Напоминание

Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы


Автор: Волкова Светлана Николаевна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: КОУ ВО "ВЦППРК"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы
Раздел: среднее образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ Деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы может стать эффективной тогда, когда педагог будет иметь отчетливые представле - ния о том, что такое проблема, какие условия способствуют ее разрешению. Поиском ответов на эти вопросы занимались в течение нескольких лет многие научные и практические работники. Надежной опорой в данной поисковой деятельности стали идеи гумани - стической психологии и педагогики (Р. Берне, У. Глассер, А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Фре- не), положения концепции педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Анохина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин), теоретические и технологические разработки в обла - сти психологического консультирования (Р.С Немов, Р.В. Овчарова, О.В. Хухлаева). I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ № Концепция Основание Условия поддержки 1. Гуманистиче- ская концепция Создание и соблюдение условий для оказания помощи - восприятие ребенком себя как человека, имею- щего и желающего решать собственные пробле- мы; - конгруэнтность личности и поведения педаго- га во взаимодействии со своими воспитанника- ми; - безусловно положительное отношение педаго- га к ребенку; - эмпатийное понимание ребенка воспитателем; - ощущение воспитанниками конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога. 2. Концепция пе- дагогической поддержки Принципы педагогиче- ского взаимодействия - согласие ребенка на помощь и поддержку; - опора на личные силы и потенциальные воз- можности личности учащегося; - вера в эти возможности; - ориентация на способность ребенка самостоя- тельно преодолевать препятствия; - совместность, сотрудничество, содействие; - конфиденциальность; - доброжелательность и безоценочность; - безопасность, защита здоровья, прав, челове- ческого достоинства; - реализация принципа «не навреди»; - рефлексивно-аналитический подход к процес- су и результату. От того, насколько педагог обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом за- висит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и про - явление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека - стать и быть самим собой.
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ № Алгоритм дей- ствий педагога Педагогические приемы и методы Практическая деятельность 1. Сигнальный Педагогическое наблюдение, беседа, размышления в парах и малых группах, консультации психолога, социального педаго- га, медицинского работника и других специалистов. Обработать и проанализировать получен- ную информацию о содержании и причинах возникновения проблемы. Диагностика предполагаемой проблемы, Психологиче- ская готовность к восприятию проблемы воспитанника. 2. Контактно- созидательный Установление контакта с ребенком, вербали- зация постановки проблемы (проговарива- ние ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка. - Ситуативное тестирование; Определение психологического состояния воспитанника, его готовности к общению и взаимодействию. - приемы ритуального коммуни- кативного взаимодействия; Расспросить об увлечениях воспитанника, о его впечатлении о прошедшем накануне ме- роприятии в классе. -приемы «Ты-высказывание» Передать в беседе информацию воспитанни- ку о том, как вы воспринимаете его нынеш- нее эмоциональное состояние. -приемы «Я-высказывание» Сообщить собеседнику о том, что лично вы чувствуете в настоящее время. 3. Диагностиче- ский - прием активного эмпатийного слушания, приемы невербаль- ной эмоциональной поддержки. Организовать совместно с ребенком поиск причин возникновения проблемы (трудно- сти), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”); Педагог внимательно слушает, подкрепляет высказывания ученика своими эмоциями: корректно удивляется, сочувствует, сопере- живает, положительно или отрицательно ре- агирует на сказанное. - прием «Перифраза»; Педагог делает очень близкое к оригиналу краткое повторение вышесказанного ребен- ком в виде утверждения или вопроса. Эф- фективными являются перифразы: - Вы интересуетесь…; - Вы говорите, что…; - Вы спрашиваете о том, что… -прием «Редакция»; Педагог на основе нескольких фраз ученика делает обобщение. Начинать обобщение следующими словами: - Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что Вы сказали, то можно ли это сделать так…;
№ Алгоритм дей- ствий педагога Педагогические приемы и методы Практическая деятельность - Если подвести краткий итог сказан- ному, то можно ли это передать так…; - Если я Вас правильно понял, то смысл сказанного Вами сводится к следующему… - прием «Проговаривание». Педагог создавая благоприятную эмоцио- нально-психологическую атмосферу – побу- ждает своего воспитанника рассказать о том, что его в данный момент волнует, кто или что могло стать причиной трудности. 4. Проектный - методы самопроектирования Воспитанник формирует возможные вариан- ты решения проблемы. -педагогического проектирова- ния; Педагог определяет содержание и способы организации деятельности по поддержке ре- бенка. - прием «Анализ способов ре- шения чужой проблемы»; Педагог вспоминает о похожей проблеме у своего бывшего воспитанника и рассказыва- ет о том как действовал его сверстник по ее решению. - методика «Кот в сапогах» Педагог с воспитанником продумывают ка- кую пользу может принести ученику воз- никшая проблемная ситуация – его соб- ственный кот в сапогах. - метод договора. Предметом договора становятся 2-3 условия (требования), которые обязуются соблюдать договорившиеся стороны – воспитатель и воспитанник. Проектирование действий пе- дагога и ребенка (разделение функций и от- ветственности по решению проблемы), на- лаживание договорных отношений и заклю- чение договора в любой форме. 5. Деятельност- ный Методы стимулирования, консультативная помощь Действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирова- ние его инициативы и действий, координа- ция деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику). 6. Результативно- аналитический Приемы рефлексии и саморефлексии Совместно с ребенком обсудить успехи и неудачи предыдущих этапов деятельности, констатировать факт разрешимости пробле- мы или переформулировать затруднения. Осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности. Если проблема не будет окончательно решена происходит переформулирование затруднения и возвращение к начальным звеньям технологической цепочки. Литература 1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования//Классный ру- ководитель. 2000. № 3. 2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.
3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2001.


В раздел образования