"Развитие коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС"
Автор: Вартанова Любовь Михайловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ №37 Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов Тема: "Развитие коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №37 «Подсолнушек»
1. Особенности воспитательно-
образовательной работы по формированию
культуры общения и коммуникации.
2.Тест для определения характера
взаимодействия воспитателя с детьми
Человек, как существо социальное
постоянно взаимодействует с другими
людьми. Ему необходимы контакты самые
разнообразные: внутрисемейные,
общественные, производственные и т.д.
Любое общение требует от человека умения
соблюдать общепринятые правила
поведения, обусловленные нормами морали.
Дефицит общения
в дошкольном
возрасте
накладывает
роковую печать на
последующую
судьбу личности.
ОДНИМ ИЗ КОМПОНЕНТОВ
ОБЩЕНИЯ ВЫСТУПАЕТ КУЛЬТУРА
ОБЩЕНИЯ.
Культура общения – предусматривает
выполнение ребенком норм при общении с
взрослыми и сверстниками, основанных на
уважении и доброжелательности, с
использованием соответствующего
словарного запаса и норм обращения, а
также вежливое поведение в общественных
местах, быту.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА – ЭТО
СПОСОБНОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ВСТУПАТЬ В
КОНТАКТ И ВЕСТИ РАЗГОВОР С
СОБЕСЕДНИКОМ, НО И ВНИМАТЕЛЬНО И
АКТИВНО СЛУШАТЬ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ МИМИКУ
И ЖЕСТЫ ДЛЯ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО
ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ МЫСЛЕЙ, А ТАКЖЕ
ОСОЗНАВАТЬ ОСОБЕННОСТИ СЕБЯ И ДРУГИХ
ЛЮДЕЙ И УЧИТЫВАТЬ ИХ В ХОДЕ ОБЩЕНИЯ.
Кроме этого воспитание культуры общения у
детей осуществляется в тесной связи с
формированием у детей навыков
коллективизма. Формируя у ребенка
стремление к общению, взрослые должны
поощрять даже самые незначительные
попытки играть друг с другом.
РАЗВИТИЕ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ
Возраст
Форма общения
Цель общения
До 1,5 лет
Отношение к сверстнику как к очень
интересному предмету или объекту
2 – 3 года
Эмоционально-
практическая
Соучастие в
забавах, шалостях
3,5 – 6 лет
Ситуативно-
деловая
(расцвет
сюжетно-ролевой игры)
Деловое
сотрудничество
6 – 7 лет
Внеситуативно-
деловая
Сотрудничество
- Благодаря полноценному проживанию
каждого возрастного этапа формируется
коммуникативный компонент готовности к
школе
- Навыки сотрудничества необходимы для
дальнейшей взрослой жизни
ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНО-
ДЕЛОВОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ (3,5 – 5 ЛЕТ)
Феномен «невидимого
зеркала»: ребенок ловит во
взгляде и мимике сверстника
признаки отношения к себе
Ребенок начинает видеть
особенности сверстника, но
фиксирует у него, в основном,
негативные моменты
ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНО-
ДЕЛОВОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ (3,5 – 5 ЛЕТ)
Преобладание
инициативных
действий и
высказываний над
ответными: трудно
продолжить и развить
диалог
Трудности в предвидении
результата своих поступков
- …......!
- …...!
?
ОСОБЕННОСТИ СИТУАТИВНО-
ДЕЛОВОЙ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ (3,5 – 6 ЛЕТ)
Неумение поставить себя на место другого человека,
непонимание мотивов поведения сверстника
6
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО
РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ УМЕНИЙ ОБЩАТЬСЯ
Направления
Я и моё
тело
Я и
другие
Я и мои
эмоции
Я и мой
язык
Я и Я
Подвижные игры и
физические упражнения
Игры на расслабление
«Холодно – жарко»
«Тающий снеговик»
«Танцующие птицы»
Успокаивающий массаж
Телесно-ориентированные
техники на сброс
отрицательных эмоций
«Где поселился страх»
«Прогоним Упрямку, Капризку,
Обидку»
«Избавляемся от злости»
Дыхательная гимнастика:
«Злые мыльные пузыри»
Беседы и игры с детьми:
«Что я люблю»
«Я лучше всех умею…»
«Кто Я?»
«Какой Я?»
«Назови ласково»
Рисование:
«Нарисуй себя»
«Нарисуй, что любишь»
«Моя ладошка»
Я и моё тело
Я и Я
Игры и упражнения на
знакомство с мимикой,
пантомимикой, жестами
«Где мы были, мы не
скажем, а что делали
покажем»
«Изобрази походку,
животное, сказочный
персонаж»
«Разговор через стекло»
«Скажи слово с разной
интонацией»
Беседы с детьми о
настроении
Обсуждение персонажей
Рассматривание фото,
иллюстраций
Игры на знакомство с
эмоциями:
«Узнай (изобрази) эмоцию»
«Пиктограммы»
«Волшебный мешок»
Я и мой язык
Я и мои эмоции
Игры и упражнения:
на привлечение внимания к внешнему виду, настроению,
действиям, интонации другого человека
«Повтори за мной», «Зеркало», «Синхронный танец», «Эхо»
«Что изменилось», «Угадай, о ком говорим», «Дотронься до…»
на умение замечать и подчёркивать положительные качества
и достоинства других людей
«Комплимент», «Похвали друга»
«Волшебный стул»
на умение совершать совместные, согласованные действия
«Раскрась варежки»
Беседы с детьми и разбор
ситуаций общения со
сверстниками
Сюжетно-ролевые игры
Я и другие