правильно понял, то
смысл сказанного Вами сводится к
следующему…
- прием «Проговаривание».
Педагог создавая благоприятную эмоцио-
нально-психологическую атмосферу – побу-
ждает своего воспитанника рассказать о
том, что его в данный момент волнует, кто
или что могло стать причиной трудности.
4.
Проектный
- методы самопроектирования
Воспитанник формирует возможные вариан-
ты решения проблемы.
-педагогического проектирова-
ния;
Педагог определяет содержание и способы
организации деятельности по поддержке ре-
бенка.
- прием «Анализ способов ре-
шения чужой проблемы»;
Педагог вспоминает о похожей проблеме у
своего бывшего воспитанника и рассказыва-
ет о том как действовал его сверстник по ее
решению.
- методика «Кот в сапогах»
Педагог с воспитанником продумывают ка-
кую пользу может принести ученику воз-
никшая проблемная ситуация – его соб-
ственный кот в сапогах.
- метод договора.
Предметом договора становятся 2-3 условия
(требования), которые обязуются соблюдать
договорившиеся стороны – воспитатель и
воспитанник. Проектирование действий пе-
дагога и ребенка (разделение функций и от-
ветственности по решению проблемы), на-
лаживание договорных отношений и заклю-
чение договора в любой форме.
5.
Деятельност-
ный
Методы стимулирования,
консультативная помощь
Действует сам ребенок и действует педагог
(одобрение действий ребенка, стимулирова-
ние его инициативы и действий, координа-
ция деятельности специалистов в школе и за
ее пределами, безотлагательная помощь
школьнику).
6.
Результативно-
аналитический
Приемы рефлексии и
саморефлексии
Совместно с ребенком обсудить успехи и
неудачи предыдущих этапов деятельности,
констатировать факт разрешимости пробле-
мы или переформулировать затруднения.
Осмысление ребенком и педагогом нового
опыта жизнедеятельности.
Если проблема не будет окончательно решена происходит переформулирование затруднения
и возвращение к начальным звеньям технологической цепочки.
Литература
1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования//Классный ру-
ководитель. 2000. № 3.
2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.,
2001.