Экологический подход к обучению и воспитанию школьников на уроках биологии
Автор: Семенова Татьяна Васильевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45 Населённый пункт: г. Сургут Наименование материала: статья Тема: Экологический подход к обучению и воспитанию школьников на уроках биологии Раздел: среднее образование
Экологический подход к обучению и воспитанию школьников на уроках
биологии
Актуальность
XXI
век,
по
оценкам
экологов,
может стать
последним
для
человечества. Мы живем в эпоху глобальных проблем, одной из которых
является
экологическая
проблема, или
мировой
экологический
кризис.
Признаками
последнего
являются
нарушения взаимосвязей
внутри
экосистем или необратимые явления в биосфере, вызванные антропогенной
деятельностью
и
угрожающие существованию человека как вида. Почему
возникла такая проблема?
Технический
прогресс
привел
к
увеличению
антропогенного
воздействия
на природу.
Двигаясь
по
оси
цивилизованного развития,
обособляясь,
покоряя
природу, входя с ней в отношения конфронтации, че-
ловечество
постепенно
утрачивает
ценностное отношение к окружающей
среде. Увеличение численности населения, рост городов, а вместе с этим и
бытовых
отходов,
низкая культура
потребления
еще
более
усложняют
ситуацию. Несанкционированные свалки мусора, как в черте города, так и в
лесу, или на берегу озера, реки, грязные улицы и подъезды, испорченные
стены домов, разбитые фонари и прочие неприглядные места, окружающие
нас, вызывают чувство безысходности и стыда за человека, призванного
быть
разумным
существом.
Одни
люди,
совершенствуясь
в
искусстве
архитектуры,
делают
уголки
Земли
прекрасными,
другие
-
искажают
и
разрушают творение их рук, не понимая, что таким отношением ко всему
окружающему они рубят сук, на котором сидят.
Будущее мира зависит от образованности и культуры его граждан,
причем, не только от образованности элиты, лиц, принимающих решения,
а от экологической культуры каждого, среднестатистического жителя
планеты.
Основы
экологической
культуры,
экологическое
самосознание
формируются у человека в детстве.
Особенности экологического подхода в обучении и воспитании
Если задуматься и осмысленно ответить на вопрос «Чего мы хотим для
себя и своих детей?», то, скорее всего, последует ответ - мы хотим выжить в
этом сложном мире, выжить физически и выжить духовно. Экологическая
культура - это культура, в которой абсолютной ценностью является жизнь.
И то, что помогает жизни, чем воспроизводится жизнь, то ценно, а то, что
мешает
жизни,
выступает
как
антиценность. Огромные
знания
об
экосистемах
не
будут иметь
значения,
если
человек
не
будет
обладать
внутренней потребностью обеспечивать свою жизнедеятельность так, чтобы
гармония между ним и природой не разрушалась, а укреплялась. Такая цель
определяет и специфичность экологического подхода, который заключается в
следующем:
- Привычная всем педагогам схема:
«знания -- умения - навыки» трансформируется в схему:
«отношение
- знания - умения - навыки». Отношение к природе. Знания о
природе.
Умения исследовать природу. Навыки экологически значимого
поведения.
-
С о о т н о ш е н и е
о б у ч е н и я
и
в о с п и т а н и я в
экологиче ском
образовательном процессе
важно
смещать
в
сторону воспитания,
поэтому все знания, передаваемые детям, должны нести максимальную
воспитательную нагрузку.
- Формы, содержание и процесс экологического обучения и
воспитания должны представлять единое системное целое.
Важно, чтобы применяемые педагогические технологии экологического
подхода учитывали:
1.
Специфику экологического содержания уроков (занятий);
2.
Обучение через сотрудничество и сотворчество, на основе
педагогической
поддержки личности ребенка;
3. Обучение с учетом психологических и физиологических
особенностей процесса познания.
Экологический подход в обучении.
Обучение
через
сотрудничество,
сотворчество,
на
основе
педагогической поддержки
личности
ребенка. Технология
педагогической
Обучение через
сотрудничество,
сотворчество на основе
педагогической
поддержки личности
ребенка
Технология
педагогической
поддержки побуждения
детей к сознанию
экологических проблем и
возможных путей
улучшения экологической
ситуации здесь и сейчас
Применяется
фасилитационный подход,
при котором со стороны
педагога главенствующим
становится отношение к
ребенку как к равному
партнеру, сотруднику.
Организуется социально-
значимая деятельность
детей, итогом которой
является общественное
признание, положительная
самооценка,
самоутверждение
поддержки
использую для побуждения детей к осознанию экологических
проблем,
как
проблем
личного
и общественного характера; совместно с
ними определяются
возможные
пути
улучшения экологической
ситуации
здесь
и
сейчас.
На экологизированных
занятиях
широко
применяю
фасилитационный подход, при котором личность каждого ребенка находится
в центре воспитательного процесса, и со стороны педагога главенствующим
становится
отношение
к
ребенку
как
к
равному
партнеру,
сотруднику.
Организуется деятельность детей, итогом которой является общественное
признание, положительная самооценка, самоутверждение.
Обучение
с
учетом
психологических и
физиологических
особенностей
процесса познания - это холистическое обучение, при котором учитывается
целостная
работа головного мозга; конструирование технологии
занятия,
состоящего, как правило, из четырех этапов:
1.
Установление контакта с учащимися. Взаимодействие с классом,
при котором возникает заинтересованность (игра-приветствие,
игра-пожелание, доброе напутствие).
2.
Концентрация индивидуального внимания. Предлагается работа,
при которой включаются и аудиалы, и визуалы, и кинестетики.
3.
Основное содержание темы занятия. Используется наглядность,
проблемный
подход. Тщательно выбирается форма занятия,
предпочтение
отдается нетрадиционным — ролевым играм, диспутам, подвижным
играм. Выполняется ряд условий: задействовать всех, создать си-
туацию успешности для каждого, обязательно сделать выводы,
высказать личное мнение.
4.
Рефлексия - возможность поделиться переживаниями,
сомнениями, радостью открытия.
Экологическое содержание реализую при экологизации традиционного
учебного предмета
биология,
природоведение,
а
также во
внеклассной
работе.
Тематическое
планирование
изучаемых курсов при обычном подходе
и
при
экологизации
предметов
существенных
отличий
не
имеет.
Особенности
возникают при
планировании
содержания
уроков.
На них
разнообразными примерами важно подчеркивать не только взаимосвязи
ж и в о й
и неживой
природы,
но
и
высокую
функциональность
и
сбалансированность
этих
связей, что и поддерживает единство жизни на
Земле.
Говорится
о
двух
сторонах
любого явления
с
точки
зрения
его
«полезности» и
«вредности»,
о
могуществе
и
хрупкости планеты,
о
необходимости бережного отношения к общему дому всего человечества -
Земле.
В любом учебном предмете есть реальная
возможность
подтверждать
известные Законы экологии: «Всё связано со всем. Природа знает лучше.
Всё нужно куда-то девать. За всё нужно платить», а также информация,
способствующая
развитию
прогностических
умений,
умения
мыслить
самостоятельно,
постигать
сущность
причинно-следственных связей
в
отношениях между процессами и явлениями
природы.
Технологии, подходы и методы обучения.
Таблица 1
Применяемые
подходы
Используемые технологии
Экологический подход -
сочетание излагающего,
отнош е н ч е с к о г о
и
технологического
подходов.
Учет
психологиче ских
и
ф и з и ол о г и ч е с к и х
о с о б е н н о с т е й .
Ф а с и л ит а ц и о н н ы й
м е т о д
взаимодействия. Работа в группах переменного состава,
обсуждение в «круге».
Педагогическая
поддержка
индивидуализации
ребенка
Помощь
в
решении
личностных
проблем
ребенка.
Побуждение
к
самонаблюдению,
самопознанию,
самоанализу,
самовоспитанию,
саморазвитию,
самоопределению, самореализации. Развитие качеств
лично сти,
необходимых
для
г а рм о н и ч н о го
существования с окружающей социоприродной средой.
Педагогическая
поддержка
социализации ребенка
Со
-
и
самоуправление
субъектов
воспитательного
процесса. Уроки эффективного общения. Коллективные
творческие
дела.
Социальное
проектирование.
Сотворчество
и
сотрудничество
детей,
педагогов,
родителей для формирования экологически правильного
поведения и развития экологической культуры.
Здоровьесбережен
ие
Стимулирование
здорового
образа
жизни,
создание
условий
для развития полезных привычек, полезных
навыков,
толерантности.
Содействие
осознанию
великой ценности жизни.
таблица 2
Используемые технологии
Методы
Сочетание игрового и проблемного
типов обучения.
Ролевые
и
интеллектуальные
игры
типа
«Что?
Где? Когда?»,
«Своя
игра»,
«Умники
и
умницы»,
игра-
путешествие.
Урок-конференция,
д и с п у т ,
м о з г о в о й
ш т у р м .
Д и д а к т и ч е с к и е
с к а з к и ,
и н с ц е н и р о в к и .
И с п о л ь з о в ание
н а гл я д н о с т и ,
с и г н а л ь н ы х
и
понятийных
карточек, медиасредств.
Практические
работы,
графические
диктанты,
тестирование,
сре зы
знаний,
решение
исследовательских
задач. Составление и использование
о п о р н ы х
ко н с п е к т о в
и
с х е м .
П о д г о т о в к а
с о о б щ е н и й ,
взаимоопрос,
опрос
по
цепочке,
п о к а з а т е л ь н ы й
о т в е т .
Интегрированные
уроки
(например,
х и м и я
-
б и о л о г и я -
экология).
У с т а н о в л е н и е
к о н т а к т а ,
к о н ц е н т р а ц и я
в н имания,
и с п о л ь з о в а н и е
и г р ы - о т д ы х а ,
невербального
управления
классом,
ритуалов
педагогического
общения.
Физкультминутки на уроках.
Личностно-ориентированный
подход. Работа в группах,
в парах,
индивидуально.
Холистический
подход.
Приемы
эффективного общения.
Соуправление.
С о т в о рч е с т в о .
Поддержка
и
стимулирование.
Обратная связь.
Здоровьесбережение
Таблица 3.
Используемые ИКТ
Примеры
Использование
электронных
учебных пособий для сопровождения
уроков, тестирования знаний, решения
задач, проведения
экспериментов
в
виртуальной лаборатории.
Составление и защита проектов,
сообщений, докладов, рефератов.
Выпуск
школьных
печатных
изданий.
Компьютерное
оформление
рабочих стендов кабинета.
Т е о р е т и ч е с к и й
м а т е р и а л
э к о л о г и з и р о в а н н ы х уроков:
иллюстрации, исторические сведения,
терм и н ы
и
п о н я т и я .
Многофункциональные
тестовые
за-
дания.
Разбор
и
самостоятельное
р е ш е н и е
з а д а ч .
В ыполнение
в и р т у а л ь н ы х
э к с п е р и м е н т о в .
В и р т
у а
л ь н ы е экскурсии.
Интерактивные
упражнения
для
закрепления и проверки знаний.
Работа
в
текстовом
редакторе,
составление
схем, таблиц, диаграмм.
Сканирование. Создание презентаций,
слайдового сопровождения.
Детская
экологическая
газета
«ЭкоШАГ», детские и педагогические
творческие альманахи.
Уголок кабинета, экологический
стенд,
рекомендации
по
итоговой
аттестации.
Завершая описание специфичности экологического подхода, хотелось бы
поделиться еще одним рассуждением. Известно, что своим названием экология
обязана двум греческим словам: "ойкос" - дом, жилище, родина, и "логос" -
наука. Для многих «экологический подход» ассоциируется с «домашним»
подходом к образованию, то есть, с таким, при котором ученик в школе
чувствует защищенность, комфорт, уют, знает и выполняет соответствующие
его
возрасту обязанности,
умеет
строить
взаимоотношения
с
людьми
и
природой на основе заботы и понимания. И в школе, как в хорошей доброй
семье, выстраиваются отношения взрослых и детей на основе соуправления,
сотрудничества,
сотворчества,
взаимной
помощи и поддержки. Из школы
экологические
отношения
переходят
на
ближнее
и
дальнее
социальное
окружение. И становится ясно: мир спасает красота, доброта и экология.