Напоминание

"Конституция - основной закон России"


Автор: Сатурина Марина Шамильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОКУ "Соболевская средняя школа"
Населённый пункт: Камчатский край, с.Соболево
Наименование материала: конспект
Тема: "Конституция - основной закон России"
Раздел: начальное образование





Назад




Сатурина Марина Шамильевна Учитель начальных классов МКОУ «Соболевская средняя школа» МКОУ «Соболевская средняя школа» Соболевского муниципального района Камчатского края. 684200 Соболево, Камчатский край, Ул. Комсомольская 33. Телефон: 8-914-786-45-16
Классный час в 4 классе по теме: «Конституция - основной закон России» Составила и провела учитель начальных классов: Сатурина Марина Шамильевна 2013 уч.г
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее. Задача учителя - правильно организовать занятия по данной тематике. В этом 2013 году исполняется 20 лет главному документу России – Конституции. В начальной школе нашего учреждения прошли тематические открытые мероприятия, классные часы, посвящённые Дню Конституции. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.
Цели:
1. Познакомить детей с Конституцией РФ; 2. Дать представлении е о правах ребёнка, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; 3. Воспитывать полноценную личность как самостоятельного субъекта права, воспитание гражданских и патриотических чувств детей; 4. Донести до сознания детей того, что все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях;
Классный час на тему: «Конституция - основной закон России» Цели:  Сформировать понятия «закон, право»;  Ознакомить учащихся с символикой государства: флагом, гербом, гимном;  Дать представление о главном законе нашего государства – Конституции;  Воспитывать чувство гордости за свою страну. Оборудование:  Мультимедийный проектор;  Таблицы с символами России;  Гимн России (мр3)  F.Duval - Ballade Pour Adeline (мр3)  Ход классного часа:
1.Организационный момент

Уч.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящён основному документу нашей страны, о котором должны знать не только взрослые, но и маленькие граждане, это Вы - дети!
2. Основная часть.
Учитель читает стихотворение под музыку (мр3, 31 - F.Duval - Ballade Pour Adeline) (слайд 2,3) Ширь лесов и глубина озер, Синь которых небеса собою отражает И берез стыдливых тесных хоровод, Что своею красотою поражает.
Уч
. - О каком государстве сказаны эти замечательные строки? ( Россия) (слайд 4)
Уч
. - Да, действительно, наше Отечество, наша Родина-матушка – Россия. Отечеством мы зовём её потому, что здесь из покон веку жили наши прадеды. Родиной потому, что мы здесь родились. В ней говорят на родном
языке и всё для нас родное и знакомое. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом. Вспоила своими водами. - Не зря К.Д.Ушинский когда-то сказал эти прекрасные слова: «Много есть на свете хороших стран, государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина»
Ученица
: Вижу чудное приволье Вижу нивы и поля – Это русское раздолье. Это русская земля! Вижу горы-исполины, Вижу реки и моря – Это русские картины, Это Родина моя! Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья – Это русская сторонка, Это Родина моя!
Уч.
- На протяжении нескольких занятий мы с вами путешествовали по просторам нашей необъятной Родины – России, знакомились с её природой и богатствами земли. Всё это наша Родина! - Нас очень много, все мы разные, но нас можно назвать тем словом, которое нужно произносить с гордостью и теплом в каждой душе. (Россияне) (слайд 5) - Какие символы нашей Родины, нашего государства вы знаете? (слайд 6) (выходят мальчики)
1 мальчик:
 Россия - священная наша держава, Россия – любимая наша страна, Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена! - Именно так звучит наш гимн, главная песня нашей страны, именно его мы и услышим в новогоднюю ночь, он исполняется во время торжественных церемоний.
2 мальчик:
 - О нём говорят, что он «трижды рождённый». Это о бело-сине-красном, о нашем флаге. Белый цвет олицетворяет свободу, синий - Богородицу (покровительницу России), красный – державность (смелость, великодушие)
3 мальчик:
Герб - Он представляет собой изображение двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Орёл увенчан тремя коронами Петра Великого. На груди орла на красном щите - всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьём чёрного дракона, символы победы добра над злом.
Уч.
- Правильно, ребята, каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать и чтить слова гимна своей Родины! - Отношение к символам государства – это отношение, прежде всего к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом написано в главном документе нашей страны Конституции. (слайд 7,8)
Уч
. - А как вы думаете, ребята, что такое конституция? (мнения детей) - Правильно, ребята думаете, что в этом документе прописаны правила проживания в нашей стране, в переводе с латинского языка « Конституция» - устройство, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране очень много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы с вами живём, записаны в Конституции. - Имеете ли вы какие – либо права в нашем государстве как дети? (дети делятся своими мнениями и приходят к выводу о том, что и они - граждане своей страны, хотя и маленькие)
-Всё правильно, ребята, когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, мед. обслуживание, равенство, свободу, отдых, право на семью, бесплатное образование. (слайд 9) - Ребёнок имеет право на личную жизнь, на право выбирать себе друзей. Никто не имеет право заставить вас думать только так и не иначе. И хотя маленькому человеку непонятны пока ещё его права, его права могут отстаивать родители, законные представители ребёнка. (слайд 10)
Ученик:
Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет, Не должен приниматься на работу. Родители должны проявлять к нему Большую любовь и заботу. Должны его охранять и оберегать, Никому в обиду не давать. Ребёнок имеет право получить Бесплатное образование И, конечно, имеет право На надлежащие уход и питание. Ребёнок должен быть защищён От небрежного к нему отношения. Ребёнок должен в школе получать Умения и знания. Воспитываться же должен он В духе взаимопонимания. У ребёнка должна быть возможность Развиваться и играть, И как можно больше На свежем воздухе бывать.
Уч
. - Ребята, вы не забывайте о том, что у вас есть не только права, а также обязанности перед страной. Кто может назвать их? ( любить и почитать взрослых, родителей; любить и защищать свою Родину)
Уч
.- Всё правильно, но самой главной обязанностью является соблюдать законы, которые прописаны в Конституции, для этого она и существует. -А что будет, если мы не будем соблюдать эти законы? (обсуждение, работа в группах, обмен мнениями) - Всё верно, в мире воцарится хаос, будут происходить страшные войны, люди безжалостно будут уничтожать и унижать друг друга. ( слайд 11)

Уч.
- Захочется ли вам жить в таком мире? (мнения детей) -Что вы должны соблюдать, чтобы сохранить мир и покой в нашей стране? (законы Конституции) - В конституции независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех есть права и обязанности одинаковые. По отношению к друг другу мы должны быть терпимы и уважительны, чтобы наш мир не превратился в невыносимое существование.
Уч
. - А теперь давайте поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте «да», если это не противоречит правам человека, а если противоречит, тогда отвечайте «нет». Готовы? Тогда начинаю! -Россия – наша страна? (Да) -Имеет ли человек право на неприкосновенность? (да) - Можно ли человека обращать в рабство? (нет) - Можно ли к человеку относиться с жестокостью? (нет) -Защищён ли гражданин законом? (да) - Имеет ли право защищать себя с помощью суда? (да) - Можно ли без разрешения войти в жилище человека? (нет) - Может ли гражданин свободно передвигаться по своей стране? (да) -Может ли человек владеть имуществом? (да) -Защищает ли закон материнство и младенчество? (да) - Все молодцы, знаете права, но не забывайте об обязанностях. - Узнайте, какие сказочные герои могли бы пожаловаться на нарушение своих прав. (проводится викторина) (слайды 12- 22)
3.Заключительная часть.

Уч
. - Вот наш классный час и подходит к концу. Вы сегодня узнали о своих правах. Я прошу вас изобразить ваши права, объявляется конкурс рисунков. (проводится конкурс рисунков) - Какие ваши главные обязанности в настоящее время? (учиться, почитать родителей, любить и беречь свою Родину)
-Какие вы у меня молодцы! Я надеюсь, что вы будете помнить не только о своих правах, но и обязанностях. До новых встреч!
(В заключении звучит гимн России)

Источники информации:
1. Конституция РФ – М., «Просвещение» 2010г. 2. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №7 2008г. 3. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011г.


В раздел образования