Автор: Сатурина Марина Шамильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОКУ "Соболевская средняя школа" Населённый пункт: Камчатский край, с.Соболево Наименование материала: конспект Тема: "Конституция - основной закон России" Раздел: начальное образование
Сатурина Марина Шамильевна
Учитель начальных классов МКОУ «Соболевская средняя школа»
МКОУ «Соболевская средняя школа» Соболевского муниципального района
Камчатского края.
684200
Соболево, Камчатский край,
Ул. Комсомольская 33.
Телефон: 8-914-786-45-16
Классный час в 4 классе
по теме:
«Конституция - основной закон России»
Составила и провела учитель начальных классов:
Сатурина Марина Шамильевна
2013 уч.г
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения
обретает
сегодня
особую
значимость.
Построение
в
России
гражданского
общества,
динамичное
развитие
страны
зависит
от
ответственных
людей,
любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.
Воспитание
гражданина
–
патриота
сегодня
–
залог
гарантированного
будущего для всего российского общества.
Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а
именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны
понять,
как
это
важно
любить
свой
народ,
гордиться
его
прошлым
и
настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.
Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике.
В этом 2013 году исполняется 20 лет главному документу России
– Конституции. В начальной школе нашего учреждения прошли тематические
открытые мероприятия, классные часы,
посвящённые Дню Конституции.
Учащиеся
в
начальной
школе
достаточно
восприимчивы
к
усвоению
ценностей и нравственных норм. Такие занятия помогают сформировать не
только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.
Цели:
1.
Познакомить детей с Конституцией РФ;
2.
Дать
представлении
е
о
правах
ребёнка,
возможность
почувствовать
себя
ответственными гражданами своей страны;
3.
Воспитывать
полноценную
личность
как
самостоятельного
субъекта
права,
воспитание гражданских и патриотических чувств детей;
4.
Донести до сознания детей того, что все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих
правах и обязанностях;
Классный час на тему:
«Конституция - основной закон России»
Цели:
Сформировать понятия «закон, право»;
Ознакомить учащихся с символикой государства: флагом, гербом,
гимном;
Дать представление о главном законе нашего государства –
Конституции;
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Таблицы с символами России;
Гимн России (мр3)
F.Duval - Ballade Pour Adeline (мр3)
Ход классного часа:
1.Организационный момент
Уч. - Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящён
основному документу нашей страны, о котором должны знать не только
взрослые, но и маленькие граждане, это Вы - дети!
2. Основная часть.
Учитель читает стихотворение под музыку (мр3,
31 - F.Duval -
Ballade Pour Adeline)
(слайд 2,3)
Ширь лесов и глубина озер,
Синь которых небеса собою отражает
И берез стыдливых тесных хоровод,
Что своею красотою поражает.
Уч . - О каком государстве сказаны эти замечательные строки? ( Россия)
(слайд 4)
Уч . - Да, действительно, наше Отечество, наша Родина-матушка –
Россия. Отечеством мы зовём её потому, что здесь из покон веку жили наши
прадеды. Родиной потому, что мы здесь родились. В ней говорят на родном
языке и всё для нас родное и знакомое. Матерью потому, что она вскормила
нас своим хлебом. Вспоила своими водами.
- Не зря К.Д.Ушинский когда-то сказал эти прекрасные слова: «Много есть на
свете хороших стран, государств и земель, но одна у человека мать – одна у
него и Родина»
Ученица : Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье.
Это русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и моря –
Это русские картины,
Это Родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя!
Уч. - На протяжении нескольких занятий мы с вами путешествовали по
просторам нашей необъятной Родины – России, знакомились с её природой и
богатствами земли. Всё это наша Родина!
- Нас очень много, все мы разные, но нас можно назвать тем словом, которое
нужно произносить с гордостью и теплом в каждой душе. (Россияне)
(слайд 5)
- Какие символы нашей Родины, нашего государства вы знаете? (слайд 6)
(выходят мальчики)
1 мальчик:
Россия - священная наша держава,
Россия – любимая наша страна,
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
- Именно так звучит наш гимн, главная песня нашей страны, именно его
мы и услышим в новогоднюю ночь, он исполняется во время торжественных
церемоний.
2 мальчик:
- О нём говорят, что он «трижды рождённый». Это о бело-сине-красном,
о нашем флаге. Белый цвет олицетворяет свободу, синий - Богородицу
(покровительницу России), красный – державность (смелость, великодушие)
3 мальчик:
Герб
- Он представляет собой изображение двуглавого
орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Орёл
увенчан тремя коронами Петра Великого. На груди
орла на красном щите - всадник в синем плаще на серебряном
коне, поражающий копьём чёрного дракона, символы победы добра над злом.
Уч. - Правильно, ребята, каждый гражданин должен уважать символы своего
государства, знать и чтить слова гимна своей Родины!
- Отношение к символам государства – это отношение, прежде всего к самому
государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление
государства, его народа, его истории и культуры. Об этом написано в главном
документе нашей страны Конституции. (слайд 7,8)
Уч . - А как вы думаете, ребята, что такое конституция? (мнения детей)
- Правильно, ребята думаете, что в этом документе прописаны правила
проживания в нашей стране, в переводе с латинского языка « Конституция» -
устройство, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей
стране очень много законов, но главным законом нашего государства,
основные правила по которым мы с вами живём, записаны в Конституции.
- Имеете ли вы какие – либо права в нашем государстве как дети? (дети
делятся своими мнениями и приходят к выводу о том, что и они - граждане
своей страны, хотя и маленькие)
-Всё правильно, ребята, когда человек рождается на свет, он уже имеет право
на жизнь, гражданство, мед. обслуживание, равенство, свободу, отдых, право
на семью, бесплатное образование. (слайд 9)
- Ребёнок имеет право на личную жизнь, на право выбирать себе друзей.
Никто не имеет право заставить вас думать только так и не иначе. И хотя
маленькому человеку непонятны пока ещё его права, его права могут
отстаивать родители, законные представители ребёнка. (слайд 10)
Ученик: Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет,
Не должен приниматься на работу.
Родители должны проявлять к нему
Большую любовь и заботу.
Должны его охранять и оберегать,
Никому в обиду не давать.
Ребёнок имеет право получить
Бесплатное образование
И, конечно, имеет право
На надлежащие уход и питание.
Ребёнок должен быть защищён
От небрежного к нему отношения.
Ребёнок должен в школе получать
Умения и знания.
Воспитываться же должен он
В духе взаимопонимания.
У ребёнка должна быть возможность
Развиваться и играть,
И как можно больше
На свежем воздухе бывать.
Уч . - Ребята, вы не забывайте о том, что у вас есть не только права, а также
обязанности перед страной. Кто может назвать их?
( любить и почитать взрослых, родителей; любить и защищать свою Родину)
Уч .- Всё правильно, но самой главной обязанностью является соблюдать
законы, которые прописаны в Конституции, для этого она и существует.
-А что будет, если мы не будем соблюдать эти законы? (обсуждение, работа в
группах, обмен мнениями)
- Всё верно, в мире воцарится хаос, будут происходить страшные войны, люди
безжалостно будут уничтожать и унижать друг друга. ( слайд 11)
Уч. - Захочется ли вам жить в таком мире? (мнения детей)
-Что вы должны соблюдать, чтобы сохранить мир и покой в нашей стране?
(законы Конституции)
- В конституции независимо от нации, веры, цвета кожи, социального
положения, у всех есть права и обязанности одинаковые. По отношению к друг
другу мы должны быть терпимы и уважительны, чтобы наш мир не
превратился в невыносимое существование.
Уч . - А теперь давайте поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте
«да», если это не противоречит правам человека, а если противоречит, тогда
отвечайте «нет». Готовы? Тогда начинаю!
-Россия – наша страна? (Да)
-Имеет ли человек право на неприкосновенность? (да)
- Можно ли человека обращать в рабство? (нет)
- Можно ли к человеку относиться с жестокостью? (нет)
-Защищён ли гражданин законом? (да)
- Имеет ли право защищать себя с помощью суда? (да)
- Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (нет)
- Может ли гражданин свободно передвигаться по своей стране? (да)
-Может ли человек владеть имуществом? (да)
-Защищает ли закон материнство и младенчество? (да)
- Все молодцы, знаете права, но не забывайте об обязанностях.
- Узнайте, какие сказочные герои могли бы пожаловаться на нарушение своих
прав. (проводится викторина) (слайды 12- 22)
3.Заключительная часть.
Уч . - Вот наш классный час и подходит к концу. Вы сегодня узнали о своих
правах. Я прошу вас изобразить ваши права, объявляется конкурс рисунков.
(проводится конкурс рисунков)
- Какие ваши главные обязанности в настоящее время? (учиться, почитать
родителей, любить и беречь свою Родину)
-Какие вы у меня молодцы! Я надеюсь, что вы будете помнить не только о
своих правах, но и обязанностях. До новых встреч!
(В заключении звучит гимн России)
Источники информации:
1.
Конституция РФ – М., «Просвещение» 2010г.
2.
Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №7 2008г.
3.
Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А.Козлова. –
М.: Издательство «Экзамен», 2011г.